«Нижнекамскнефтехим»: исключительная гибкость гиганта

В условиях спада мировой и российской экономик нижнекамские нефтехимики не собираются сокращать объемы выпуска каучуков

«Нижнекамскнефтехим»: исключительная гибкость гиганта

Каучуки и продукция из них вошли в перечень приоритетных направлений химической промышленности и включены в стратегию развития химического и нефтехимического комплекса России до 2030 года. Во многом документ по развитию нефтехимии страны перекликается с корпоративной стратегией «Нижнекамскнефтехима», принятой еще в 2011 году и рассчитанной до 2020 года. Нижнекамский нефтехимический гигант намеревается укрепить свои позиции производителя синтетических каучуков на внутреннем и внешнем рынках. Каких результатов добилось предприятие за минувшие с запуска реализации собственной стратегии 4 года, и что предстоит сделать, чтобы каучуков стало еще больше?

Даешь миллион!
Производство синтетического каучука по-прежнему остается одним из наиболее конкурентоспособных и успешных секторов российской нефтехимии. И даже несмотря на недостаточные объемы сырья и то, что большинство заводов построены во времена Советского Союза, количество экспортных поставок неизменно растет. Ряд российских предприятий осваивает выпуск новых видов эластомерной продукции, которую охотно покупают мировые шинные игроки.

В 2004 году «Нижнекамскнефтехим» стал третьим в мире производителем ГБК

Ставку на увеличение объемов каучуков руководство ОАО «Нижнекамскнефтехим» сделало еще в конце 90-х. И эта ставка превратилась спустя всего несколько лет в одну из главных точек экономического роста нижнекамского химического гиганта. Если до 1999 года компания выпускала всего два вида каучуков: изопреновый и бутиловый, то сегодня в ассортименте — уже 8 видов эластомеров, а объем вырос в 2,5 раза. Через 5 лет НКНХ планирует достичь результата в 1 млн тонн каучука в год. По расчетам экспертов, верставших стратегию, основной рост придется на галобутиловый, изопреновый и бутадиеновые каучуки. Именно они помимо, конечно, натурального каучука в больших объемах используются для изготовления различного вида автошин. Пользуясь высоким спросом на каучуки на мировом рынке, НКНХ начал динамично наращивать объемы их производства. Так, в 2011 году, когда стратегия была только принята, каучуковые производства компании (завод СК и БК) выпустили почти 560 тыс. тонн. Спустя 2 года объем выпуска эластомеров вырос без малого на 100 тыс. тонн. Средств на масштабную модернизацию производств компания не жалела. За 4 года на 2 заводах провели замену реакторов, установили новые машины выделения и сушки каучука, полимеризационные системы и добавили новые производственные нитки. Естественно, совершенствовалась и сама технология изготовления так называемого сырья для шин.

Каучук №1 для шинной промышленности

Выпуск изопренового каучука (СКИ-3) НКНХ освоил в 1970 году, став в тот период крупнейшим в мире его производителем. Кстати, таковым он остается и сейчас. Суммарный объем изопренового эластомера в 2014 году в РФ составил 476 тыс. тонн, из них 253 тыс. тонн — доля НКНХ.

Мировые мощности СКИ в 2014 г.


За 45 лет качество изопренового каучука стало настолько безупречным, что его уже многие годы применяют в изготовлении своей продукции мировые шинные гиганты — Pirelli, Miche­lin, Bridge­stone, Con­ti­nen­tal и Goodyear.

На экспорт отправляется до 80% СКИ-3 под брендом НКНХ. С шинными корпорациями НКНХ наладил практику по заключению долгосрочных контрактов. Договоренности по увеличению объемов поставок пакета каучуков (в него помимо СКИ-3 входят СКДН и ГБК) с каждой из шинных компаний подписаны на ближайшие 4 года, что гарантирует каучуковым заводам стабильность, 100%-ную загруженность мощностей, а самому НКНХ — увеличение экспортных доходов. Так что вопрос, кому продать сотни тысяч тонн каучуков в непростых условиях экономической реальности, у НКНХ решен на несколько лет вперед.

От «зеленых» шин до жевательной резинки

Стратегия развития каучуковых производств — это не только увеличение объемов, но и разработка, а затем и промышленное освоение новых видов каучуков. Здесь главную роль на себя берут ученые НКНХ. Главным их достижением на этой ниве за последние 3 года стал дивинил-стирольный каучук (ДССК). В принципе, сам по себе этот продукт для нефтехимиков не нов. Но вот модификации и функциональность, которые внесли в ДССК ученые НКНХ, делают конечный продукт уникальным, отличным от подобного каучука других нефтехимических предприятий России, в том числе и воронежского. Так, одна из его разновидностей, полученная в 2012 году, предназначена для модификации пластмасс. С его помощью на соседнем заводе полистиролов изготавливают АБС-пластики.

Шины из ДССК-2560Ф и ДССК-2560ФМ обеспечивают лучшее сцепление с мокрой дорогой, а значит, повышают безопасность авто

Два других вида ДССК — уже для шинной индустрии. Нижнекамские ДССК-2560Ф и ДССК-2560ФМ можно по праву считать ноу-хау в России, отмечает замдиректора научно-технологического центра НКНХ И. Ахметов, поскольку аналогов им не существует. Буква «Ф» в названии каучука означает наличие в его составе функциональных групп. Особые свойства функционализированного эластомера при дальнейшем превращении его в шину обеспечивают лучшее сцепление с мокрой дорогой, а значит, повышают безопасность авто. Вместе с тем шины, сделанные с применением такого каучука, обладают низким уровнем шума при движении, а также позволяют экономить топливо, поскольку имеют низкое сопротивление качению, за счет чего и снижается расход бензина. Это отличная основа для создания экологически чистых, так называемых «зеленых шин».

Еще одно достижение нижнекамских нефтехимиков — пищевой бутиловый каучук. Разработкой специальной рецептуры и созданием особых санитарных условий для его изготовления НКНХ занялся недавно. И в 2014 году известный мировой производитель жевательной резинки и прочих сладостей, проведя аудит промышленной площадки предприятия, высоко оценил готовность компании к выпуску пищевого вида каучука. Сегодня большинство производителей жевательной резинки в рецептуру включают 20% каучука. Другие составляющие формулы — 60% сахара (или заменителей), 19% кукурузного сиропа и 1% ароматизатора.

Из нижнекамского бутилового каучука теперь делают жевательную резинку

Благодаря такому составу, резинка обладает хорошей эластичностью. Но именно ее и придает бутиловый каучук, отличающийся высокой газонепроницаемостью, что в свою очередь помогает надувать пузыри. Первая партия сырья уже отправлена зарубежным производителям, так что в скором времени на рынке появится жевательная резинка с толикой нижнекамского каучука.

Еще один из рода уникальных

Прорывом для НКНХ и, пожалуй, для всей отечественной нефтехимии стал запуск в промышленное производство в 2004 году галобутиловых каучуков 2 разновидностей — хлор – и бромсодержащих. Прежде такие эластомеры в России в промышленных объемах никто не делал. В мире же выпуск галогенированных каучуков вели только 2 известные компании. Свою технологию и множество других технических параметров нижнекамские нефтехимики разработали всего за 1,5 года при содействии ученых. Мощность первой

В 2011 году НКНХ запустил в работу третий «Велдинг» — намного продуктивнее предыдущих

установки составляла всего 30 тыс. тонн в год. Однако спрос на новый продукт был впечатляющим. Так что через 2 года на заводе появился еще один агрегат выделения и сушки каучука, а годовой объем продукции вырос до 50 тыс. тонн в год. В 2011 году компания запустила в работу третий «Велдинг» — намного продуктивнее предыдущих.

Итогом модернизации производства, совершенствования технологии и технических моментов стали 200 тыс. тонн бутиловых каучуков, полученных на заводе в 2014 году. Результатом года текущего вполне может стать более высокий показатель. За счет ввода в эксплуатацию уже четвертой машины. Почему же ГБК так необходим шинникам?

Резина на основе ГБК обладает повышенной газонепроницаемостью, стойкостью к многократным деформациям и высоким сопротивлением разрыву

Разрабатывая технологию производства бескамерных шин, шинники задумались, как сделать их герметичными. На помощь пришел галобутил, поскольку резина на основе ГБК обладает повышенной газонепроницаемостью, стойкостью к многократным деформациям и высоким сопротивлением разрыву. Главное достоинство этого материала в том, что он отлично препятствует прохождению воздуха. Практически сразу качество нижнекамского ГБК получило признание у известных шинных компаний. Поэтому галобутиловый каучук «Нижнекамскнефтехима» практически в полном объеме уже многие годы отправляется на экспорт.

Для чего они сделаны?

Необходимость в синтетических каучуках не пропадет, пожалуй, еще не один десяток лет. Пока ученые не изобретут новый продукт, заменяющий эластомеры, экономически выгодный и соответствующий реалиям времени. Сегодня же области применения каучука и резины весьма обширны: это почти 40 тыс. наименований изделий для самых различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства и быта. К примеру, на производство шин идет 60% общего объема синтетических каучуков. При этом в ассортименте и легкие велосипедные, и шины диаметром 3,5 м и весом 3,5 тонны для самосвалов. Авиастроению без каучуков тоже никак: в самолете около 10 тыс. резиновых деталей, в том числе и специальные шины.


В самолете около 10 тыс. резиновых деталей, в том числе и специальные шины

Ставки сделаны

От 2015 года российские нефтехимические компании подарков в виде гигантских прибылей не ждут. Но уверенности в том, что промышленность выстоит очередной кризис, глава одного из крупнейших в России производств не отрицает. Как отметил Азат Бикмурзин в интервью нашему изданию, «план производства для «Нижнекамскнефтехима» на текущий год утвержден с условием загрузки всех производственных мощностей. Задача стоит одна — не уменьшить, а увеличить свои экономические и финансовые показатели». И без сомнения, роль в этой партии, причем весьма успешно, сыграет каучук. Залогом роста должны стать модернизация производств, проведенная в предыдущие годы, рост сырьевых объемов за счет реконструкции мономерного производства по выпуску изопрена, а также ввод новых технологических линий.

Фото: kazan.aif.ru, lanxess.ru, diets.ru, sdelanounas.ru, aviashiny.ru

Ангелина Панченко

Интернет-газета «Реальное время»
На правах рекламы

Новости партнеров