«Казань никогда не была буддийским городом, по крайней мере, в относительной исторической перспективе»

Опрос о строительстве дацана для последователей Будды в столице Татарстана: мнения «за» и «против»

На днях «Реальное время» сообщило о предстоящем строительстве буддийского храма в Казани. Это известие, впоследствии растиражированное многими региональными СМИ, вызвало немалый резонанс. Против возведения в городе дацана не стали возражать опрошенные нашим изданием эксперты, среди которых были ученые, религиозные и общественные деятели. Однако один человек все же не одобрил эту идею.

Храм с лекарями и астрологом

На прошлой неделе Казань всколыхнула новость о буддийском храме, который может появиться в столице Татарстана в ближайшие годы. В эксклюзивном интервью «Реальному времени» рассказала о будущем дацане инициатор этого строительства Сэсэгма Бубеева, председатель национальной культурной автономии бурят Казани.

По ее словам, местные власти идею предварительно одобрили. К тому же в проекте принимает участие известный бурятский скульптор Дашиним Намдаков, изготовивший статуи зилантов и крылатых барсов у казанской «чаши».

После оформления необходимой документации буддийская община займется поиском инвесторов. Не исключено, что дацан появится в Казани раньше, чем в Москве, где установили ступу в преддверии самого строительства храма. Дацан будет входить в юрисдикцию Буддийской традиционной сангхи России.

По задумке инициатора, наряду с молитвами в храме будут практиковать восточную медицину (фитотерапию, остеопатию) и проводить консультации астрологов.

По оптимистичным прогнозам Бубеевой, культовое сооружение распахнет двери через 3—5 лет.

При этом она заявила, что готова к разным мнениям людей относительно будущего храма, которые могут не принять ее идею. Единственное, что может сильно ее огорчить, — акты вандализма и агрессии по отношению к ее единоверцам.

Наследие посланника Аллаха

Общественность Татарстана и за ее пределами неоднозначно отнеслась к подобному известию. Однако в целом публика с пониманием отнеслась к идее строительства храма Будды в регионе, где столетиями проживают представители ислама и православия. По крайней мере, публично заявлять о неприятии проекта практически никто не решился, во всяком случае, в республике.

Так, заместитель председателя Духовного управления мусульман РТ Илдар Баязитов ссылается на исторический опыт исламских стран, когда правители-мусульмане не давали в обиду иноверцев.

— Меня лично наличие буддийского храма никак не задевает, — сказал заместитель муфтия. — Конечно, мы не можем мечтать, чтобы была одна религия. У нас есть буддисты, а их религия считается в России одной из традиционных. Поэтому они имеют право строить свой буддийский храм. Пророк Мухаммад учил нас с уважением относиться ко всем религиозным взглядам, мировоззрениям. Мусульмане не должны никого ругать, ущемлять права других. И если взять историю исламских стран, империй, в них всегда имели место другие религии. Была даже охранная грамота, выданная пророком Мухаммадом, где написано, что мы должны относиться ко всем с уважением. И если буддисты хотят поклоняться по своим традициям, то имеют право.

Символический и верный жест

В свою очередь заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Лариса Астахова отмечает, что появление культового здания новой для республики конфессии не повлечет за собой негативных последствий в республике.

— Я не думаю, что возведение храма сможет повлиять как-то на межконфессиональное согласие, — подчеркнула она. — Храм для буддистов — необходимый, обязательный объект. И если община достигла такого объема, что ей необходимо подобное место, то, думаю, вреда никакого не будет. Насколько я знаю, решение о передаче земли под строительство храма тщательно проверялось, и это действительно традиционные буддисты, имеющие место на территории Российской Федерации. То есть никакого криминала или опасности для населения здесь нет.

Другой эксперт «Реального времени» Вадим Козлов, исполнительный директор АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз», отмечает миролюбивый характер буддизма. А строительство дацана он считает стратегическим шагом по укреплению отношений с Востоком.

— Буддисты, как правило, считаются одними из мирных представителей мировых конфессий. Они практически не были замечены в каких-то межрелигиозных столкновениях. В принципе, у нас их не так много, поэтому строительство дацана будет носить, скорее, символический характер, чтобы показать, что Казань — это такой традиционный центр Евразии, и все культуры и религии находят себе место, и их представители могут спокойно и комфортно себя чувствовать. Буддизм все-таки относится к традиционным религиям России, наряду с православием, исламом и иудаизмом. Поэтому вряд ли это может рассматриваться как какой-то конфликтогенный фактор. Наоборот, мы сейчас на Восток начинаем активно смотреть, обращаем взоры на Юго-Восточную Азию, а там буддизм имеет очень широкое распространение. Поэтому это такой символический жест: Казань была и остается форпостом России для Востока. Это добавит Казани веса не только в глазах западного полушария, но и в восточных странах, восточных культурах. Так что это символический и верный жест, — заявил Козлов.

«У Намдакова достаточно сильные культурные коды»

Общественные деятели Татарстана тоже не возражают против буддийского храма. При этом известный журналист Римзиль Валеев пожелал, чтобы дацан функционировал как настоящее культовое сооружение и собирал под своим сводом верующих.

— Не вижу вреда от символа традиционной религии России. Но я пока не слышал и не видел ничего о действиях представителей буддийской религии. Для меня важнее их личности, действия и взгляды, нежели их культовые сооружения. Помещение для меня не первично. Если все законно, пускай строят. Хотя один бурят у нас присутствует, которого я знаю, — Даши Намдаков. Он, может, украсит казанскую действительность и таким объектом. У нас католическая церковь построена, и раньше она была. Самое главное — кто там еще есть, кроме Даши, кто будет финансировать, осуществлять.

Сам религиозный символ не свойственной для меня традиции не раздражает. У нас было какое-то было экзотическое сооружение желтого цвета на Гаврилова. И оно было неоднозначным. Но точной информации, кто такие и как им удалось построить, не располагаю. Потом они исчезли.

Если бурят 50—100 человек в городе, это соразмерно реальным потребностям прихода. Когда я вижу культовое сооружение православных и в некоторых случаях мусульман, которое пустует и туда никто не ходит, это только напоминает некоторые времена. Поэтому надо исходить из реальных потребностей. Надо понимать, что это не государство строит, а сами. А государство — только надзирать, контролировать и по закону содействовать. Лично я не против.

Участие в проекте Намдакова только положительно скажется на имидже города, считает председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин.

— В участии Намдакова в культурной жизни Казани я не вижу противоречия, — сказал он. — Лондон не видит противоречия в том, что в Гайд-парке стояли Чингисхан и «Хранительница». Казань — это же не такая заповедная зона. За Даши Намдаковым я следил достаточно давно, когда он еще не был столь известен. У него достаточно сильные культурные коды. Его произведения — несомненная часть современной культуры. И то, что мы сможем увидеть его работу в Казани, говорит о том, что нам только повезло. Против него ничего не имею. В свое время мы высказывались против его скульптуры «Хранительница» в Булгаре — там это было не к месту.

Также молодой активист выразил солидарность с Баязитовым, ссылаясь на Коран.

— В исламе считается, что в разнообразии благо. Даже в Коране написано, что Всевышний нас полюбил разными, чтобы мы познавали друг друга. Можно найти бесконечно много причин, разных мнений «за» и «против». Но насчет храма должны решать вопрос именно те, кто туда будет ходить. Если у нас есть буддисты, у них существует такая потребность, то они должны лоббировать это, строить. Татарстан — территория межконфессионального мира. Иногда нам кажется, что кому-то что-то больше достается, но не надо нам жалеть места, — отметил Яруллин.

Традиционные верующие или западные необуддисты?

Знаменитый священник РПЦ, колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с нашим корреспондентом указал на то, что храм будет курироваться Буддийской традиционной сангхой России — уважаемой в стране организацией.

— Буддизм — традиционная религия России. В царское время в Санкт-Петербурге был построен дацан в XIX веке. Буддизм распространен в трех регионах: Бурятия, Калмыкия и Тува. Однако в больших городах, конечно, очень много выходцев из этих республик, поэтому буддисты есть почти везде. У них свои общины, ведут свою деятельность.

В принципе, я не вижу ничего плохого в том, чтобы в каком-то из крупнейших городов страны появилось буддийское культовое здание. Интересно, что в Москве идут разговоры о его строительстве, но идея буддистов пока не смогла реализоваться. Что касается ступы на месте строительства, это маленькое архитектурное сооружение, но полноценное здание построить так и не удалось. Там есть несколько мест, где планируется это построить.

Буддийская традиционная сангха, к которой относится казанская община, — организация весьма уважаемая. Она ведет свою преемственность еще с дореволюционной общины. И если действительно деятельность казанской группы буддистов будет идти в рамках этой организации и будет направлена на тех людей, которые традиционно по происхождению являются буддистами, это будет вполне нормально и естественно, — отметил он.

При этом православный деятель предостерегает, чтобы под «соусом» традиционной конфессии в республику не проникли необуддийские группы.

— Известно, что есть группы буддистов, которые занимаются прозелитизмом, то есть обращением в свою веру христиан, мусульман или других людей, используя для этого рекламу целительства, разные шоу и тому подобное. В России последователи этих групп тоже есть, в частности, это русские люди, обращенные в необуддизм западными проповедниками. Если возникнут такие группы, это, конечно, может вызвать отрицательную реакцию у местных жителей. Поэтому нужно очень внимательно посмотреть за тем, направлена ли деятельность группы в Казани на традиционных буддистов, в частности, бурят, или под маркой традиционного буддизма появится рано или поздно какая-то миссионерствующая группа людей, — заметил Всеволод Чаплин.

Милонов против

Тем не менее депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, известный своими скандальными и неоднозначными заявлениями, выступил против строительства дацана в столице Татарстана.

— Я считаю, что дацан в Казани ставить не стоит, поскольку город никогда не был буддийским, по крайней мере, в относительной исторической перспективе, — сказал парламентарий «Реальному времени». — Нельзя бежать за какими-то мультикультурными тенденциями. Казань — это место, где не идеально, но все-таки по-российски нормально сосуществуют и православные святыни, и мусульманские. И мы должны сохранять этот мир, гармонию, которая тут образовалась, нещадно обрубая любые экстремистские течения ради сохранения мира.

В таких условиях завести ссору очень легко: возбудить внимание молодежи. Поэтому нужно нещадно мусульманским и православным старейшинам, активистам, официальным организациям воздерживаться от религиозного экстремизма — он разрушает мир. Но появление буддийского дацана не есть результат ожидания какого-то консенсуса, и надо просчитывать его возможные последствия. Поэтому я не думаю, что несколько десятков или сотен буддистов, которые живут в Казани, будут поражены в своих правах. Вот если взять мусульманское село где-нибудь в Башкирии, где 99% — мусульмане. Если приехать туда и строить только православные храмы, то может возникнуть непонимание. Это должно быть элементом некоего общественного консенсуса.

Точно так же мусульмане с пониманием относятся к тому, что в Петербурге не стоит строить слишком много мечетей, чтобы не нарушить то хрупкое и важное состояние баланса и гармонии. Все понимают. А вот тут ребята пришли и сказали, что надо дацан. Вот в Петербурге есть дацан, хоть мало людей ходят, но он есть — и замечательно. А вот сейчас какие-то такие решения не стоит принимать.

Тимур Рахматуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров