«Нижнекамскнефтехим»: исключительная гибкость гиганта

В условиях спада мировой и российской экономик нижнекамские нефтехимики не собираются сокращать объемы выпуска каучуков

Каучуки и продукция из них вошли в перечень приоритетных направлений химической промышленности и включены в стратегию развития химического и нефтехимического комплекса России до 2030 года. Во многом документ по развитию нефтехимии страны перекликается с корпоративной стратегией «Нижнекамскнефтехима», принятой еще в 2011 году и рассчитанной до 2020 года. Нижнекамский нефтехимический гигант намеревается укрепить свои позиции производителя синтетических каучуков на внутреннем и внешнем рынках. Каких результатов добилось предприятие за минувшие с запуска реализации собственной стратегии 4 года, и что предстоит сделать, чтобы каучуков стало еще больше?

Даешь миллион!
Производство синтетического каучука по-прежнему остается одним из наиболее конкурентоспособных и успешных секторов российской нефтехимии. И даже несмотря на недостаточные объемы сырья и то, что большинство заводов построены во времена Советского Союза, количество экспортных поставок неизменно растет. Ряд российских предприятий осваивает выпуск новых видов эластомерной продукции, которую охотно покупают мировые шинные игроки.

Ставку на увеличение объемов каучуков руководство ОАО «Нижнекамскнефтехим» сделало еще в конце 90-х. И эта ставка превратилась спустя всего несколько лет в одну из главных точек экономического роста нижнекамского химического гиганта. Если до 1999 года компания выпускала всего два вида каучуков: изопреновый и бутиловый, то сегодня в ассортименте — уже 8 видов эластомеров, а объем вырос в 2,5 раза. Через 5 лет НКНХ планирует достичь результата в 1 млн тонн каучука в год. По расчетам экспертов, верставших стратегию, основной рост придется на галобутиловый, изопреновый и бутадиеновые каучуки. Именно они помимо, конечно, натурального каучука в больших объемах используются для изготовления различного вида автошин. Пользуясь высоким спросом на каучуки на мировом рынке, НКНХ начал динамично наращивать объемы их производства. Так, в 2011 году, когда стратегия была только принята, каучуковые производства компании (завод СК и БК) выпустили почти 560 тыс. тонн. Спустя 2 года объем выпуска эластомеров вырос без малого на 100 тыс. тонн. Средств на масштабную модернизацию производств компания не жалела. За 4 года на 2 заводах провели замену реакторов, установили новые машины выделения и сушки каучука, полимеризационные системы и добавили новые производственные нитки. Естественно, совершенствовалась и сама технология изготовления так называемого сырья для шин.

Каучук №1 для шинной промышленности

Выпуск изопренового каучука (СКИ-3) НКНХ освоил в 1970 году, став в тот период крупнейшим в мире его производителем. Кстати, таковым он остается и сейчас. Суммарный объем изопренового эластомера в 2014 году в РФ составил 476 тыс. тонн, из них 253 тыс. тонн — доля НКНХ.

Мировые мощности СКИ в 2014 г.


За 45 лет качество изопренового каучука стало настолько безупречным, что его уже многие годы применяют в изготовлении своей продукции мировые шинные гиганты — Pirelli, Miche­lin, Bridge­stone, Con­ti­nen­tal и Goodyear.

На экспорт отправляется до 80% СКИ-3 под брендом НКНХ. С шинными корпорациями НКНХ наладил практику по заключению долгосрочных контрактов. Договоренности по увеличению объемов поставок пакета каучуков (в него помимо СКИ-3 входят СКДН и ГБК) с каждой из шинных компаний подписаны на ближайшие 4 года, что гарантирует каучуковым заводам стабильность, 100%-ную загруженность мощностей, а самому НКНХ — увеличение экспортных доходов. Так что вопрос, кому продать сотни тысяч тонн каучуков в непростых условиях экономической реальности, у НКНХ решен на несколько лет вперед.

От «зеленых» шин до жевательной резинки

Стратегия развития каучуковых производств — это не только увеличение объемов, но и разработка, а затем и промышленное освоение новых видов каучуков. Здесь главную роль на себя берут ученые НКНХ. Главным их достижением на этой ниве за последние 3 года стал дивинил-стирольный каучук (ДССК). В принципе, сам по себе этот продукт для нефтехимиков не нов. Но вот модификации и функциональность, которые внесли в ДССК ученые НКНХ, делают конечный продукт уникальным, отличным от подобного каучука других нефтехимических предприятий России, в том числе и воронежского. Так, одна из его разновидностей, полученная в 2012 году, предназначена для модификации пластмасс. С его помощью на соседнем заводе полистиролов изготавливают АБС-пластики.

Два других вида ДССК — уже для шинной индустрии. Нижнекамские ДССК-2560Ф и ДССК-2560ФМ можно по праву считать ноу-хау в России, отмечает замдиректора научно-технологического центра НКНХ И. Ахметов, поскольку аналогов им не существует. Буква «Ф» в названии каучука означает наличие в его составе функциональных групп. Особые свойства функционализированного эластомера при дальнейшем превращении его в шину обеспечивают лучшее сцепление с мокрой дорогой, а значит, повышают безопасность авто. Вместе с тем шины, сделанные с применением такого каучука, обладают низким уровнем шума при движении, а также позволяют экономить топливо, поскольку имеют низкое сопротивление качению, за счет чего и снижается расход бензина. Это отличная основа для создания экологически чистых, так называемых «зеленых шин».

Еще одно достижение нижнекамских нефтехимиков — пищевой бутиловый каучук. Разработкой специальной рецептуры и созданием особых санитарных условий для его изготовления НКНХ занялся недавно. И в 2014 году известный мировой производитель жевательной резинки и прочих сладостей, проведя аудит промышленной площадки предприятия, высоко оценил готовность компании к выпуску пищевого вида каучука. Сегодня большинство производителей жевательной резинки в рецептуру включают 20% каучука. Другие составляющие формулы — 60% сахара (или заменителей), 19% кукурузного сиропа и 1% ароматизатора.

Благодаря такому составу, резинка обладает хорошей эластичностью. Но именно ее и придает бутиловый каучук, отличающийся высокой газонепроницаемостью, что в свою очередь помогает надувать пузыри. Первая партия сырья уже отправлена зарубежным производителям, так что в скором времени на рынке появится жевательная резинка с толикой нижнекамского каучука.

Еще один из рода уникальных

Прорывом для НКНХ и, пожалуй, для всей отечественной нефтехимии стал запуск в промышленное производство в 2004 году галобутиловых каучуков 2 разновидностей — хлор — и бромсодержащих. Прежде такие эластомеры в России в промышленных объемах никто не делал. В мире же выпуск галогенированных каучуков вели только 2 известные компании. Свою технологию и множество других технических параметров нижнекамские нефтехимики разработали всего за 1,5 года при содействии ученых. Мощность первой

установки составляла всего 30 тыс. тонн в год. Однако спрос на новый продукт был впечатляющим. Так что через 2 года на заводе появился еще один агрегат выделения и сушки каучука, а годовой объем продукции вырос до 50 тыс. тонн в год. В 2011 году компания запустила в работу третий «Велдинг» — намного продуктивнее предыдущих.

Итогом модернизации производства, совершенствования технологии и технических моментов стали 200 тыс. тонн бутиловых каучуков, полученных на заводе в 2014 году. Результатом года текущего вполне может стать более высокий показатель. За счет ввода в эксплуатацию уже четвертой машины. Почему же ГБК так необходим шинникам?

Разрабатывая технологию производства бескамерных шин, шинники задумались, как сделать их герметичными. На помощь пришел галобутил, поскольку резина на основе ГБК обладает повышенной газонепроницаемостью, стойкостью к многократным деформациям и высоким сопротивлением разрыву. Главное достоинство этого материала в том, что он отлично препятствует прохождению воздуха. Практически сразу качество нижнекамского ГБК получило признание у известных шинных компаний. Поэтому галобутиловый каучук «Нижнекамскнефтехима» практически в полном объеме уже многие годы отправляется на экспорт.

Для чего они сделаны?

Необходимость в синтетических каучуках не пропадет, пожалуй, еще не один десяток лет. Пока ученые не изобретут новый продукт, заменяющий эластомеры, экономически выгодный и соответствующий реалиям времени. Сегодня же области применения каучука и резины весьма обширны: это почти 40 тыс. наименований изделий для самых различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства и быта. К примеру, на производство шин идет 60% общего объема синтетических каучуков. При этом в ассортименте и легкие велосипедные, и шины диаметром 3,5 м и весом 3,5 тонны для самосвалов. Авиастроению без каучуков тоже никак: в самолете около 10 тыс. резиновых деталей, в том числе и специальные шины.

Ставки сделаны

От 2015 года российские нефтехимические компании подарков в виде гигантских прибылей не ждут. Но уверенности в том, что промышленность выстоит очередной кризис, глава одного из крупнейших в России производств не отрицает. Как отметил Азат Бикмурзин в интервью нашему изданию, «план производства для «Нижнекамскнефтехима» на текущий год утвержден с условием загрузки всех производственных мощностей. Задача стоит одна — не уменьшить, а увеличить свои экономические и финансовые показатели». И без сомнения, роль в этой партии, причем весьма успешно, сыграет каучук. Залогом роста должны стать модернизация производств, проведенная в предыдущие годы, рост сырьевых объемов за счет реконструкции мономерного производства по выпуску изопрена, а также ввод новых технологических линий.

Фото: kazan.aif.ru, lanxess.ru, diets.ru, sdelanounas.ru, aviashiny.ru

Ангелина Панченко

Интернет-газета «Реальное время»
Бикмурзин Азат Шаукатович
На правах рекламы

Новости партнеров