Видимо-невидимо: попавшие в поле зрения из Казанского кремля отели могут лишиться вывесок
Ассоциация казанских отельеров и рестораторов бьет тревогу: через несколько дней будет принят новый «Проект зон охраны Ансамбля Казанского кремля», согласно которому вне закона окажутся любые вывески коммерческих предприятий, в том числе гостиниц. Погасить и демонтировать неоновые буквы, возможно, придется даже «Корстону» и «Ривьере». Как оказалось, предпринимателям не в силах помочь даже муниципальные службы — управление архитектуры направляло письмо с просьбой разъяснить некоторые моменты в Министерство культуры РФ, но от ведомства Владимира Мединского им пришел официальный отказ.
Казанский кремль обезличит «Корстон» и «Ривьеру»?
На круглом столе в Торгово-промышленной палате РТ, посвященном насущной и уже больной для Казани проблеме — регламентации размещения вывесок на предприятиях, — собрались основные игроки отельного бизнеса Казани, а также представители управления архитектуры Казани и министерства культуры.
Открыл круглый стол первый заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев, после чего начальник отдела сохранения культурного наследия министерства культуры РТ Светлана Шарипова дала краткую справку по нормам размещения рекламных конструкций в зоне объектов культурного наследия. Диалог между присутствующими завязался буквально с первых минут. Первый вопрос задал заместитель генерального менеджера по развитию ООО «Корстон — Казань» Марат Латыпов. Камнем преткновения стал Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому вывески требуется убрать даже с новостроек, которые попадают в поле зрения на территории Казанского кремля. Больше всего удивлял тот факт, что в этой категории оказываются даже «Корстон» и «Ривьера».
Проблема в том, что Казанский кремль находится на возвышенности и оттуда открывается вид на все высотки Казани. При этом, как оказалось, еще до того, как Кремль был отнесен к объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО, при строительстве «Корстона» уже шла речь о том, что он будет противоречить архитектурному облику, уже было отклонение от предельных параметров.
«Я почему-то не видела ни одного человека, который стоял бы в Кремле и кричал: «О ужас, там надпись «Ривьера»
Со стороны отельеров необходимость снять вывески вызвала непонимание, обоснованное сразу несколькими факторами. Первый: на фоне разговоров о развитии туризма в Татарстане подобные действия могут привести к потере навигации турпотока. Второй: в столь сложные кризисные времена предпринимателям и так приходится нелегко, а отсутствие рекламы отеля своим «лицом» еще больше снизит экономические показатели компаний. Сами отельеры и генеральный директор Центра развития туризма РТ Оксана Саргина, приглашенная на круглый стол, расценивают необходимость снятия вывесок практически как катастрофу для бизнеса и туротрасли.
«Чем это продиктовано и где здравый смысл? Я почему-то не видела ни одного человека, который стоял бы в Кремле и кричал: «О ужас, там надпись «Ривьера», а там надпись «Корстон», это бьет мне в глаза!» Кому мы мешаем своими вывесками?» — удивилась коммерческий директор «Казанской Ривьеры» Елена Войтко.
В качестве примера городов, где отели заманивают туристов своими вывесками, участники круглого стола привели Лондон, Барселону и Париж. Найти решение удалось даже в Санкт-Петербурге, исторический центр которого представляет собой объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Вывешивать что-то, чтобы кого-то привлекать, — это нарушение закона»
Не поняла и не приняла позицию отельеров начальник отдела сохранения культурного наследия Светлана Шарипова, по мнению которой «огромные буквы уродуют само здание».
Шарипова заметила, что они руководствуются исключительно федеральным законом о защите памятников архитектуры.
Оксана Саргина предложила совместно обсудить туристический маршрут и возможности привлечения туристов. Девушка также попросила сделать послабления хотя бы для собственников исторических зданий, которые вкладывают колоссальные суммы в их восстановление и содержание.
— Собственники объектов культурного наследия должны четко понимать, что в первую очередь мы должны руководствоваться тем, что само здание является объектом культурного наследия. Это памятник. И вывешивать что-то, чтобы кого-то привлекать, — это нарушение закона, — категорично заметила на это Светлана Шарипова.
На это Елена Войтко напомнила, что нужно учитывать экономическую составляющую.
— Нас никто не дотирует, мы зарабатываем сами и платим все налоги, все зарплаты и так далее. А вывеска для меня — это не просто брошка на груди для красоты, это привлечение внимания, возможность рассказать о себе своим потенциальным клиентам, покупателям.
Ее поддержал генеральный менеджер отеля международной гостиничной сети, по словам которого в случае демонтажа вывесок и с учетом немалой стоимости этого демонтажа ему проще закрыться.
И Мединский не поможет
Представители отдела рассмотрения проектов и городского дизайна Управления архитектуры и градостроительства ИКМО Казани были не столь категоричны по отношению к предпринимателям, как Шарипова, и пояснили, что хотели бы помочь, но как — не знают.
Отдел даже отправлял обращение в Министерство культуры РФ с описанием проблемы и просьбой прокомментировать и помочь разобраться в законе, однако от ведомства Мединского вернулся официальный отказ.
При этом Оксана Саргина нашла сразу несколько противоречащих друг другу законов. Например, если Федеральный закон N 73-ФЗ говорит о невозможности размещения больших рекламных конструкций в зоне объектов культурного наследия, то, согласно приказу все того же Минкульта РФ №1215, объект размещения любой звездности обязан быть светящимся и освещаемым и быть в зоне видимости навигационной системы, позволяющей туристу свободно ориентироваться.
В качестве итога обсуждения Артур Николаев предложил каждому из отельеров написать на сайт минкульта РТ, а со своей стороны пообещал направить в Минкульт РФ письмо от ТПП РТ, составленное вместе с Ассоциацией рестораторов и отельеров РТ. В качестве выхода было предложено в экстренном порядке посоветоваться с юристами и попробовать найти лазейку в законе.
Напомним, что похожая ситуация была и на рынке наружной рекламы, когда федеральный ГОСТ поставил вне закона 40% наружных конструкций в столице РТ.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.