«Химики» в законе: уникальная схема краж и четкая структура преступной группы

Как УФСБ по РТ обнаружило преступную группу, занимавшуюся хищениями продукции «Казаньоргсинтеза». Какова была структура и иерархия в преступном сообществе, лидерами которого были покупатель отходов полиэтиленовых труб «Казаньоргсинтеза» Закария Закиров и имам казанской мечети «Салихзян» Рустам Гараев. Об этом во время заседания Московского районного суда Казани рассказал сотрудник УФСБ по РТ, который занимался разработкой организованного преступного сообщества.

Суд идет

Напомним предысторию событий. В Московском районном суде продолжается рассмотрение уголовного дела в 458 томах о хищениях продукции «Казаньоргсинтеза». Заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу. Его представитель — прокурор отдела Уголовно-судебного управления Генпрокуратуры РФ Борис Непорожный поддерживает обвинение в суде.

Обвиняемыми по делу признаны 12 человек. По версии следствия, Закария Закиров, Евгений Горячев и Рустам Гараев в 2006 году создали преступное сообщество для хищения продукции с территории «Казаньоргсинтеза». В его деятельность они вовлекли более 20 человек, в том числе работников предприятия. С мая 2011-го по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, поликарбонат, а также другую продукцию на общую сумму почти 340 млн рублей. Похищенное по поддельным документам легализовывалось в подконтрольных Закирову предприятиях, а затем продавалось. Полученные средства поступали на счета Закирова. Во время обысков у него было обнаружено 2,2 тыс. т похищенной с «Казаньоргсинтеза» продукции. О масштабах хищений можно судить по изъятым из банковской ячейки Закирова средствам. Это 5 млн евро и 3 млн долларов. Неплохо для простого предпринимателя!

Во время обысков у Закирова было обнаружено 2,2 тыс. т похищенной с «Казаньоргсинтеза» продукции. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Еще 10 участников сообщества заключили досудебное соглашение и были осуждены Московским райсудом в июне-октябре 2015 года. В их числе — грузчики и водители, вывозившие тоннами краденую продукцию, охранник, поднимавший шлагбаум для их машин, и даже специалист информационной безопасности, который по указанию начальника в нужный момент нажимал на кнопочку и отключал камеры видеонаблюдения. Рядовые участники отправились за решетку на сроки от 3 до 4 лет. Они были осуждены по ч. 4 ст. 158 «Кража» и ч. 2 ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем».

Откуда деньжишки?

Как именно УФСБ по РТ вышло на преступное сообщество, рассказал дававший свидетельские показания руководитель подразделения УФСБ по РТ Валерий Роднов. По его словам, в 2010 году в поле зрения ФСБ попала мечеть «Салихзян» на улице Бестужева. Особое беспокойство вызывал проповедник из Арабских Эмиратов. Попутно выяснилось, что мечеть ее имам Рустам Гараев построил на свои средства. Сотрудников ФСБ очень заинтересовало, откуда у человека без высшего образования, окончившего только техникум, имеется солидный финансовый доход. Гараеву принадлежали земельные участки, базы, клиника. Тут-то и выяснилось, что основной финансовой подпиткой этого достатка являются хищения с завода «Оргсинтез». После этого была создана оперативная группа по разработке организованной преступной группы.

Уникальная схема

В ходе оперативно-розыскных мероприятий была установлена схема краж с завода. Валерий Роднов назвал ее «уникальной». Завербованные сотрудники КОС на заводах ПППНД, ПВД, поликарбонатов в течение рабочей смены похищали продукцию, а ночью с помощью задействованных лиц из службы безопасности и охраны вывозили продукцию на склады, принадлежащие Закирову. На всех ключевых точках были свои люди: сотрудники КПП и режима обеспечивали беспрепятственный въезд и выезд на территорию предприятия. Сотрудники службы экономической и информационной безопасности уничтожали видеозаписи, на которых были зафиксированы эпизоды хищения. Существовала даже группа прикрытия, которая сопровождала грузовики с похищенным товаром на легковых автомобилях. Рабочие на заводе получали щедрое вознаграждение — 15 тыс. рублей за 1 т похищенной продукции. Контролеры службы режима — по 10-15 тыс. рублей за рейс. Все было хорошо придумано и продумано.

Механизмы для формирования неучтенной продукции были разработаны с большим знанием особенностей химического производства. На заводе ПВД, к примеру, отключали контрольно-измерительные приборы учета продукции. На заводе поликарбоната включали кнопку аварийной остановки конвейера, в этот момент поликарбонат сыпался в мешки и не учитывался. А на заводе ПППНД даже была устроена отводная труба для хищения полиэтилена.

Четкая организация

— Установлено, что лидерами преступного сообщества являются Закиров, Гараев и Горячев, — заявил сотрудник УФСБ по РТ.

— Как удалось установить, что именно эти трое были лидерами сообщества? — спросил Борис Непорожный.

— Все хищения происходили только с их санкций, по согласованию с ними. Все указания исходили от них и все отчитывались перед ним. Они же распоряжались деньгами, — ответил Валерий Роднов. Это подтверждают данные видеонаблюдения, прослушивание телефонных переговоров.

Как в серьезной организации, между тремя лидерами были поделены сферы ответственности. Закиров контролировал охрану КПП, отдел информационной безопасности. Ему принадлежал склад, куда отвозили похищенную продукцию. Горячев «руководил» подразделением по перевозке, в его подчинении были водители грузовиков. У него также были свои люди в цехах на заводах «Казаньоргсинтеза».

Была и своя жесткая иерархия. Параллельно производства контролировал Гараев. И Горячев отчитывался перед Гараевым. «Видимо, Гараев как лидер ОПГ «Караваево» выше стоял», — уточнил Валерий Роднов. Велся и строгий учет похищенного. Помимо Горячева, все объемы краденого записывал в тетрадку племянник Рустама Гараева — Рушан Гараев.

Всего в преступном сообществе существовало более 10 структурных подразделений.

Методы конспирации

Конспирировались члены преступной группы, почти как разведчики. Даже по телефону общались специальными словами или отправляли друг другу условные смски. К примеру, Горячев писал Закирову: «Сегодня поработаем?». Закиров отвечал: «Уточню». Выяснял, кто работает в смене, охране и давал команду на заезд автомобилей вечером.

Для связи с Гараевым и Закировым Горячев использовал один телефон, а для переговоров с другими членами ОПС — другой. Аналогично действовали и остальные. В целях конспирации рядовые участники хищений зачастую не знали о роли друг друга. Но в конечном итоге все их придумки и схемы оказались раскрыты.

Подсудимые своей вины не признают. В ходе заседания Закария Закиров ожесточенно спорил со свидетелем. Он то рьяно отрицал свое участие в сбыте похищенного, то требовал назвать конкретные даты и время, когда он передавал деньги сообщникам, хотя все эти данные есть в материалах следствия. И апеллировал к тому факту, что работал официально. Как будто это могло помешать ему организовывать хищения! Судья сделал ему два замечания и в итоге вынужден был удалить из зала суда.

Подобная политика отрицания объяснима. Судебное расследование продолжается. И наказание, которое грозит занимающим высшее положение в преступной иерархии, весьма серьезно: лишение свободы на срок от 15 до 20 лет.

Интернет-газета «Реальное время»

Новости партнеров