Следователь, Mercedes, девушка: как в Казани жена налоговика покупала его свободу за 14 миллионов
В афере с переодеванием обвиняют племянника секретаря Совбеза и тамаду, в деле фигурирует «такса» в 1 млн рублей за уничтожение уголовного дела
В Казани жену арестованного по делу о коррупции на 21 млн рублей начальника отдела ИФНС №14 Ильнура Гилазиева убедили дать взятки на 14,5 млн рублей. Местом дистанционной передачи крупной суммы стал каршеринговый автомобиль, а одним из соучастников преступления — лжеследователь, которого изображал переодевшийся силовиком «артист». Такова версия одного из преступлений, за которые судят тамаду-банкрота Амира Латыпова и дипломированного юриста-предпринимателя Рустема Гильманова. Последний обещал «порешать» проблему с уголовным преследованием, заявляя о родственных и иных связях в рядах силовиков, считают следователи. В свою очередь, мать Гильманова уверяет, что родство с дядей, генералом Рафаилем Гильмановым, сын не афишировал: «Когда его спрашивали, говорил — однофамилец».
«Может, вы побег готовите?»
На старт процесса в Ново-Савиновский суд Казани приехали жены обвиняемых. Альбина Латыпова, супруга тамады, является еще и свидетелем по делу. Но повестку на допрос ей пока не направляли, потому и в зал сегодня не пустили.
Как выяснило «Реальное время», 44-летний Амир Латыпов оказался под арестом уже в статусе банкрота. В прошлом году Арбитражный суд Татарстана принял решение о его финансовой несостоятельности и реструктуризации долгов. По отчету финансового управляющего этим банкротством, 9 апреля 2024-го, за три дня до ареста Латыпова, общий размер требований его кредиторов и уполномоченных органов составлял 6,8 млн рублей. В мае суд принял решение о реализации имущества банкрота. Когда были предприняты попытки выставить на торги его квартиру, супруга полностью погасила задолженность мужа перед ВТБ почти на 2 млн рублей.
Вчера в суде Амир Латыпов представился временно безработным и сообщил о прошлой судимости за мошенничество — в 2017-м его посадили на 2 года и 4 месяца, в 2018-м освободили условно-досрочно. По первому приговору установлено: в 2016-м фигурант обманом завладел двумя иномарками под видом их аренды, переоформил их на себя по фиктивным документам и продал. Ущерб составил 1,7 млн рублей. Причем, как сообщала прокуратура Татарстана, вину в тех преступлениях аферист признавал. На тот момент он являлся директором и учредителем компании по производству пластмассовых труб, полос и профилей, но видимо, дела в этой сфере шли не очень хорошо.
Опыт в бизнесе и погашенная судимость есть за плечами и у второго обвиняемого. 19 лет назад Рустем Гильманов получил мягкий приговор — 8 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в 5 лет по статьям 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение либо перевозка наркотиков без цели сбыта) и 228.1 УК РФ (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов).
В открытых источниках приводится информация о девяти организациях, в которых Гильманов был директором или учредителем. Профиль компаний был разным — от сбора отходов и оптовой торговли до строительства зданий и торговле горючим, включая авиационный бензин. В данный момент все эти фирмы ликвидированы, последняя — в конце 2022-го. Деятельность общественной организации по защите прав потребителей «Республиканское объединение домовых комитетов», где до мая 2023-го председательствовал Гильманов, в ноябре того же года постановил прекратить Вахитовский суд Казани — по иску управления Минюста РТ. До ареста за обвиняемым числилось лишь ИП в сфере прямых продаж или продаж торговыми агентами с доставкой, в августе 2024-го и эта деятельность была прекращена.
В суде 44-летний Рустем Гильманов назвался холостяком с гражданской женой и пятью детьми. Из них трое — свои. Еще двое оказались в семье год назад. «У моей супруги гражданской погибла при родах родная сестра. Остался мальчик — ему год будет, и девочка, ей 7», — объяснил арестованный. Председательствующего судью Олега Семенова очень удивил стаж гражданского брака фигуранта — 14 лет.
Двух обвиняемых конвоиры и приставы вчера усиленно охраняли... от представителей СМИ. Перед началом процесса впятером облепили стеклянную клетку, препятствуя проведению разрешенной судом фотосъемки. «А может, вы побег готовите? Откуда мы знаем. Мне судья ни о какой съемке не говорил», — заявил главный из них, уверяя, что расстояние в метр от стеклянного «аквариума» и в трех метрах от ближайшего из подсудимых за стеклом на самом деле составляет всего 40 сантиметров. Пространство у стекла освободилось лишь после старта процесса.
Эпизод 1. Коррупционная «такса» за уничтожение уголовного дела и ролевые игры
На заседании выяснилось, что арестантов известили о дате заседания лишь 1 октября, а закон требует давать на подготовку к старту процесса не менее пяти суток. В итоге рассмотрели лишь вопрос о мере пресечения — срок содержания в СИЗО обоим продлили до 25 декабря по ходатайству помощника районного прокурора Булата Султанова.
Гильманов называл эту меру суровой и просился под домашний арест. Его адвокат Руслан Мадифуров указывал: «Все допрошены, все доказательства собраны. Скрываться при наличии пятерых детей на иждивении — об этом говорить неуместно».
Латыпов и его назначенный судом адвокат Дмитрий Фролов также просили о более мягкой мере пресечения.
Ожидается, что на следующем заседании 17 октября в суде огласят обвинительное заключение и начнут допрос потерпевших. Их в этом деле трое — Игорь Жуков, ранее возглавлявший одну из фирм Гильманова, Зарина Гилазиева, жена экс-начальника отдела камеральных проверок казанской ИФНС №14 Ильнура Гилазиева, которого задержали летом 2023-го в аэропорту после возвращения с заграничного курорта, а также отец Гилазиевой.
На момент задержания налоговика подозревали в одной взятке на 5 млн рублей. Сейчас судят по обвинению в 19 взятках на общую сумму свыше 22 млн рублей. По версии следствия, эти деньги налоговик получил в течение 5 лет за помощь с уклонением от уплаты налога на добавленную стоимость и с ускорением процедуры по возмещению ранее уплаченного НДС, а еще — за обман проверяющих с помощью электронных «книг закупок». В даче этих взяток призналась бизнес-леди, которая контролировала 13 компаний.
Экс-налоговик вину не признает.
Интересы Гилазиева в уголовном деле Вахитовского суда Казани защищает адвокат Ильяс Галиуллин. Он же выступает представителем Гилазиевой в деле Гильманова — Латыпова в суде Ново-Савиновского района. В интересах Гилазиевой к подсудимым заявлен гражданский иск на 14,5 млн рублей. «Наша позиция, чтобы Гильманов и Латыпов получили справедливое наказание и возместили причиненный ущерб», — сообщил адвокат Галиуллин «Реальному времени». На заседании он выступил за продление срока ареста. Его доверительница на заседание не пришла. Не было и потерпевшего Жукова.
Расследованием этого резонансного дела занимались в казанском отделе полиции «Савиново» при оперативной поддержке коллег из УФСБ по Татарстану. Заметим, и налоговик Гилазиев оказался за решеткой в результате их разработки.
По версии обвинения, потерпевшего Игоря Жукова обвиняемый Рустем Гильманов убедил, что против него в Следкоме возбудили уголовное дело о наркотиках. А чтобы его прекратить, нужно дать взятки на 10 млн рублей: 6 млн за приостановление оперативно-розыскных мероприятий, 3 млн — за прекращение уголовного дела и еще 1 млн — за уничтожение этого дела.
Впрочем, выманить у этого потерпевшего удалось лишь 1 млн 114 тысяч рублей — в обвинении указаны передачи и переводы от 23 до 500 тысяч рублей в период с апреля по сентябрь 2020 года. Часть этих денег Жуков передавал некоему Минину — в деле он проходит в качестве свидетеля, не знавшего о преступлении. Как полагают в МВД, Гильманов просил Минина встретиться со своим должником и для убедительности облачиться в форму сотрудника правоохранительных органов и представиться... сотрудником Следственного комитета. На допросах Минин подтверждал — форму и удостоверение получил от ныне обвиняемого. И ему же передал полученные от Жукова деньги.
Второй актер в этой постановке исполнял роль ростовщика, якобы раздающего займы. По версии обвинения, «ростовщик» о преступлении также ничего не знал, но отыграл предложенную Рустемом Гильмановым сценку, в результате которой на руках у режиссера оказалась расписка на 3 млн рублей, якобы полученных Жуковым, при этом на руки от актера тот получил лишь 500 тысяч рублей и тут же отдал их Гильманову, веря, что и еще 2,5 млн тот уже получил и направил на «решение вопроса».
По данным источников «Реального времени», этот эпизод предполагаемого мошенничества выявили лишь в 2024-м году, после ареста племянника главы Совбеза Татарстана.
Эпизод 2. Знакомство на катке и «взятка» в «Мерседесе»
Участие во втором преступлении, по версии обвинения, принимали оба подсудимых. При этом потерпевшая жена налоговика была давней знакомой Рустема Гильманова. Знакомство они свели на катке, куда регулярно водили своих детей на занятия. Со временем стали дружить семьями, и когда на Ильнура Гилазиева возбудили дело, его супруга не стала скрывать беду от Гильмановых.
Как полагают силовики, летом 2023 года Гильманов вступил в сговор с Латыповым и предложил жене арестованного начальника отдела налоговой инспекции использовать якобы имеющиеся у него коррупционные связи с правоохранительных органах, чтобы помочь Гилазиеву: сначала — освободить из-под стражи, а в финале следствия — получить наказание без лишения свободы.
Далее в дело вступил лжеследователь-тамада Латыпов. По версии следствия, при встрече с Зариной Гилазиевой у автосалона Subaru он представился ей сотрудником органов, поделившись своей «информацией» о ходе следствия и «возможности» повлиять на ситуацию. В своих последующих переговорах «следователь» и Гилазиева использовали для конспирации отдельные телефоны с сим-картами. Оба позже рассказывали — этим реквизитом их обеспечил Гильманов. При этом место передачи денег потерпевшей назвал Латыпов, убедив, что взятка поможет передать дело налоговика для расследования в другой регион страны, и для ее мужа так будет лучше.
13 июля 2023-го после 18 часов Гилазиева приехала на парковку гипермаркета «Лента» по улице Адоратского, нашла там каршеринговый Volkswagen Polo с указанным «следователем» номером и оставила на заднем сиденье этого авто 6 млн рублей — личные накопления и средства своего отца. После чего покинула парковку. По версии обвинения, деньги забирал из машины сам Рустем Гильманов.
Еще один коррупционный транш в 1,5 млн, якобы необходимый для передачи сотрудникам прокуратуры Казани, Гилазиева, согласно обвинению, отдала у Дворца единоборств «Ак Барс» 8 сентября 2023-го, 21 ноября того же года оставила в семейном «Мерседесе» Гильмановых на парковке у «Татнефть Арены» еще 7 млн рублей.
Следствием установлено: полученные таким образом 14,5 млн рублей дальше не передавались, и такой цели у обвиняемых не было изначально.
По данным источников «Реального времени», Рустем Гильманов вину отрицает, а вот Амир Латыпов частично признает. Гражданская жена Гильмановых склоняет бывшую подругу семьи на все лады и считает — та не должна была писать заявление в полицию.
«Если бы пришла и сказала, что мой муж должен столько денег, мы бы сели всей семьей, поговорили и, возможно, если это действительно так, мы бы отдали… А она улыбалась, ела с нашего стола и вот так сделала. Это человеческий поступок?» — рассуждает супруга обвиняемого, впрочем, добавляет, что в версию следствия она не верит, ее муж не такой: «Всегда и всем помогал. Даже выходя из магазина, всех собак, кошек и бомжей кормил...»
Мать Рустема Гильманова уверена — сына оболгали. С ее слов, Рустем не козырял родством с заместителем главы МВД Татарстана, генералом Рафаилем Гильмановым, ныне — секретарем Совета безопасности РТ. «Они оба закончили юрфак в университете, и профессор Горбачев, знаю, у сына спрашивал: «Рафаиль Валиевич не твой родственник?» — «Нет, это однофамилец», — открещивался он».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.