Нияз Халит: «Башня Сююмбике — образ Царства Казанского под российским управлением»

Доктор архитектуры об «отхожем месте» башни Сююмбике, ее загадочных местах, татарских элементах в русской архитектуре и разрушенной Ханской мечети

После того, как один казанец высказал в СМИ мысль о том, что главная достопримечательность столицы Татарстана — башня Сююмбике — построена на месте туалета, среди горожан развернулась настоящая дискуссия. «Реальное время» обратилось за разъяснениями к известному профессору Ниязу Халитову, который занимается историей архитектуры. По мнению доктора наук, на месте башни располагалась мечеть, а само сооружение теперь представляет собой минарет.

Сооружение русской архитектуры

— Нияз Хаджиевич, в СМИ прошла информация о том, что башня Сююмбике построена на отхожем месте. Во всяком случае, так утверждает некий Тимофей Зверко…

— Что за чепуха? Откуда он может знать, что там было отхожее место? Он там жил в XVIII веке что ли? Просто болтовня!

— А что там было раньше?

— Ясно, что в средние века, во время ханской Казани, там располагались ханский некрополь и Ханская мечеть. Они найдены. То есть башня и церковь их сверху накрыли. Ханские гробницы буквально перерезаются основанием этой башни.

Сооружение русское. Относится к 20-м годам XVIII века. Документы, хоть и не самый надежный источник, это тоже подтверждают. Есть планы, панорамы, зарисовки Казани. По ним видно, когда эта башня появляется. Для меня архитектура — это тоже своего рода документ. Как антрополог может читать по лицу, биолог — по срезу растений, так и я как архитектор могу читать по сооружению. Здесь совершенно очевидно видна московская школа оборонительной архитектуры XVII – начала XVIII веков.

«В средние века, во время ханской Казани, там располагались ханский некрополь и Ханская мечеть. Они найдены. То есть башня и церковь их сверху накрыли. Ханские гробницы буквально перерезаются основанием этой башни». Фото wikimedia.org

— Некоторые сравнивают с башнями Московского кремля, даже со Спасской.

— Говорить можно все что угодно. Люди, которые так говорят, просто архитектуру не знают. Спасская башня — это английская готика. А здесь больше чувствуется итальянское направление. На аналогию напрашивается Иверская часовня Московского кремля при въезде на Красную площадь. Похожая башня имеется в Коломенском, в Измайлово. Там ее низ совпадает. Близка по пропорциям и по художественному образу Боровицкая башня Московского кремля. Но абсолютных аналогий нет. Есть и такие сооружения, которые уникальны — храм Василия Блаженного, нет таких больше. Хотя это русское сооружение XVI века.

Здесь то же самое. Эта башня индивидуальна по своему художественному образу, хотя некоторые путают, говоря, что она якобы татарская. Доказательств татарскому нельзя найти, потому что от того времени ничего не сохранилось, и рассуждать можно сколько угодно.

В 2005 году я выпустил книгу «Башня Сююмбике в Казанском кремле», где очень подробно рассмотрел факты появления этой башни, все легенды, связанные с ней, возможную ее преемственность по отношению к ханскому времени, ее строительные, архитектурные особенности — все там есть.

Компромисс с татарами

— Можно поподробней об архитектурном стиле башни?

— Стиль включает в себя большой комплекс признаков: композиция, художественный образ, декоративные детали, строительная культура, конструкции, планировка и т.д. По этим признакам это русская архитектура XVII века, но с индивидуальными особенностями, которые продиктованы тем, что она стоит в Казанском кремле. Когда она строилась, территория называлась не Казанская губерния, а Царство Казанское. Тогда русских было совсем немного, не то что сейчас, это была только-только завоеванная территория. Этот экзотический контекст в Казани чувствовался гораздо больше, чем сейчас.

«Эта башня индивидуальна по своему художественному образу, хотя некоторые путают, говоря, что она якобы татарская. Доказательств татарскому нельзя найти, потому что от того времени ничего не сохранилось, и рассуждать можно сколько угодно». Фото Романа Хасаева

Обер-комендант этой территории был своеобразным губернатором для татар, мордвы, чувашей, марийцев, русских — всех, кто жил здесь. Завоевателю совершенно не нужны были какие-то конфликты. Он хотел сохранить статус-кво, всякие восстания, недовольства людей не нужны. Соответственно, он вел мирную политику. Как немцы захватили Украину и старались понравиться местному населению: работой обеспечивали, что-то делали для них. Здесь то же самое. Воевода, который сидел в Кремле, не хотел вызывать раздражение местного населения. Из этих соображений в архитектуре представительских сооружений отражались местные традиции.

Парадный въезд в дом обер-коменданта, который был наместником московского царя в Царстве Казанском, выстроен в нарочито татарских формах — так называемый псевдотатарский стиль. Построен русскими, но с элементами татарской архитектуры, которая на тот момент еще существовала. Тогда еще стоял ханский дворец, и мечети кое-какие были, и в Булгарах около 70 зданий находилось, и Петр I видел их. То есть татарская архитектура была, ее видели, знали, какая она есть. Элементы татарской архитектуры воспроизведены и в этой башне: и в силуэте, и в декоративных деталях. Я все это подробно рассматривал в своих книгах.

Вот что из себя представляет башня Сююмбике — образ Царства Казанского под российским управлением. То есть башня в татарском стиле, увенчанная двуглавым орлом. Такая концепция художественного образа.

Мусульманский элемент

— Насколько корректно было размещение теперь полумесяца вместо орла?

— Сейчас ситуация поменялась. Башня с 1993 года стала служить минаретом — для массовых молебнов в память павших при завоевании Казани. Поскольку с нее провозглашается азан, она является минаретом.

— Раньше в качестве минарета ее не использовали?

— Я этого не знаю. Когда в 1918 году ввели полумесяц на башню, были там молебны или не были — не знаю. Я являлся свидетелем того, как в 1970-1980-е годы день за днем у подножия башни сидела бабулька и читала Коран. Она молилась не где попало, а именно у подножия этой башни. Куда она исчезла, я не знаю. Я тогда работал в реставрационной мастерской. Мы каждый день ходили обедать в церковь, там столовая была. И мы эту бабульку видели, она там всегда сидела.

«Вот что из себя представляет башня Сююмбике — образ Царства Казанского под российским управлением. То есть башня в татарском стиле, увенчанная двуглавым орлом. Такая концепция художественного образа». Фото kazan-kremlin.ru

Намаз читали на площади перед Благовещенским собором. Мечеть в мусульманском понимании — это не обязательно здание, это просто место молитвы. Вы можете расстелить коврик — и это будет индивидуальная мечеть.

Поэтому там на открытом воздухе раз в году образовывается мечеть. С минарета — башни Сююмбике — читается азан. Когда ставили полумесяц, это было вполне легитимно.

Но здесь есть еще один момент. Дело в том, что на месте башни Сююмбике располагалась Ханская мечеть. Минарет этой мечети как раз попал под эту башню. Неслучайно ее там выстроили такую высокую — именно как воспоминание, что на этом месте всегда стояла какая-то вертикаль. Люди привыкли к башне на этом месте.

Это была, вероятно, самая ранняя мечеть, она с конца X века здесь существовала. Это место уже мечетное. В народных воспоминаниях эту башню всегда называли минаретом Ханской мечети. Народ помнил о минарете. Эту мечеть мы целенаправленно искали в конце XX века –— и нашли. Это место уже намоленное. И там существовала самая древняя мечеть в Казани. Ее стены разрушены, она сама ушла под землю, но как место молебна сохранилась. Во-первых, она там была 500 с лишним лет, пока Казань была мусульманской. Потом сюда приходили молиться паломники, я сам их своими глазами видел. И с 1993 года проводятся ежегодные молебны в честь защитников Казани. То есть на этом месте существует добрых тысячу лет. Поэтому говорить, что здесь произошло что-то случайно, нельзя.

— Есть ли сведения о Ханской мечети в документальных источниках?

— Конечно, в археологических отчетах. Она ж там законсервирована. Ее остатки там видны. Она упоминается в Царственной книге (летописный источник XVI века) как Царева мечеть. Она упоминается у Андрея Курбского, когда описывал место захоронения казанских ханов. Он описывал эту мечеть, говорил, что около 10 тысяч человек спрятались на территории мечети. Про мавзолеи он описывал узорчатые покрывала, ушитые. Кроме того, эта мечеть упоминается в писцовых книгах XVI века — до того, как ее сломали. Пишется, что там хранят орудийные лафеты. По археологическим данным, она существовала вплоть до начала XVIII века. Просто ее использовали как складское помещение.

«Конечно, и раньше были ворота, о них сведений не сохранилось. Там были петли от старых ворот. Достаточно загадочно там все. Эта башня вообще до конца не расшифрована». Фото kazan-kremlin.ru

Загадочные места

— Расскажите о воротах, украшающих башню.

— К тысячелетию Казани их спроектировал Рустем Забиров. Конечно, и раньше были ворота, о них сведений не сохранилось. Там были петли от старых ворот. Достаточно загадочно там все. Эта башня вообще до конца не расшифрована. Там наверху есть следы от настила. Вот эти петли. Причем ворот было несколько рядов, то есть там были не одни ворота.

Я много лазил по этой башне. Там наверху есть такие загадочные места. Очень странные галереи наверху, которые не могут служить укрытием. Парапеты очень низкие. Скорей всего, были дополнительные деревянные конструкции, которые закрывали это все. Ведь наверху скапливается вода, лед, все там мокнет, здание разрушается. Должны быть крыши, а их там нет. Значит, что-то там было. Внутри такие же моменты есть. Насчет этого здания может быть много разных гипотез, но я просто не брался за это серьезно.

Тимур Рахматуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров