Виктор Дьячков намерен сделать Казань компьютерной столицей России

Один из центров компетенций при НАТО планирует отвечать бомбежками на кибератаки

В эти дни в Казани проходит юбилейный (10-й по счету) IT & Security Forum. В мероприятии принимают участие 900 человек из 60 городов России и зарубежья. В открытии форума принял участие президент РТ Рустам Минниханов. Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем того, как специалисты обсуждали безопасность киберпространства, при этом акценты с собственно безопасности сместились в сторону живучести, а НАТО готовит юридическую базу для бомбардировок хакеров.

Российский компьютер предлагают делать в Казани

В рамках форума специально для журналистов была организована пресс-конференция, на которой генеральный директор группы компаний ICL Виктор Дьячков анонсировал довольно заманчивые для Татарстана перспективы относительно некоего проекта.

— Есть проект, если он состоится, то Казань станет еще и экспортером программно-аппаратных решений, причем это будут цифры объемов реализации $1,2-2 млрд в год. Мы сейчас выбираем партнера и рассматриваем ряд технологических ниш, которые нам позволят это сделать, — рассказал Дьячков.

Модерировавший пресс-конференцию Леонид Толчинский, комментируя данное высказывание, отметил, что была создана интрига, однако уточнять у выступающего, что имеется в виду, не стал. В ходе общения с главой ICL корреспондент «Реального времени» все же поинтересовался, можно ли приоткрыть завесу тайны над столь перспективным начинанием.

— Пока это не проект. Государство анонсировало, что оно хочет иметь возможность получить технические решения на базе отечественных процессоров. Заявленная платформа «Эльбрус» — там используется архитектура, заложенная еще в советское время, дальше эта технология развивалась. И мы сейчас хотим занять ту же нишу, которую казанский завод ЭВМ занимал. Мы готовы производить системы, производить все необходимое оборудование и отвечать перед пользователем за все проблемы, которые он может иметь, — рассказал «Реальному времени» Дьячков.

Правда, он добавил, что пока это все обсуждается только на уровне идеи. Тем не менее есть задача восстановить определенную технологическую независимость, причем ICL уже выпускает некоторые изделия, правда, на импортных комплектующих. Если идея найдет свое воплощение в Казани, то на предприятии готовы наладить выпуск линейки электроники от серверов до планшетов.

Кнопочный телефон и проблемы безопасности

Еще одной отдельной секцией для журналистов стало выступление генерального директора Dell в России, главы представительства Check Point Software Technologies в России и директора по развитию бизнеса в странах СНГ NetApp.

Топ-менеджеры были единогласны в том, что российский рынок переживает плохие времена: в ряде отраслей спад спроса составил 40%, не способствует улучшению и девальвация рубля.

Что касается проблем безопасности, то руководители представительств крупных компаний рассказали о том, что тенденцией является распыление бизнеса, который больше не сидит в одном офисе, все чаще сотрудниками используются носимые устройства, облачные технологии и прочие вещи, которые фактически делают невозможным гарантировать безопасность от проникновений.

Кстати, к удивлению журналистов, генеральный директор Dell в России Борис Щербаков продемонстрировал собравшимся кнопочный телефон и подчеркнул: «Ни одного приложения». Правда, его коллега из Check Point Software Technologies заметил, что это не гарантирует отсутствие прослушки.

В целом выступавшие сошлись во мнении, что на сегодня единственной гарантией защиты устройства является его полное отключение от питания (в случае смартфона из него нужно вынуть батарейку).

Глава представительства Check Point Software Technologies в России Василий Дягелев рассказал историю своего знакомого, который купил геолокационный браслет для своего ребенка и в результате обнаружил, что сведения о местонахождении его чада никак не защищены и могут быть легко получены любыми третьими лицами, что автоматически превратило браслет из средства обеспечения безопасности в источник самой непосредственной опасности.

НАТО готовится к бомбежкам хакеров

Самым популярным выступлением первого дня форума стал доклад независимого эксперта Алексея Лукацкого. На его секции слушатели не только заняли все места, но и стояли в проходах.

Рассказывая о мировом опыте борьбы с хакерами, Лукацкий отметил, что на Западе активно обсуждаются взломы различных медицинских изделий, например кардиостимуляторов или инсулиновых помп. Такие действия несут прямую угрозу жизни и здоровью людей. Был зафиксирован случай отключения кардиостимулятора антивирусом. Пока данные темы в России, по словам выступающего, не поднимаются.

Касаясь вопросов атак на критическую инфраструктуру, Лукацкий рассказал о том, как пираты, взломав сайт одного из портов, смогли узнать о грузе и изменить маршрут судна, в результате чего без особых сложностей завладели целым контейнером ювелирных изделий.

Рассказывая о мировом опыте борьбы с хакерами, Лукацкий отметил, что на Западе активно обсуждаются взломы различных медицинских изделий. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Довольно обширная часть выступления была посвящена взаимным обвинениям стран в хакерских атаках. Оказывается, Украина уже давно и регулярно обвиняет Россию в сбоях своей энергетической системы, причем, по версии соседей, атаки ведутся на АЭС. Германия обвиняет нашу страну в 28 хакерских атаках на Бундестаг и объекты инфраструктуры, Швеция — в атаках на аэропорты. При этом Лукацкий отметил, что, как правило, никаких серьезных исследований того, откуда была проведена атака, не проводится.

На этом фоне ожидается издание в этом году так называемого Таллинского руководства 2.0.

— В этом году у нас грядет новая версия Таллинского руководства, которое, по сути своей, с одной стороны, оправдывает, а с другой стороны — обосновывает (с опорой на международное законодательство) возможность физического ответа на кибервоздействие. Таллинское руководство разработано в Центре компетенций при НАТО, которое занимается кибербезопасностью. Они на 200 страницах доказывают, почему на ту или иную кибератаку можно воздействовать, например, какой-нибудь бомбардировкой, — рассказал Лукацкий.

Фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров