«Ислам в России-2»: инвестиции в молодежь

Проект профессуры ТАИФ, дружба региональных научных школ и перспективы для молодых талантов

Колумнист «Реального времени» Альфрид Бустанов в новой колонке рассказывает об уникальной для нашей страны форме научного взаимодействия ученых и студентов – летней школе, которая собрала под своим крылом 15 молодых исламоведов. По мнению профессора, всякие отчеты, книги, конференции и прочие научные посиделки «для галочки» не вызывают у студентов такого живого интереса, как этот проект профессуры ТАИФ.

Школа для молодежи

Летняя школа по исламу в России является проектом профессуры ТАИФ по истории исламских народов в России, открытым на факультете истории Европейского университета в Санкт-Петербурге в 2014 году. Этот наш проект не смог бы реализоваться без прекрасной команды соратников-преподавателей, поддержки родного университета и коллег в регионах.

Цель нашего ежегодного мероприятия – создать образовательную площадку для подготовки молодого поколения исследователей истории и современного состояния ислама в России и ближнем зарубежье. Наша летняя школа ориентирована как на теоретиков-исследователей, так и на будущих практиков, имеющих дело с мусульманами в нашей стране. Летняя школа нацелена на конкретизацию интересов молодых ученых, знакомство с тематикой и методологией современных исследований.

Первую школу прошлым летом мы провели в сотрудничестве с Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования в Казанском федеральном университете. Тогда тематика летней школы была в большей степени посвящена современным проблемам, идеологическим течениям, исламскому образованию и гендеру. В этом году мы решили сместить акцент на теорию постколониальных исследований применительно к «восточной» периферии Российской империи и СССР. Нас интересуют межрегиональные связи мусульман, способы коммуникации и культурная история поверх административных границ. Такой фокус связан с желанием отойти от набившей оскомину тематики государственно-конфессиональных отношений и приблизиться к обычному человеку, его опыту и переживаниям в исторической перспективе.

Дагестан – вполне логичное место для проведения школы, так как это удивительный край с богатейшей историей и знаменитой школой арабистики

«Мы ищем таланты!»

Мы с коллегами решили, что лучший формат – это мобильная школа, которая будет проходить каждый раз в новом месте, поскольку наша страна богата на культурное наследие, а вклад мусульман ярок и заметен в разных регионах со своими традициями, как конфессиональными, так и академическими. С этими традициями (и инновациями!) мы и хотели познакомить наших слушателей. Дагестан – вполне логичное место для проведения школы, так как это удивительный край с богатейшей историей и знаменитой школой арабистики.

Большая удача, что наша инициатива проведения летней школы в Дагестане была поддержана благотворительным фондом Зиявудина Магомедова « Пери», много делающим для развития науки, культуры и образования в Республике Дагестан. Ведь наше межрегиональное сотрудничество имеет целью разрыв замкнутости научных школ и их сохранение через экспансию и ориентацию на международные академические стандарты.

Мы стараемся заранее объявлять конкурс, чтобы потом выбирать лучших из лучших и при этом сохранить камерную атмосферу занятий. У нас нет задачи собирать стадионы или огромные аудитории, поэтому в этом году мы отобрали 15 студентов из более чем 70 заявок из разных городов России, США, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана и Грузии. Наш идеальный студент знает несколько языков, мотивирован на самостоятельное исследование истории и настоящего мусульман на постсоветском пространстве и способен эти свои качества ясно представить в заявке. Выбирать из присланных заявок было нелегко: много достойных претендентов, а это значит, что запрос на наше мероприятие существует.

Чаще всего студенты в заявках говорят, что им нужна помощь в определении научного направления, по которому они могли бы двигаться в дальнейшем. Это распространенная проблема: талантливой молодежи много в вузах, но ею часто некому толком заниматься. Конечно, мы тоже не волшебники, но общение на летней школе, даже не столько с преподавателями, сколько среди студентов, приносит свои плоды.

Наш преподавательский коллектив в основном сложился на прошлой летней школе, но был дополнен за счет участия коллег из Дагестана, прекрасно знающих местную специфику и материал. В первую очередь, это Амри Рзаевич Шихсаидов, живой классик в области изучения истории ислама на Северном Кавказе

Что преподают?

Нашу задачу мы видим в том, чтобы отойти от экзотизации российского/ советского материала и выйти на использование такого аналитического языка, который бы позволил включить ислам в России в более широкие контексты современных академических исследований: не только и не столько политически актуальных, сколько фундаментальных и требующих основательной подготовки. Наша школа – это часть большого замысла по подготовке нового поколения молодых исследователей, открытых к научному поиску и всерьез планирующих посвятить свою жизнь науке. Наши занятия в этот раз были посвящены визуальной культуре у мусульман России, спорам вокруг «русской души Ориентализма», арабографической рукописной традиции в Дагестане и эпиграфическим памятникам.

Как и в предыдущей летней школе, мы стремились совместить региональные исследования с теми подходами и видением, что практикуются в современной международной (главным образом англоязычной) академической среде. Этим объясняется наше решение в этом году попробовать провести одно занятие полностью на английском языке и активно использовать в обсуждениях англоязычную литературу. По-моему, занятие прошло на ура: наши слушатели не только внимательно слушали лектора, но и активно участвовали в обсуждении, задавая вопросы и предлагая свои интерпретации предлагаемого материала. Очевидно, что этот формат нужно развивать в рамках нашей школы.

Как я уже отметил выше, тематика летней школы «Ислам в России-2» была связана с изучением имперской периферии и способов репрезентации мусульман. Наш преподавательский коллектив в основном сложился на прошлой летней школе, но был дополнен за счет участия коллег из Дагестана, прекрасно знающих местную специфику и материал. В первую очередь, это Амри Рзаевич Шихсаидов, живой классик в области изучения истории ислама на Северном Кавказе. Блестящую экскурсию по крепости Нарын-Кала в Дербенте слушателям летней школы провел лучший знаток этого памятника – археолог Муртазали Гаджиев.

Наша суперзадача – сформировать когорту молодых специалистов, которым интересно, которым важно и нужно узнавать новое о стране, в которой мы живем

В чем польза?

Результат прост – это огоньки в глазах молодых людей. Мы привыкли к банальным отчетам о научных событиях: конференции для галочки, книги для самомнения, а человеческий капитал остается за скобками. Наша суперзадача – сформировать когорту молодых специалистов, которым интересно, которым важно и нужно узнавать новое о стране, в которой мы живем. Мы планируем издавать небольшой сборник трудов наших слушателей, но это не самоцель, а скорее рабочие тетради (working papers), отражающие сферу интересов и прогресс нашего общего дела. Не скрою, что одним из важных показателей развития мы считаем поступление на нашу программу по изучению ислама в России на историческом факультете Европейского университета в Санкт-Петербурге. Но даже если ребята по каким-то причинам не поступают к нам, все равно мы включаем всех в наш круг тесного общения, обмена информацией, консультаций, каких-то совместных проектов. Я уверен, что такой формат работы принесет свои плоды. Наша летняя школа обязательно послужит формой долгосрочной инвестиции в человеческий капитал в регионах России и ближнего зарубежья.

И под конец пару анонимных рецензий от участников летней школы:

  • «Летняя школа по истории ислама в России-2 – это очень интересное и в своем роде даже уникальное образовательное мероприятие. На мой взгляд, такие площадки для прогрессивного обмена могут послужить налаживанию взаимодействия между региональными школами, преодолению их замкнутости. Думаю, что в дальнейшем на подобных исламоведческих школах можно было бы пригласить больше иностранных студентов для более широкого обмена мнений».
  • «… Летняя школа «Ислам в России-2» — это не только учеба, но и приятное знакомство с не менее приятными людьми. В этой школе я открыла для себя много нового и интересного. Нашла новых друзей. Желаю школе и в дальнейшем дарить знания своим ученикам, которые в будущем им очень пригодятся! Всем преподавателям искренне желаю всех-всех благ в их нелегком, но очень важном труде!»
1/14
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
  • realnoevremya.ru
Альфрид Бустанов, фото предоставлены автором
Справка

Альфрид Бустанов — профессор компании ТАИФ по истории исламских народов в России, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

  • Научная степень: доктор философии (Ph.D., Амстердамский университет).
  • Исследовательские интересы: история ислама в Северной Евразии, востоковедение в России и Советском Союзе, татарская история и литература.
  • С отличием окончил Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (факультет истории) в 2009 г. и аспирантуру на кафедре восточноевропейских исследований Амстердамского университета в 2013 г.
  • Автор пяти монографий на русском, татарском и английском языках и около 40 научных статей.

Новости партнеров