В России подорожают автозапчасти из-за срыва поставок из Китая
Санкции США в отношении КНР за торговлю с Россией могут привести к новым сбоям в логистике
Стоимость комплектующих на российском авторынке в этом году выросла на 7—12%, приводят данные в профильных объединениях. Однако в 2025-м автозапчасти могут куда более значительно подорожать, поскольку основной поставщик Китай подвергся санкциям США за торговлю с нашей страной. В декабре Пекин примет новые правила экспортного контроля за товарами, и если откажется от поставок в РФ, — это приведет к негативному сценарию для отрасли, предупреждают в Союзе автосервисов России.
«Вот как колеблется юань — так у нас прыгают цены на запчасти»
Ремонт и обслуживание автомобилей в России за 9 месяцев года подорожали на 31%. Средний чек вырос до 10 тысяч рублей, сообщают в Fit Service. По данным компании, сказался существенный рост годовой инфляции и увеличение стоимости нормо-часа на 16%.
В то же время средняя стоимость запчастей для мелкого ремонта за год увеличилась не так значительно — на 5—7%. На повышении цен сказались возросшие расходы на поставки из-за сложностей с трансграничными платежами.
Примерно в том же диапазоне 5—10% оценивает подорожание запчастей и член правления Союза автосервисов России, заместитель гендиректора «ЕвроАвто» Илья Плисов. По его словам, в этом году произошел незначительный рост на продукцию, не критичный:
— Заметный скачок цен был в 2022 году, потом он более или менее нивелировался. Ну и опять же это температура в среднем по больнице, потому что если мы берем запчасти для ТО, все нормально. Вот что касается оригинальных запчастей, есть группа товаров, которые аналогами не заменить, с ними все сложно, долго и дорого. Тут ничего не меняется, и мы находимся в сложной ситуации с поставками такого рода запчастей.
«Все боятся вторичных санкций, работают через агентские схемы»
На удорожании сказывается проблема с трансграничными расчетами. Оплачивая услуги зарубежных партнеров за поставки запчастей, приходится прибегать к различным путям обхода западных санкций.
О небольшой наценке в стоимости товара из-за различных агентских схем в расчетах, к которым приходится прибегать поставщикам, говорит и Александр Казаченко: «Да, берут комиссию, конечно. Но знаете, мы сами это придумали и плодим теневые схемы для того, чтобы все так происходило». Более существенной проблемой стало удлинение сроков поставок, заметил он:
— Если сравнивать, 3 года назад у нас экспресс-доставка занимала 2—3 дня, а сейчас это 7—12 дней. Другая стандартная ситуация — когда выходят новые, рестайлинговые автомобили. На Китай приходится 60% продаж, скоро будет 80%, а первые полгода запчастей к ним практически нет — все под заказ и очень долго. Потом дело налаживается, поставщики смотрят аналитику по продажам, вкладываются в запчасти на новые модели, и ситуация выравнивается.
«Если Китай откажется привозить запчасти, рынок сильно загрустит»
Однако в перспективе ситуация в индустрии автосервисов может ухудшиться, если возникнут проблемы с поставками запчастей из Китая, предупредил Илья Плисов. В эти дни США ввели санкции почти против 400 частных лиц и компаний КНР, Индии и Турции за торговлю с Россией. Ранее были наложены схожие ограничения в адрес Кубы, Ирана и других стран. «Турция начинает поддерживать санкционные списки по товарам, что тоже может повлиять на рынок. Китай потихоньку собирается к декабрю выпустить распоряжение по поддержке санкционных списков по запчастям. Как это отыграется, будет ясно к концу года — началу следующего», сообщил эксперт.
— Здесь может быть очень простой негативный сценарий. Если из Китая начнут отказываться привозить, условно, тормоза или шины, то рынок прямо сильно загрустит. На сегодня Юго-Восточная Азия — активный рынок, это поставки запчастей буквально для всех, в том числе промежуточный логистический хаб, даже что-то из Европы едет к нам через Китай, — отметил Плисов.
По его мнению, в случае срыва поставок из КНР, это может привести к очередному повышению цен на запчасти для автомобилей, поскольку вновь придется менять логистические цепочки: «Уж не знаю, через что это будет ездить, но будет, запчасти дырочку найдут. Да, это будет дороже, потому что все должны как-то сочинять эти новые пути, открывать новые компании, за все это надо платить. И, конечно, все ляжет в цену товара». Насколько продукция подорожает, будет зависеть от масштаба ограничений Пекина по поставкам автокомплектующих в Россию.
«Совпали чаяния народа и возможности бизнеса»
Правда, у проблемы есть и положительная сторона, заметили в Союзе автосервисов. «Если лет 20 назад, мы находились под «европейским игом»: запчасти даже из третьих стран ездили к нам через Европу, то сегодня около сотни российских компаний научились поставлять напрямую, минуя ЕС. Это на 30—40% сэкономило денег нашим потребителям», отметил Плисов. Поскольку ранее такие цепочки поставок были длиннее, логистические наценки и нормы прибыли оставались в том числе у бизнеса Европы. «Сейчас мы этого избегаем: и сами клиенты, и бизнес. Это заметная экономия в цене расходов на перевалку и на заработок европейских компаний».
В результате, по словам эксперта, все участники рынка активно двигаются в эконом-сегмент по запчастям, которые пользуются массовым спросом. Это фильтры, колодки, диски, детали подвески и другое. «Оригинальные запчасти не заменяются: подушки безопасности, блоки управления, редкие фары, крупные кузовные элементы, никто их не делает, поэтому цены на них не снижаются», — пояснил он.
В отрасли отмечают, что россияне и сами начали экономить на запчастях для автомобилей. Если ранее предпочитали детали из категорий «мидл», «оригинал» и «премиум», то сейчас резко возросла доля продаж бюджетных позиций. К такому выводу пришли аналитики, отмечая, что уже порядка 10% клиентов выбирают исключительно недорогие запчасти для ремонта.
— На самом деле, тенденция к экономии идет последние лет пять, и, конечно, заметно усилилась после 2022 года. Все больше людей выбирают бюджетные запчасти, — подтвердил Илья Плисов, — Стало достаточно много деталей эконом-сегмента, которые вполне приемлемы для эксплуатации. Если 20 лет назад покупать дешевые запчасти было себе дороже, то сейчас европейские, американские компании научили китайцев, турков и страны третьего мира делать запчасти.
По его словам, в индустрии сейчас строго придерживаются стандартов качества, на рынке много оригинальных производств. Автопроизводители размещают производства в других странах и зачастую «эти же инженеры создают заводы буквально через улицу». Поэтому в условиях высокой конкуренции, даже недорогие детали для автомобилей отличает хорошее качество.
— До 2022 года встретить у официального дилера неоригинальную запчасть или аналог было невозможно, а сейчас — сплошь и рядом. Они даже вводят собственные торговые марки. Что называется, совпали чаяния народа и возможности бизнеса. Да, люди могут экономить, получив такую возможность, потому что стало много дешевых товаров, — считает Плисов.
В отрасли дефицит кадров для обслуживания электрокаров
Наряду с ростом объемов продаж китайских автомобилей в России появились сообщения об их массовых поломках. В частности, Ъ со ссылкой на участников рынка заявил о выявлении неисправностей у 70% машин производства КНР в одном из таксопарков. В Национальном агентстве промышленной информации подсчитали, что затраты на обслуживание китайского кроссовера за 5 лет могут превысить стоимость нового авто. Однако не все эксперты согласны с такой оценкой.
— Нет, вранье полное. Я таксомоторный парк обслуживаю. У меня двухлетние китайские автомобили с пробегом 300 000. Все стандартно, так же как и в корейских и немецких авто. Если проводить плановое ТО и смотреть за автомобилем, никаких экстренных вещей не случится, а если из машины выжимать все, заливать туда дешевое моторное масло по 500 рублей, любой автомобиль можно угробить, — считает Александр Казаченко.
— У Китая большой производственный опыт по автомобилям, 20 млн в год изготавливают и продают. Это огромная страна по автомобилизации и прожить с постоянно ломающимся продуктом они бы не смогли. Что касается поломок в китайских авто — это больше досужие вымыслы. Как и у всех, есть модели автомобилей, которые имеют некоторые огрехи, неудачные решения, точно так же, как и шведские, французские, — добавил Илья Плисов.
Более серьезную проблему для отрасли представляет обслуживание электромобилей, заметил Казаченко. Особенно с учетом возросшего спроса на электрокары и гибриды. «Здесь у нас просадка очень огромная и в специалистах, и в оборудовании. В принципе, по запчастям проблем нет — все, включая батареи, можно из Китая привезти и заменить. Но нормальных сервисов почти нет, в Москве центров, которые могут обслуживать «электрички», наверное, три-четыре, в Казани — один сервис, в Екатеринбурге — один. Машин прибавляется, а кадров просто не хватает. Мы с этим тоже столкнулись — обучение на Geely на заводе по работе с электрическими машинами в Китае стоит $25 000 на человека», — привел пример спикер.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.