«Звезды на утреннем небе»: там далеко, за МКАДом
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 79-я
Смотрим спектакль казанского ТЮЗа «Звезды на утреннем небе» (18+), поставленный еще в конце 80-х. Это запись 1995 года, но все ведущие актеры на месте, включая играющую гостью барака Розу Хайруллину, которая вскоре уйдет из театра. Спектакль снимал оператор Николай Морозов, легенда республиканской документалистики.
Москва не ждет
Александр Галин родился в Ростовской области. О себе он рассказывал так: «Папа мой из Бессарабии, мама из Польши, познакомились они в 1942 году в Красной армии. Мамин брат в 1939 году смог в трюме корабля добраться до Америки. Все близкие, оставшиеся в Польше и Румынии, погибли. Между собой родители всю жизнь разговаривали на идише».
В детстве Галин жил в бараке, в фанерной каморке под лестницей. Работал в аптеке и кукольном театре. Учился в школе рабочей молодежи. После многих попыток сумел поступить на режиссерский факультет Ленинградского института культуры, где познакомился с женой Галиной. По ее имени Александр Пурер взял себе псевдоним. Тогда же начал писать пьесы — первую написал в подарок жене. Пьесу прочитал Александр Володин, он связал его с «Ленфильмом», который поручил ему сделать сценарий фильма «Последний побег».
Галина ставили в двух сотнях театров. Сам он также работал как режиссер, кроме того, снял фильмы «Плащ Казановы» и «Чешское фото».
Александр Галин написал пьесу «Звезды на утреннем небе» в 1982-м, но показать ее удалось уже в эпоху гласности. Ведь речь в тексте идет о событиях Олимпиады-80, когда за 101 километр были выселены из столиц все «нежелательные элементы». В 1987 году ее поставили Татьяна Шестакова и Лев Додин в Малом драматическом театре — Театре Европы. В Петербурге он шел более 30 лет. Но в том же 1987-м пьесу сам Галин поставил в театре-студии Ленинградского университета.
При этом казанская актриса Елена Калаганова вспоминает, что текст она привезла из Ленинграда, где училась в ЛГИТМиКе на курсах повышения квалификации у Аркадия Кацмана. В вузе, известном как институт сценических искусств, учился и новый режиссер ТЮЗа Борис Цейтлин.
Пьеса «Звезды на утреннем небе» рассказывает о бомжах, проститутках, алкоголиках, а также сумасшедших и милиционерах. Они собираются вдалеке от Москвы в бараке, в котором раньше жили умалишенные. Одна из жительниц барака, заставленного железными койками, — Мария. А вдоль коек незримо стоят милиционеры.
Марию играет Роза Хайруллина. Она переехала в 7 лет с семьей в Зеленодольск, окончила Казанское театральное училище, при этом в студенчестве играла на сцене театра имени Камала (об этом, кстати, вспомнил Рабит Батулла, приглашая ее на съемки фильма сына Байбулата «Бери да помни»). То есть у нее были татарские роли (в спектаклях по Достоевскому, Уильямсу, Шекспиру). После она поступила в театр юного зрителя. Здесь она играла в важнейших спектаклях того периода: «Дракон» Шварца, «Погром» Васильева, за что получила Государственную премию Российской Федерации.
Вскоре после того, как в ночь на 31 января 1995 года здание ТЮЗа загорелось, Хайруллина уехала из города, работала в Челябинске, а потом в Самаре, в московской «Табакерке», МХТ имени Чехова, Театре наций.
В 1998-м она сыграла у Цейтлина в совместной работе ассоциации «Золотая маска» и амстердамского театра «Дом на Амстеле» мать Неточки Незвановой. Но зритель, скорее всего, знает ее по фильмам и сериалам — «Орда», «Зулейха открывает глаза».
Хайруллиной, женщине с пугающей кротостью в глазах, безусловно, подходит эта роль.
Бывший сумасшедший дом
Частый гость барака — Николай (Сергей Мосейко), пристроенный работать на теплое место милиционером. У Николая есть мать, суровая хозяйка барака Валентина (Нина Калаганова), которая приехала сюда изменить судьбу, но вместо этого ее новая среда погубит: «Муж мой был путейский обходчик… Люди его называли — «заходчик». Гулял он от меня... У нас всякая шваль селилась, кому в город нельзя было, цыгане... — он и к ним заходил… Татарин он был, с юга, с Крымских степей». Один из главных конфликтов спектакля — выбор Александра между матерью и Марией.
Также в кадре — вечно пьющая Анна (Зоя Петрова), представляющаяся люфт-эквилибристкой женщина с улицы Лоран (Елена Ненашева): «Когда была еще девочкой, родители меня пилили на части. Я удобная, крошка, из ящика в ящик нырк-нырк...» И ее подруга Клара (Наталья Воронина), а также сумасшедший физик Александр (Михаил Меркушин).
Спектакль заканчивается тогда, когда у зрителя кончается терпение, точнее перегорает — и вот уже барак пылает, а актерам нужно его покинуть.
Также Цейтлин добавил героя Владимира Фейгина, который коротким официальным комментарием добавляет абсурда и безнадежности постановке: «После долгого ненастья появилось, наконец, солнце. Улицы Москвы, умытые дождями, засверкали весенними красками. Москва раскрывает свои объятья спортивной молодости мира, горячо приветствуя посланцев со всех континентов на гостеприимной советской земле!» И звучит песня Муслима Магомаева «Стадион моей мечты».
Хайруллина впервые вернулась в Казань в 2019-м, сыграв в «Углу» в спектакле Василия Березина «Мне показалось» длиной в 30 минут саму себя: «Мне показалось, это про Россию».
— Она как Высоцкий — играет себя всегда и везде, — говорит работавший с ней нынешний главный режиссер Тинчуринского театра Туфан Имамутдинов. — Но с такой личностью, опытом, какой у нее есть, это возможно. Чтобы она была неузнаваема в какой-то роли — такого не бывает. Выходит на сцену Роза. «Король Лир», что угодно — выходит на сцену Роза. И получается у нее «Король Лир» в образе Розы, а не наоборот.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.