«Решение не принято»: как опустевшие прилавки «Бахетле» напугали жителей Нижнего Новгорода

В СМИ и соцсетях Нижнего Новгорода на днях появилась информация о том, что в городе закрывается единственный супермаркет татарстанской сети «Бахетле». В подтверждение публикуются фотографии пустых полок магазина. Однако, как выяснило «Реальное время», решение о дальнейшей судьбе супермаркета еще не принято. Тем временем, по данным экспертов, в ходе масштабной региональной экспансии «Бахетле» закрытые магазины сеть замещала открытием новых.

Информации о закрытии или реновации нет, но полки пустые

Сообщения о закрытии супермаркета «Бахетле» в Нижнем Новгороде появились на днях в СМИ и соцсетях. «В ТЦ «Фестиваль», что на Казанском Шоссе закрывается магазин Бахетле. Экспансия нижегородского рынка казанской сетью не удалась. А жаль. Самса, чак-чак, манты и пр. радости восточной гастрономии там были вкусные. И печенюхи у них прикольные были», — цитирует пользователя Jerry Gold портал NN.ru.

Телефон магазина в Нижнем Новгороде сегодня на звонки не отвечает. В отделе маркетинга центрального офиса компании, который в сети занимается взаимодействием со СМИ, корреспонденту «Реального времени» заявили, что «от собственников сети информации о закрытии не поступало». Фото пустых полок комментировать сотрудники компании не стали. На вопрос, может ли речь идти о реновации или ремонте магазина, ответили, что ничего подобного компания не планировала. Однако в приемной гендиректора «Бахетле» корреспонденту «Реального времени» заявили, что решение о судьбе нижегородского магазина не принято, следовательно, о закрытии торговой точки речи не идет.

Отметим, что татарстанская компания традиционно, придерживается закрытой информационной политики, и, как правило, не разъясняет подобные ситуации. Достаточно вспомнить историю вокруг супермаркета в ТЦ «Мега» в Казани, когда его опустевшие прилавки породили слухи о закрытии магазина. Однако позже они были развеяны, а магазин в итоге открылся спустя некоторое время в новом дизайне и с новым расположением продуктов.

Открывали на пике роста сети

Напомним, нижегородский «Бахетле» открыли полтора года назад, в декабре 2014 года. Место подобрали знаковое — Казанское шоссе, ТЦ «Фестиваль».

В церемонии открытия нового супермаркета приняла участие генеральный директор ООО «Бахетле-1» и владелица сети Муслима Латыпова. А среди почетных гостей были и мэр Казани Ильсур Метшин, и глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин. Татарстан представлял еще и замминистра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев.

Новый супермаркет, согласно официальному сайту компании, был одним из 13 магазинов сети за пределами Татарстана. Компании на сегодняшний день также принадлежит девять объектов в Москве, два в Новосибирске, один в Барнауле. Остальные супермаркеты расположены в Казани (16), а также по одному в Набережных Челнах, Нижнекамске.

При этом сеть росла несколько лет подряд. К началу 2016 года, по данным агентства INFOLine, количество магазинов только прирастало и достигло 30. В 2012—2013 было 25 магазинов, в 2014 году — 29, в 2015 году — 30 (согласно сайту компании — 31). К 2016 году произошла ротация — какие-то магазины открывали и закрывали, но количество магазинов, по данным INFOLine, не менялось.

— По крайне мере, до середины 2016 года компания в активных действиях по оптимизации торговых площадей не замечена, рассказывает основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Общая торговая площадь на середину года достигла 36 тысяч кв. метров и она тоже не менялась.

Кризис есть кризис

Несмотря на так хорошо развитую сеть, дела «Бахетле» в 2015 году шли не самым лучшим образом. Выручка ООО «Бахетле-1» (оператор сети магазинов «Бахетле») по итогам 2015 года выросла всего на 3,3% и составила 9,05 млрд рублей. Себестоимость продаж увеличилась до 7,3 млрд рублей с 6,9 млрд рублей, валовая прибыль снизилась на 60 млн рублей до 1,75 млрд рублей. Операционная прибыль, согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», показала отрицательный результат — 68 млн рублей. Чистая прибыль составила 50,5 млн рублей, что на 67 млн рублей меньше, чем годом ранее. При этом эксперты отмечают, что сеть все-таки должна еще заработать за счет инфляции. В то же время в долгосрочной перспективе некоторые угрозы для сети есть.

— На рынке происходит много трендов, какие-то из них разнонаправленные — с одной стороны, происходит очевидное снижение покупательской способности населения и, как следствие, снижение объемов потребления в том числе и продуктов питания, с другой стороны, сейчас наблюдается взрывной рост большого количества сетей, которые работают в формате низшего ценового сегмента — это магазины шаговой доступности «Магнит», «Дикси», в некоторых случаях «Пятерочка», — рассказывает Федяков.

— То есть несмотря на то что покупательская способность снижается, эти торговые сети не испытывают оттока покупателей. Можно сказать, что аналогичная ситуация наблюдается и в формате гипермаркетов, потому что они позволяют потребителю сэкономить и оптимизировать свои затраты и потребители этим активно пользуются. Поэтому и трафик, и, соответственно, денежный like to like у сетей формата гипермаркетов растет.

По словам эксперта, в такой ситуации под двойной удар попадают компании с магазинами, ориентированными на средний класс, а это как раз классический потребитель торговой сети «Бахэтле». Это высоко ассортиментные магазины с большой долей хорошей кулинарии, но при этом с более высокой стоимостью. «Так традиционно бывает в период кризиса — люди в большей степени экономят деньги и в меньшей степени — время. В период экономического подъема наоборот — люди больше стремятся экономить время и меньше — деньги. Поэтому сейчас можно сказать, что «Бахэтле» оказалась в неудачное время и в неудачном месте, и дальше вопрос заключается только в том, какой вывод сделает руководство компании», — говорит Федяков.

«Продуктовая лавка» — сеть небольших бюджетных супермаркетов в шаговой — на сегодняшний день имеет в Казани 35 торговых точек. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Однако руководство сети выводы сделало еще в прошлом году. Напомним, Муслима Латыпова и Тагир Метшин уже попытались встроиться в тренд и создать сеть небольших бюджетных супермаркетов в шаговой доступности «Продуктовая лавка». По данным сервиса 2ГИС, в Казани «Продуктовая лавка» на сегодняшний день имеет 35 торговых точек.

Дмитрий Семягин, Мария Горожанинова

Новости партнеров