Алексей Малашенко: «Пока что Эрдоган – только победитель. Все вышли поддерживать его, а не армию»

Алексей Малашенко — об участившихся конфликтах на постсоветском пространстве, российской выгоде от турецкого путча и Гюлене-исламисте

В последние дни вслед за турецким кризисом на постсоветском пространстве произошло несколько вооруженных конфликтов. В Ереване оппозиционеры захватили здание полиции; в Алма-Ате произошла кровавая перестрелка с сотрудниками МВД; была стрельба и в тбилисском здании минюста. «Реальное время» обратилось к известному политологу и востоковеду Алексею Малашенко, чтобы он помог разобраться, не является ли все это звеньями одной цепи.

«Какие-то силы мстят власти»

— Вокруг России в последние дни вспыхнула странная серия конфликтов — в Армении, Казахстане, Грузии. Алексей Всеволодович, это случайное совпадение или нет?

— Конфликты в России и вокруг нее идут после распада Советского Союза. Искать какие-то глубинные смыслы в этом отношении — это просто глупо. Между конфликтом в Грузии и конфликтом в Казахстане такая же разница, как между белкой и березой. Они не имеют друг к другу никакого отношения. Единственное, что можно к этому добавить: распад Советского Союза произошел очень быстро. Все тогда думали, что будет гражданская война, но она обратилась в целую серию конфликтов. Если вы посмотрите на карту, то конфликты были везде. Я даже не могу назвать государства, где бы их не было. А у нынешних конфликтов совершенно разные корни, там совершенно разные проблемы. Единственное, что объединяет, и то это искусственно, — какие-то силы мстят власти: это могут быть исламисты, националисты, это может быть кто угодно. Но я знаю, что есть какие-то идиоты, которые пытаются искать некоторый заговор вокруг этого. Это чушь собачья!

Везде существуют свои конкретные причины. Кстати, по Казахстану мы до сих пор не знаем конкретно, что там произошло вокруг этого Никольского рынка. Хотя я много раз бывал в Алма-Ате, бывал на этом рынке. Непонятно, что там. Что касается Армении, то там совместно ребята, опять я не знаю за что, но за что-то хотели отомстить. А поиском глубинных провокаций, происков империализма пусть занимаются федеральные программы. Они это умеют, на это у них ума хватает, но не больше.

«В Грузии действительно сложные политические процессы, которые идут конституционным путем, а иногда нет. Так и должно быть. Когда есть авторитаристы, которые хотят всем править, они такую реакцию и получают». Фото romsat.ge (минюст Грузии)

— А в Грузии чуть ли не минюст не захватили — что это?

— Ну и что? В Грузии действительно сложные политические процессы, которые идут конституционным путем, а иногда нет. Так и должно быть. Когда есть авторитаристы, которые хотят всем править, они такую реакцию и получают. Поймите, это нормальные процессы, которые связаны отношением между политикой и обществом. Это может нравиться, не нравиться, можно что-то изобретать на эту тему, но это данность. И американский империализм это организовать не может, у них своих проблем по уши.

— Некоторые люди заявляют о некотором огненном поясе вокруг России…

— Ну это говорят идиоты, можете так им и передать. Я готов под этим выражением подписаться.

«Если бы я знал, то работал в ФСБ или главным советником Путина»

— Где еще на постсоветском пространстве острая ситуация? Где еще может вспыхнуть какой-нибудь конфликт?

— Если бы я мог знать, где могут возникнуть конфликты, я бы работал в ФСБ или главным советником Путина. Я думаю, что повсюду. Вы мне назовите любую страну. Казахстан — там транзит власти. Узбекистан — транзит власти. Таджикистан — вообще непонятно, что происходит, у таджиков тоже масса проблем. Лукашенко в Белоруссии, который в Европу уходит. С Молдавией проблема не решена. Украина — сами видите что. Везде! Вопрос: почему именно вокруг России, а не вокруг Финляндии это происходит? Вот это интересный вопрос.

— То есть вы считаете, что проблема в России?

— Россия — большое государство, много границ, много проблем. И отзвуки российских проблем падают на ее пограничье.

«Что касается американцев и Гюлена, то он, простите меня, исламист. Он сидит у себя в Пенсильвании, он тут же отказался от того, что это он провоцирует. И американцам все эти события тоже ни к чему». Фото cnnturk.com

«Американцы здесь ни при чем»

— Хотелось бы узнать про турецкий кризис. Что это произошло в ночь на субботу — реальный путч или инсценировка переворота, чья-то провокация?

— Это был реальный путч. После инсценировки 6 тысяч человек не арестовывают. Это была реальная попытка, не совсем удачная. Надо было думать раньше ребятам. Они провалились.

— И кто это мог устроить — армия, оппозиция, сторонники Фетхуллаха Гюлена, другие страны?

— Только армия. А Гюлен к этому отношения совсем никакого не имеет. Ему это ни к чему, ему это только мешает.

— Эрдоган обвинил США в подготовке этого конфликта. Чем это может грозить Турции?

— Пока что Эрдоган — только победитель. Все вышли поддерживать его, а не армию. Что касается американцев и Гюлена, то он, простите меня, исламист. Он сидит у себя в Пенсильвании, он тут же отказался от того, что это он провоцирует. И американцам все эти события тоже ни к чему.

— А то, что Эрдоган обвинил американцев, это не может вылиться для него в какие-нибудь неприятные последствия?

— Это его ошибка, что работает на руку России. Наверное, у него есть разведка, которая сама прекрасно понимает, что американцы здесь ни при чем. Но поговорить может.

— Чем для России это может обернуться? Может наша страна извлечь из все этого выгоду?

— Конечно, выгодой все и обернется. Потому что Лавров тут же поддержал Эрдогана под названием «конституционный режим». Если бы это произошло два месяца тому назад, то тот же Лавров сказал бы, что прогрессивная армия хочет свергнуть Эрдогана. Но ситуация поменялась, и Россия за Эрдогана.

— И сложившаяся ситуация оказалась на руку России?

— Безусловно.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров