Крошки с Sorti: рулевые «Нэфиса» захотели зарабатывать больше Игоря Сечина

Топ-менеджеры производителя бытовой химии подняли себе потолок вознаграждения до 100 млн рублей в месяц каждому

Крошки с Sorti: рулевые «Нэфиса» захотели зарабатывать больше Игоря Сечина
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов (Михаил Сыровацкий и Дмитрий Самаренкин)

Как стало известно «Реальному времени», совет директоров крупного татарстанского производителя бытхимии ПАО «Нэфис косметикс», который выпускает средства для мытья посуды и стиральные порошки под марками AoS и Sorti, установил себе новые лимиты на денежные вознаграждения. Отныне пятеро топ-менеджеров предприятия могут получать до 100 млн рублей в месяц каждый. Несмотря на то, что официального предложения на выплату поощрительных с 8 нулями пока никому не сделано, не исключено, что вскоре оно последует. Иначе зачем так задирать лимит?

Не больше 100 миллионов в одни руки

Во вторник ПАО «Нэфис Косметикс» опубликовало официальное сообщение об итогах годового собрания акционеров общества за 2015 год. В нем говорится о решении утвердить размер вознаграждения, выплачиваемого председателю Совета директоров, в размере до 100 млн рублей в месяц, а членам СД — до 100 млн рублей в месяц каждому. Как пояснил источник «Реального времени» в «Нэфисе», в течение финансового года компания не выплачивает ежемесячного вознаграждения представителям высшего звена управления. «Поэтому необходимо было закрепить верхний предел для расчета выплат по окончании года, — говорит собеседник, — согласно закону «Об акционерных обществах» (а если быть предельно точным, ст. 64 №208-ФЗ — прим.ред.), размер вознаграждения членам Совета директоров любого общества устанавливается решением общего собрания акционеров. Без этого решения невозможно производить выплаты».

Какую конкретно сумму предполагается выплатить на деле, источник не пояснил. «Это может быть 50, 70 млн рублей, а может и ноль. Скорее всего, будет ноль, — считает он. — В прошлом году в решении собрания акционеров была заложена такая же формулировка, но предприятие было освобождено от раскрытия информации, поэтому это выглядит как новость», — рассуждает он. На вопрос, почему же бы установлен запредельный верхний предел, он сообщил интригующее «на всякий случай».

На запрос «Реального времени» в пресс-службе на момент публикации не ответили.

Хозяин-барин

Следует отметить, что «Нэфис Косметикс» (в его портфеле такие торговые марки, как AOS, Sorti, BiMax и «Биолан») — это российский производитель товаров бытовой химии, который успешно конкурирует с такими крупными транснациональными компаниями, как Procter&Gamble, Henkel, и входит в тройку лидеров по производству товаров бытовой химии. Компания входит в группу «Нэфис», которая, как и косметическое подразделение, принадлежит частным лицам. Одним словом, за бизнес-группу Ирека Богуславского можно лишь порадоваться, а предпринимателям — самим решать, какими суммами они будут мотивировать топ-менеджмент.

Кто же может теоретически претендовать на гонорар в 100 миллионов? По итогам собрания акционеров в Совет директоров 2016 года были избраны пятеро: первый замгендиректора АО «Казанский жировой комбинат» Дмитрий Самаренкин, гендиректор АО «Казанский МЭЗ» Михаил Сыровацкий, первый зам гендиректора по общим вопросам, директор по общим вопросам ПАО «Нэфис Косметикс» Шамиль Габдуллин, замгендиректора по маркетингу ПАО «Нэфис Косметикс» Наталья Клячина и начальник правового управления ПАО «Нэфис Косметикс» Юлия Благиных (к слову, один из сильнейших юристов республики).

Что интересно, четверо из пятерых членов СД являются совладельцами «Нэфис Косметикс». Так, по данным компании (раскрыто около 81% акционерного капитала), 26,35% ПАО «Нэфис Косметикс» принадлежит Наталье Клячиной, 21,7% — Иреку Богуславскому, 18,83% — Зайнаб Сыровацкой, 7% — Дмитрию Хайбуллину, 5,3% — Михаилу Сыровацкому, 2,04% — Дмитрию Самаренкину, 0,44% — Шамилю Габдуллину, 0,12% — АО «Казанский жировой комбинат».

Пополнить кошелек депутата

Кто из великолепной пятерки стал председателем СД, не сообщается. Но в документах можно обнаружить, что ранее совет директоров возглавлял Михаил Сыровацкий. Поскольку он является еще и депутатом Госсовета РТ, то опубликована декларация о его доходах. В прошлом году Сыровацкий задекларировал доход в размере 16,4 млн рублей. В собственности — земельные участки площадью 800 кв. м и 3119 кв. м, жилые дома площадью 804,7 кв. м и 29,2 кв. м, квартиры площадью 172,3 кв. м и 60,3 кв. м, иное недвижимое имущество площадью 156,8 кв. м и 26,8 кв. м. Также в собственности — мотолодка BWA Eight Fifty 2011 года выпуска и прицеп МЗСА 2012 года выпуска. Еще в пользовании находится земельный участок в 0,155 га. Одним словом, даже однократная выплата в 100 млн рублей будет не лишней для семейного бюджета.

Депутатом является и еще один член СД Дмитрий Самаренкин. За 2015 год он заработал 31,8 млн рублей, супруга — 332,4 тысячи рублей. Предприниматель владеет квартирой площадью 252 кв. м и стояночным местом площадью 11,3 кв. м. Также в пользовании находится квартира площадью 65,6 кв. м. В собственности у супруги — земельный участок площадью 3737 кв. м, жилой дом площадью 587,9 кв. м, квартиры площадью 46,5 кв. м, 57,9 кв. м, 74,4 кв. м, а также 1/3 квартиры площадью 65,6 кв. м. Также в пользовании — квартира площадью 252 кв. м.

1,2 млрд в год каждому: много или мало?

Если вдруг тот самый «всякий случай» наступит в этом году, то каждый из членов Совета директоров «Нэфис косметикс» может претендовать на выплату годового вознаграждения максимум в 1,2 млрд рублей. До сих пор о таких астрономических суммах можно было лишь мечтать. Общий размер вознаграждения (в т.ч. заработная плата), выплаченного членам Совета директоров ПАО «Нэфис Косметикс» по результатам отчетного 2015 года, составил 160,5 млн рублей. По итогам 2014 года «Нэфис Косметикс» выплатил членам СД 137,7 млн рублей, а по итогам 2013 года — 91 млн рублей.

У обывателя возникает вопрос: а много это или мало — выплата (пусть даже теоретическая) такого вознаграждения на фоне других российских компаний? К примеру, совет директоров «Роснефти» рекомендовал акционерам утвердить объем вознаграждения для членов СД по итогам 2015 года на уровне $550 — 580 тыс. (37,1 млн рублей по курсу на 23 июня 2016 года — прим. ред.). РБК писал год назад, что, исходя из принципа формирования вознаграждения, доход главы компании Игоря Сечина может составить по итогам 2015 года порядка 600 млн рублей. То есть менеджеры «Нэфиса» могут получить вдвое больше.

Гораздо скромнее вознаграждения среди татарстанских компаний. Из 13,9 млрд рублей чистой прибыли «Казаньоргсинтез» решил выплатить членам Совета директоров и правлению только 78,8 млн рублей. Учитывая, что у «Казаньоргсинтеза» всего 11 членов СД и 10 членов правления, то в пересчете на одного топ-менеджера приходится 3,7 млн рублей.

А КАМАЗ рекомендовал акционерам на предстоящем 24 июня собрании утвердить решение не выплачивать дивиденды за 2015 год. Согласно данным годового отчета ПАО «Татнефть» за 2014 год (годовой отчет за 2015 год пока не опубликован), в 2014 году компания выплатила 15 членам Совета директоров и правления краткосрочные вознаграждения в размере 686,5 млн рублей, долгосрочные вознаграждения — в размере 68,2 млн рублей.

Положение устойчивое, но есть долги?

Финансовое состояние у «Нэфиса» устойчивое. Пресс-служба предприятия со ссылкой на гендиректора ПАО «Нэфис Косметикс» Романа Пивкова сообщала, что группа стабильно развивается по всем ключевым направлениям во всех сегментах, так как «вовремя завершила финансирование и реализацию инвестиционных проектов». Три года назад руководство предприятия заявило о нескольких проектах: в частности, увеличения мощности основного производства с 344 тыс. тонн до 656 тыс. тонн продукции в год. В том числе предполагалось осуществить реконструкцию завода сухих моющих средств до 380 тыс. тонн в год (на 240 тыс. тонн), что составит 50% от всего рынка РФ. Вероятно, это позволяет рассчитывать на чудесные поощрения, ведь 100 млн рублей в месяц — это явно выше рынка.

Правда, некие силы пытались общественность убедить в обратном. Так, летом прошлого года появился сайт «Долги Нэфиса» (сейчас заблокирован). Также в соцсетях были зарегистрированы дублирующие сообщения сайта сообщества и группы. На основной странице «компроматного» портала висел баннер, что якобы сайт поддерживается некоей «Ассоциацией кредиторов ОАО «Казанский жировой комбинат» (КЖК). На сайте сообщалось о кредитной нагрузке на предприятия и намекалось на проблемы с непогашенной кредиторской задолженностью по более чем 250 судебным искам. В итоге владельцы группы «Нэфис» обратились к силовикам с требованием найти клеветников и возбудить уголовное дело. Как сообщал KazanFirst, уголовное дело было возбуждено и в начале этого года были задержаны Венера Нагимова и Светлана Некипелова. Впоследствии Нагимова подтвердила изданию, что уголовное дело на нее заведено по статье «Манипулирование рынком». Она рассказала, что ее компания «Колибри» лишь занималась продвижением сайта «Долги Нэфиса», а за содержанием не следила.

  • Елена Дубовицкая

    Елена Дубовицкая директор практики по корпоративному управлению PWC

    Средний уровень вознаграждения членам совета директоров публичных компаний, акции которых котируются на фондовых биржах, составляет порядка $80-100 тыс в год.

    Тем не менее размер вознаграждения может сильно варьироваться и зависит от множества факторов, таких как масштаб компании, структура акционерного капитала, специфика бизнеса, уникальность привлекаемых специалистов и проч.

    В соответствии с лучшей практикой (и об этом говорит Российский Кодекс корпоративного управления) вознаграждение директоров не должно зависеть от краткосрочных показателей деятельности компании, таких как чистая прибыль или дивиденды, так как тогда нарушается принцип сближения финансовых интересов членов совета и долгосрочных интересов акционеров. Кроме того, это создает конфликт интересов и неверные стимулы у самих директоров, ведь они сами непосредственно влияют на размер чистой прибыли и дивидендов.
    Если же члены совета директоров являются совладельцами компании, то тогда выплата вознаграждения может рассматриваться как своего рода получение ими акционерного дохода, хотя и весьма нестандартное, ведь, как правило, (и это соответствует лучшей практике) акционеры получают доход исключительно через распределение прибыли в виде дивидендов и в виде курсовой разницы стоимости акций.

  • Айрат Кавеев

    Айрат Кавеев старший менеджер KPMG

    На мой взгляд, выплата годового вознаграждения из расчета 100 млн рублей в месяц возможна. Если акционеры решили, то почему бы не выплачивать.

    Совет директоров – это орган, который влияет на оперативное управление компании и достижение ею стратегических целей. Если СД исполняет свою функцию эффективно и у компании есть деньги, значит компания может себе позволить выплачивать согласованные акционерами суммы в виде вознаграждения СД. Вознаграждение – это как заработная плата, которая не зависит от прибыльности компаний. Вознаграждение платят как в убыточных, так и прибыльных компаниях. Могу сказать, что эти суммы варьируются и могут достигать до нескольких десятков млн рублей в год из расчета на одного человека.

    В случае с ПАО «Нэфис-Косметикс» это можно рассматривать как верхний предел вознаграждения. Скорее всего, это инструмент мотивационной политики, нежели обязательство перед председателем и членами совета директоров компании. Возможно, в компании есть внутрикорпоративная система мотивации, которая завязана на внутренние KPI. И если руководство компании приведет ее к сверхрезультатам, то компания сможет выплатить эти суммы.

  • ​Кристина Федулова

    ​Кристина Федулова руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС

    Выплата вознаграждений членам СД осуществляется из части нераспределенной чистой прибыли общества. Соответственно, обозначенные выплаты уменьшают в конечном итоге чистую прибыль общества. Между тем, прямой зависимости между размером чистой прибыли и размером выплачиваемых вознаграждений нет.

    Решение вопроса о том, какую именно часть чистой прибыли общество потратит на вознаграждение членам СД остается на усмотрение общего собрания акционеров и зависит от желания общества достаточным образом привлечь, мотивировать и удержать лиц, осуществляющих управленческие функции.

    Формулировка повестки дня ПАО «Нэфис Косметикс», изложенная как: «Определение размера вознаграждения, выплачиваемого членам СД Общества», неоднозначна и позволяет различное толкование.

    С одной стороны, общее собрание акционеров принимает решение: «Утвердить размер вознаграждения, выплачиваемого…». То есть создается впечатление по принятию решения о выплате вознаграждений, что в свою очередь влечет обязанность Общества по выплате и создает задолженность Общества перед членами СД.

    С другой стороны, размер вознаграждений установлен обтекаемо и не содержит конкретных сумм: «в размере до 100 000 000 руб.». Из чего делаем вывод о необходимости принятия дополнительного решения о выплате вознаграждения членам СД, содержащего конкретные суммы вознаграждений.

    Важный момент, что размер вознаграждений предусмотрен исключительно для топ-менеджеров компании, являющихся членами СД. Вознаграждения акционерам, как правило, не предусмотрены.

    Выплаты дивидендов и выплаты по вознаграждениям членам СД имеют различные правовые основания. Акционер общества, исполняющий обязанности члена СД, имеет право на получение дивидендов за счет наличия у него акций компании и право на получение вознаграждения за осуществление управленческих функций.

Луиза Игнатьева, Максим Матвеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров