«Казанский шов» показали Татарстану: фильм об Арской фабрике доехал до столицы
После премьер в Нижнекамске и Елабуге до Казани доехал фильм «Казан җөе»/«Казанский шов». Авторы ленты рассказывают о знаменитой Арской обувной фабрике и технологии, которую в 2022 году в республике признали объектом нематериального культурного наследия. В картине также снялись бывшие работники предприятия. Фильм представили зрителю в Национальной библиотеке РТ.
Слава ручному труду
Фильм начали показывать 27 октября в Нижнекамске. Потом был показ в Елабуге, далее — Альметьевск, Арск, Лениногорск, Набережные Челны. Многие из них сопровождаются дискуссиями и мастер-классом по технологии создания кожаной мозаики и казанского шва. Партнер фильма галерея ES Gallery Studio Элины Сафаровой, а показы проходили при поддержке Института развития городов РТ.
Режиссер фильма — Бай Хайруллин. В 2022-м он представил снятый на собственные средства фильм «Биляр. Кладовая наследия» об истории древнего города. Также у него есть игровая короткометражка «Әйдә урамга», сделанная при помощи нейросети.
— Мне хочется чтобы как можно большей людей узнало об этом древнем ремесле, — говорит продюсер Мира Рахмат, дизайнер, руководитель школы и бюро татарских ремесел qul eşe.
Но возникнет она на экране не сразу. Фильм стартует словно с середины, чередой монтажных склеек и воспоминаний. Он начинается с четы Гилязиевых — Анаса и Суфии. Оба проработали на ручном производстве обуви почти всю свою жизнь. Со знакомства с ними, влюбленности в них у Рахмат и началась история замысла о съемках фильмах.
Значительная часть спикеров — с Арской фабрики, а также из ее филиала в деревне Мульма. С другой стороны, здесь много музейных работников, исследователей, современных мастеров, коллекционеров. Научный консультант картины — Гузель Валеева-Сулейманова.
Первые 15 минут зрителя завлекают, рассказывая ему, что ичиги на территорию современного Татарстана пришли с исламом. Упоминают свиную щетинку, которая использовалась в шитье, и за которой раньше охотники ходили в лес. Показывают кроссовки с добавлением мозаики, их тоже продавали как НПХ.
Весь процесс изготовления обуви был ручным. В фильме даже демонстрируют письмо от 1985 года заместителю министра местной промышленности ТАССР Киржеманову: «Механизацию татарского традиционного способа ручной вышивки по коже считаем нецелесообразной и вредной, губящей замечательное искусство татарского народа». Указан объем производства — 750 тысяч пар в год. А Ленар Губайдуллин, заведующий сектором истории края музея «Казан арты», говорит, что автоматизации пытались добиться с помощью специалистов из Японии, ничего не вышло.
Работница Фарида Каримуллина вспоминает, что норма сначала составляла 80 пар чувяков, за это ей выдавали 100 рублей. Директор фабрики в 1979—1999 годах Ильдус Гайнутдинов указывает на то, что в итоге объемы производства довели до 1,3 млн изделий в год.
Наконец, в фильме можно увидеть, как современный мастер Гузель Билалетдинова показывает технику казанского шва: станок, веретено, шило, мулине и вощеную нить. Стежок, при котором нить трижды оборачивается вокруг иглы, невероятно прочен. На старых сапогах кожа может истлеть, а шву все нипочем.
Чем славилась Арская сторона
Про Арскую фабрику снимали и ранее, но в более благополучные советские годы: в фильме цитируют фрагменты альманахов «На Волге широкой» и «Советский Татарстан». Была и отдельная картина «Искиткеч башмаклар». Но этот фильм, безусловно, проникнут грустью и открытиями.
Зритель видит татарскую обувь в картинах русских классиков. Вплоть до того, что на ногах царя Иван Грозного в картине Васнецова — азиатские сапоги. Он узнает, что только после революции татары начали переходить на европейские туфли, но ситуацию спас экспорт, поскольку сапожки с мозаикой котировались за рубежом.
В Казани и республике стали появляться рабочие артели. В 1961-м заработали Арская и Дубъязская художественная фабрики, которые в 1972-м объединились в Арское производственное объединение национальной обуви. Работали филиалы в селах.
Когда фабрика обосновалась в Арске, туда массово начали устраиваться люди из деревень, причем это были представители династий, которые учились друг друга. С 1960-х годов национальную мозаику начали использовать в оформлении общественных пространств, к примеру, для театра Камала.
Как 1990-е покончили с традициями
В 1992 году, рассказывает Ильдус Гайнутдинов, в страну пришла рыночная экономика, а вместе с ней — китайская обувь, которая стоила в три раза дешевле местной. В Арске искали другие способы сохранения производства — выпускали тюбетейки, аксессуары. Мужские сапоги делали уже без узоров.
В 2006 году фабрика закрылась. Здание на улице Мостовой, 5 надстроили третьим этажом и превратили в жилой дом. В лучшие годы здесь работали 1 300 человек, в 2005-м — 180.
В самом конце мы видим режиссера Бая Хайруллина, уроженца Арского района, который, снимая этот фильм, и сам запустил бренд обуви. Занятный пассаж — рассказав об одном шве, авторы напоследок мельком упоминают и другие техники (тамбурный шов, кованый, канитель). Будущее традиций туманно, хотя в Фешинском училище подробно изучают кожаную мозаику. Есть современные мастера, и коллекционеры охотятся за сапожками. Просто времена изменились — и ручной труд уже не в таком почете, как раньше.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.