Концессионерам предложат «комбо»: в малых городах — бюджет, в больших — кредит

Участники форума опасаются предстоящего сокращения ГЧП-проектов из-за высоких банковских ставок

Концессионерам предложат «комбо»: в малых городах — бюджет, в больших — кредит
Фото: Мария Зверева

«Глупо отрицать, что нынешняя ставка ЦБ заградительная не только для инвестиций в реальном секторе, но и в инфраструктуре. Если привлекать ресурс под 18—20% годовых, то доходность должна быть почти 30% годовых. Это нереально», — сокрушались накануне участники VII Межрегионального форума по государственно-частному партнерству в Казани. Вице-президент ВТБ Марьям Давлетшина предложила субсидировать процентные ставки по кредитам концессионеров, однако выход просматривается в неизбежном сужении «воронки» ГЧП-проектов. Поэтому 150 млрд рублей на коммунальную инфраструктуру будут отбирать более точечно, считает исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ РФ Максим Ткаченко.

Три угрозы для ГЧП

«Есть такое понятие, как точка бифуркации, при которой система становится неустойчивой и возникает неопределенность. Дальнейшее развитие зависит от того, в какой точке мы находимся сегодня», — так оценил нынешнее положение ГЧП исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ РФ и модератор встречи Максим Ткаченко, выступая на пленарном заседании VII Межрегионального форума по государственно-частному партнерству (ГЧП), который проходит в эти дни в ИТ-парке им. Башира Рамеева в Казани.

По его данным, на начало года в стране насчитывалось более 4 тысяч накопленных проектов на сумму 4,2 трлн рублей. Но в этом году снижения незаметно, что больше является «неким элементом инерции». По его прогнозу, скорее всего не все ГЧП-проекты получат коммерческое закрытие, т. е. привлекут финансирование.

Главная причина — высокая ключевая ставка ЦБ. «Текущая ключевая ставка просто заградительная не только для инвестиций в реальный сектор, но и в инфраструктуре. С такими ставками реализовывать проекты по старым правилам игры будет практически невозможно, и это проблема», — отметил Ткаченко. По его мнению, предельно допустимой ставкой является 10%, при которой инвесторы готовы будут заключать концессионные соглашения.

Но есть и нефинансовые причины, вызвавшие напряжение на рынке ГЧП-проектов. Речь идет об активности контрольно-надзорных органов, с чьей подачи возникает нездоровая шумиха.

— Последние полтора года были беспрецедентными по активности контрольно-надзорных органов, — заметил он.

Претензии госорганов к ГЧП-проектам связаны с постоянными корректировками соглашений, влияющих на значимые условия. Порой механизмы ГЧП используются для обхода законодательства в госзакупках, пояснил спикер. Во многом это накопленные проблемы, которые привели к появлению недобросовестных инвесторов. И наконец, рынок ГЧП ожидает перенастройку в связи с формированием новых национальных проектов, а «денег в бюджете больше не становится».

125 ГЧП-проектов в Татарстане

Первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин заметил, что правительство всегда уделяло особое внимание укреплению взаимоотношений власти и бизнеса, привлечению инвестиций в экономику, в том числе с применением механизмов ГЧП. По его словам, в республике заключено 125 концессионных соглашений в сфере здравоохранения, образования, спорта, коммунальной инфраструктуры. Общий объем инвестиций составил 745 млн рублей. Самым крупным из них стало концессионное соглашение с АО «Автострада» — на строительство автодороги «Алексеевск — Альметьевск» в составе автомобильной дороги «Шали — Бавлы» с общим объемом инвестиций 102 млрд рублей, уточнил он.

В последние 2 года к ним прибавились четыре концессионных соглашения с компанией «Физра» по созданию и эксплуатации спортивной инфраструктуры. Капитальный грант составил 360 млн рублей, еще 300 млн рублей вложил сам инвестор, сообщил позднее журналистам гендиректор ООО «Физра» Ильшат Газизов.

Бюджетные ограничения, офсеты и зимнее смягчение

Участники форума высказывали опасения, что последние изменения в Бюджетный кодекс по ограничению расходов регионов на проекты концессий и ГЧП приведет к остановке инфраструктурных проектов. В кодексе предложено записать, что ежегодный размер расходов на исполнение регионами своих обязательств в рамках концессий и ГЧП не должен превышать 10% собственных доходов бюджета (учитываются и трансферты федерального бюджета на софинансирование проектов). Вводится и право регионов вводить аналогичные ограничения в отношении муниципалитетов.

Кроме того, участники предлагают снизить порог для реализации офсетных контрактов в пределах 500—100 млн рублей вместо нынешних 500 млн рублей, а также наделить федеральный центр правом собирать заявки от регионов под офсетные контракты.

Встревожены повышением ключевой ставки и банки. Вице-президент ВТБ Марьям Давлетшина предложила субсидировать процентные ставки по кредитам концессионеров. По ее словам, инвесторы имеют 20% собственного капитала, а остальные 80% покрыть за счет кредитов вряд ли кто-то захочет.

— Деньги дорогие, я бы даже сказал очень, что скажется на ГЧП не самым лучшим образом, — поделился позднее с «Реальным временем» вице-президент «Газпромбанка» Марат Мухаметшин.

По его словам, банкиры ожидают смягчения в начале года, после чего ГЧП оживет. По его словам, в Татарстане банк собирается выдвигать концессии в дорожных и иных сферах.

Концессии останутся в больших городах

Максим Ткаченко видит решение в том, чтобы комбинировать разные инструменты для реализации ГЧП-инициатив. Суть в том, чтобы в малых городах привлекать бюджетные субсидии, а в больших городах — концессии.

— Где-то в малом городе нет смысла искать концессионера — ну кто пойдет с инвестициями в населенный пункт на 20 тысяч населения. Но развивать инфраструктуру надо — качество воды, стоки, и тут нужны будут бюджетные деньги. И наоборот в крупных городах — как раз можно разделить обязательства с концессионерами, включить в тариф, и что-то субсидировать, чтобы повышение не было ощутимым, — предложил он.

В прошлом году по поручению президента России Минстрой приступил к формированию федеральной программы по модернизации коммунальной инфраструктуры, напомнил спикер. Всего на эти цели запланировано направить 150 млрд рублей на 2025-й и последующие годы. ВЭБ может стать агентом по подбору проектов, но однозначно воронка проектов сузится, прогнозирует Ткаченко.

Отбирать проекты будет штаб Хуснуллина

— Ресурсов становится меньше, а значит выбирать нужно более точечно. Но не субсидировать процентную ставку нельзя — ни один крупный инфраструктурный проект такую ставку не вытянет. Нам точно нужно комбинировать источники финансирования — Дом.РФ, ВЭБ.РФ, программы, в которых уже предусмотрено субсидирование. Они скорее всего будут перенастраиваться на нацпроекты, и скорее всего все будет сводится к тому, чтобы такая поддержка оказывалась более адресно и более взвешенно, — полагает он.

По его словам, отбирать проекты в коммунальной сфере будет проектный офис регионального развития, а дальше в зависимости от целесообразности нужно пользоваться разными инструментами. «Насколько мне известно, бюджетная строка есть, целевое назначение — модернизация коммунальной инфраструктуры через финансирование Фонда развития территорий. Отбирать проекты будет соответствующий региональный штаб под руководством Марата Хуснуллина. Сейчас мы находимся в диалоге и надеемся встроить инструменты льготного субсидирования», — рассказал «Реальному времени» Максим Ткаченко.

ГЧП-рынок «хоронят» с момента его появления, но государство в одиночку инфраструктурные задачи не решит, заключил он.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ЭкономикаФинансыБюджетИнвестиции Татарстан

Новости партнеров