Президенту Путину посоветуют оградить Лебяжье от ВСМ

На фоне новости о выделении Китаем 400 млрд рублей без гарантий РФ на строительство высокоскоростной магистрали «Москва — Казань» прогремела еще одна — о рекомендации пересмотреть маршрут. Совет по правам человека при президенте РФ подробно разобрал проблему маршрута ВСМ и его прохождения через лес «Лебяжье». СПЧ не только порекомендовал пересмотреть маршрут, но и изменить статусы всех лесных массивов в чертах муниципальных образований РТ. В ведомствах, которым адресованы рекомендации, корреспонденту «Реального времени» подтвердить их получение не смогли. Мы приводим часть доклада СПЧ, касающуюся Казани и РТ, с незначительными сокращениями.

На Казань и Татарстан пожаловались в СПЧ за лес «Лебяжье»

Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека разработал рекомендации по итогам специального заседания по теме «Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду и учет мнения населения при формировании и реализации градостроительной политики». Само совещание прошло еще 21 марта этого года. Однако итоговый документ появился спустя два месяца — 23 мая. По словам правозащитников, необходимость в совещании возникла из-за поступления «огромного количества жалоб граждан на точечную застройку, масштабную вырубку зеленых насаждений, застройку и нецелевое использование природных и озелененных территорий, отсутствие диалога органов власти с населением». Среди регионов, на которые поступало больше всего жалоб, оказался и Татарстан.

Совещание проходило в Москве, но присутствовали на нем как представители федеральных органов власти, так и региональные делегаты от органов власти Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Краснодарского края, Казани, Республики Татарстан, Нижегородской и Московской областей. Среди приглашенных были «эксперты и специалисты, а также представители групп граждан, которые столкнулись с агрессивными действиями застройщиков».

Первым и главным вопросом по Татарстану стало обсуждение прохождения Высокоскоростной магистрали (ВСМ), которая должна быть построена к 2021 году, через лес «Лебяжье». На совещании отметили, что городской лес «Лебяжье» обладает статусом особо охраняемой территории (ООПТ) местного значения и является крупнейшим лесным массивом на территории Казани (3,5 тыс га — примерно половина всей площади озеленения города). Совет обратил внимание на два аспекта: обсуждение вариантов маршрута ВСМ с жителями и соблюдение законодательства в отношении данной природной территории.

Где же пройдет ВСМ?

Выбор маршрута происходил еще в июле 2013 года на общественных слушаниях по обсуждению материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) «Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-2) «Москва — Казань — Екатеринбург». К обсуждению предлагались три варианта трассы, материалы по которым были заранее выложены на сайте министерства. Все варианты предполагали нанесение значительного ущерба природным территориям республики, и представители общественных организаций и экологи представили свои замечания. Однако, по информации экологов, за основу маршрута приняли некий «откорректированный» вариант, который не затрагивает особо охраняемые территории Татарстана.

Новый вариант в виде схемы на экране презентовала собравшимся главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. По словам Прокофьевой, он должен был пройти в коридоре существующей железной дороги, не затрагивая ООПТ «Лебяжье» и земли нового жилого комплекса «Салават купере». Однако никакой документации по новому проекту не было, и с широкой общественностью он заранее не обсуждался. Согласно данным СПЧ, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленар Сафин не дал представителям общественных организаций ознакомиться с проектом протокола общественных слушаний.

Общественные слушания проводились лишь в Казани. В Зеленодольском районе и в других районах республики, где должна пройти трасса ВСМ, по информации СПЧ, вопрос с населением не обсуждали. В казанском протоколе за жителей подписались представители этих муниципальных образований.

Позже выяснилось, что согласно «откорректированному» варианту ВСМ, попадают под снос дома Зеленодольского района и окраин Казани. Это повлекло за собой акции протеста. В ходе переговоров с протестующими группами жителей возникло еще несколько вариантов трассы, а Ленар Сафин объяснил, что вариант прохождения трассы ВСМ, по поводу которого возникло такое «напряжение в обществе», был разработан только для обоснования инвестиций, потому что время не позволяло проработать другие варианты трассировки.

В настоящий момент, как утверждает СПЧ, в документах фигурирует только один вариант трассы ВСМ — проходящий через особо охраняемую природную территорию — городской лес «Лебяжье». Он же содержится во всех вариантах проектируемого генплана Казани.

Почему «охраняемая природная территория местного значения» не охраняется?

Еще в 1996 году городской лес «Лебяжье» был признан особо охраняемой природной территорией местного значения. Однако, по мнению СПЧ, статус ООПТ местного значения ставит существование городского леса под угрозу. Два статуса — ООПТ местного значения и городской лес — существенно различаются.

В городских лесах, в частности, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. А в соответствии с приложением №38 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31.07.2009 г. №6384 «Об утверждении границ особо охраняемой природной территории местного значения — городского леса «Лебяжье» на указанной природной территории, среди прочего, допускаются: прокладка инженерных коммуникаций в существующие технические коридоры, строительство зданий и сооружений, прокладка дорог, строительство ВСМ и автомобильных дорог федерального значения.

То есть режим городского леса запрещает капитальное строительство, а режим ООПТ местного значения, который утверждают сами органы местного самоуправления — разрешает. Таким образом, ВСМ строить на территории ООПТ «Лебяжье» можно, а на территории городского леса «Лебяжье» — нельзя.

Как заявляют правозащитники в докладе, именно из-за наличия статуса ООПТ органы местной власти не принимают меры, направленные на сохранение и использование городского леса «Лебяжье» в соответствии с его прямым назначением. Они не создают лесничества на территории городского леса, не проводят лесоустройство, не разрабатывают лесохозяйственный регламент, не ставят лесные участки на кадастровый учет как городской лес (ставят как ООПТ местного значения), не направляют сведения о городском лесе для внесения в Государственный лесной реестр, не направляют заявки в Рослесхоз на утверждение границ лесничеств.

Все леса — в лесное хозяйство, а проект ВСМ — пересмотреть

Исходя из всего этого, СПЧ разработал целый ряд рекомендаций по исправлению ситуации, которые могут серьезно изменить проект ВСМ.

СПЧ порекомендовал гордуме и исполкому Казани внести отнести все леса на территории города Казань к зоне городских лесов, создать в них лесничества и направить заявку об утверждении их границ в Рослесхоз. Речь идет не только о Лебяжьем, но и лесах Суслонгерского военного лесничества, лесах в Кировском районе Казани — 960 га, в Приволжском районе Казани — 545 га, лесах в ведении ГКУ «Пригородное лесничество» — 3522 га, неучтенных лесах на территории Казани. СПЧ рекомендовал отнести к городским лесам и лесные массивы в других муниципальных образованиях.

Кроме того, рекомендации обращены к Министерству транспорта РФ, кабмину РТ и ОАО «Российские железные дороги». В них совет указывает на необходимость исключить вариант прохождения высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург» по городскому лесу «Лебяжье».

В ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя структура ОАО «РЖД») о рекомендациях СПЧ пока ничего неизвестно. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Получат ли эти рекомендации какое-то дальнейшее развитие — пока неясно. В пресс-службах исполкома Казани, кабмина РТ, ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя структура ОАО «РЖД», занимающаяся проектом ВСМ) о рекомендациях СПЧ пока ничего неизвестно. Минтранс РТ также никаких рекомендаций совета не получал. Пресс-секретарь ведомства Наиля Клевлеева пояснила: «У нас было заключение, что имеющийся проект трассировки не нарушает путей миграции животных и не представляет угрозы для целостности лесного массива и противопожарного устройства. Это было заключение минэкологии и минлесхоза».

Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров