«У татар были популярны фигуры российских правителей, прославившиеся реформаторской деятельностью»
Мнение историка Радика Салихова о памятнике Екатерине II в Казани
Дебаты вокруг возможной установки памятника Екатерине II на берегу озера Нижний Кабан продолжают будоражить казанскую общественность. Историк Радик Салихов в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», утверждает, что памятник императрице будет нелишним. К тому же место, по его мнению, выбрано вполне подходящее.
Преодоление средневековья
В горячих спорах вокруг установки памятного знака, посвященного визиту Екатерины II в Казань в 1767 году, остро проявилась характерная для нашего времени «болезнь» чрезмерной политизации исторического наследия.
Лично у меня как историка, много лет изучающего прошлое татарских слобод Казани, не вызывает никаких возражений идея создания такого памятника. Напротив, можно только приветствовать увековечивание образа Екатерины Великой именно на территории Старотатарской слободы, потому что с именем просвещенной императрицы прочно связана новая, во многом определяющая эпоха в истории народа. Эпоха, которую по праву можно назвать возрождением российского ислама и национальной жизни.
Выдающаяся миссия Екатерины состояла в решительном преодолении мрачного средневековья с его религиозной нетерпимостью и феодальной разобщенностью населения. Достаточно посмотреть, на каком фоне происходил визит императрицы в Казань. Всю первую половину XVIII века татары подвергались целенаправленной и очень жесткой религиозной дискриминации. Существовало немало других препон, затруднявших занятия торговлей и промышленной деятельностью.
С 1740 году в городе и уездах буквально свирепствовала «Новокрещенская контора» во главе с архиереем Лукой Конашевичем, которая за короткий срок крестила более 100 тыс. мусульман. Фото tatarstan-mitropolia.ru
С 1740 году в городе и уездах буквально свирепствовала «Новокрещенская контора» во главе с архиереем Лукой Конашевичем, которая за короткий срок крестила более 100 тыс. мусульман. Сенатский указ от 19 ноября 1742 года «О недопущении в Казанской губернии строить мечети, и о разведывании губернаторам и воеводам о обращенных в магометанский закон» потребовал от властей сломать все выстроенные за прошедшие со времени царствования Федора Иоанновича мусульманские храмы, «и впредь строить отнюдь не допускать». За два года реализации этого указа было разрушено 418 из 536 мечетей, находившихся в губернии.
В Татарской слободе начали специально селить новокрещен, возвели православный храм и запретили строительство новых мечетей. В результате начался массовый исход татарского населения из исторических кварталов слободы на другие, еще необжитые места. Ситуация складывалась критическая. Для большого количества мусульман Казани действовало лишь одно небольшое культовое здание. Правоверные с большим трудом могли исполнять пятничные намазы. И, конечно же, не могло быть и речи о каких-либо мусульманских учебных заведениях. Каюм Насыри писал, что люди молились, где придется, даже в обычных шалашах.
Покровительница магометан
Екатерина II во время своего пребывания в городе разом покончила с вековым произволом, выступив властной заступницей местных мусульман. Тот же Каюм Насыри подчеркивал, что «Она проявила большое великодушие к мусульманам и, бывая среди них, расспрашивала, не терпят ли они беды от русского народа. Мусульмане же, нисколько не жалуясь на русских, отвечали ей: «Слава Аллаху, не ведаем никаких мучений».
Впервые после падения ханской Казани, императрица дала личное разрешение на строительство монументальных каменных культовых зданий не только в Казани, но и в сельской местности. После этого одна за другой были возведены в Казани Первая соборная (ныне «Аль-Марджани»), Апанаевская мечети, а также храмы в деревнях Нижняя Береска и Кшкар.
Она не изменила своего исторического решения, несмотря на серьезные попытки губернской бюрократии и миссионеров любым способом дезавуировать высочайший указ.
Последующие реформы Екатерины способствовали превращению губернского центра в фактическую столицу российского ислама. Несмотря на то, что учрежденное ею Оренбургское магометанское духовное собрание находилось в Уфе, выборы ее членов происходили в Казани. Здесь уже во второй половине XVIII века возникли крупнейшие очаги мусульманского образования и просвещения, где учились молодые люди из самых разных регионов государства.
Возрождение национальной буржуазии
Жалованная грамота городам 1785 года, как и весь комплекс городских реформ императрицы, сняли существовавшие ограничения на ведение предпринимательской деятельности, уравняли в правах татарских коммерсантов и промышленников с русским купечеством, положили начало национальному самоуправлению. Возникшее в этот период татарское гильдейское купечество, воспользовавшись новыми возможностями, быстро разбогатело и управляло жизнью слобод в рамках Татарской городовой Ратуши.
По сути, Екатерина II опосредованно вернула высокий социальный статус татарской элите, которая серьезно пострадала в эпоху Петра I. Успешные буржуа из Старой и Новой слобод теперь заседали в городской шестигласной думе, различных судебных органах, серьезно влияя на социальную и экономическую ситуацию. Татарские баи Апанаевы, Юнусовы, Аитовы, Апаковы и многие другие, подобно русским аристократам начали строить роскошные особняки, не уступавшие по масштабам богатым дворянским усадьбам.
Не будет преувеличением сказать, что существующий архитектурный облик Старотатарской слободы также является детищем императрицы. Европейская градостроительная планировка, решительно введенная ею, придала законченный вид знаменитой Юнусовской площади, выровняла некогда кривые и хаотичные улицы, придала гармонию жилым кварталам. Так, национальный район Казани приобрел уникальную европейско-азиатскую специфику, заставляющую восхищаться современников и сегодня привлекающую многочисленных гостей города.
Иными словами, уже в начале XIX века татарские слободы Казани жили полнокровной, богатой, состоятельной жизнью. С многочисленных минаретов мечетей призывно звучал азан, сотни шакирдов в городских медресе постигали секреты исламских наук, бурлила масштабная торговля, повсюду дымили трубами многочисленные фабрики и заводы. Это было безусловным духовным и экономическим возрождением народа, еще несколько десятилетий назад находившегося на грани выживания.
Поэтому памятный знак Екатерине, символизирующий такое возрождение не просто уместен, а насущно необходим в слободе как дань благодарности за ее великие и благотворные деяния в отношении мусульман, впервые почувствовавших себя полноправными гражданами страны, ощутивших заботу и опеку государства.
Слободские «имперцы»
Несколько слов о политизации историко-культурного наследия, выразившееся в нашем случае в протест против установки в Казани так называемых «имперских символов», несущих в себе память о крепостном праве, «тюрьме народов» и т.д. На мой взгляд, все это просто идеологизированные штампы, которые не имеют ничего общего с реальной исторической картиной.
Жители татарских слобод Казани изначально являлись «имперцами», находясь на военной и дипломатической службе Русского государства, а затем и Российской империи. Им был присущ осознанный монархизм и преданность трону. Об том проникновенно писал Габдулла Тукай в своем стихотворении, посвященном 300-летнему юбилею Дома Романовых. Кстати, наиболее ярко и масштабно празднование этого события прошло в 1913 году в татарской части города. Специальный комитет по проведению юбилейных торжеств из числа мусульманского духовенства, купечества и интеллигенции выступил с идеей установки на Юнусовской площади памятника царствующей династии. Начался сбор средств, и только начавшаяся война не дала осуществиться данному проекту.
В то уже далекое время татары не страдали комплексом национальной неполноценности, они никогда не были крепостными крестьянами и, благодаря относительному либерализму «кровавого» самодержавия, сумели создать развитую экономику и культуру, автономную систему образования, органы общественного самоуправления, многочисленные благотворительные фонды.
Неудивительно, что у татар были чрезвычайно популярны исторические фигуры российских правителей, прославившихся реформаторской деятельностью. Первое место в этом своеобразном пантеоне славы занимал царь-преобразователь Петр I, затем шла любимая народом Екатерина II или «Әби патша», отец Великих реформ Александр II и автор Манифеста 1905 года император Николай II. О них много писали в татарских газетах, журналах и календарях, массовыми тиражами издавались их портреты, а первые национальные историки давали им вполне положительные характеристики.
Таким образом, установка знака, а лучше, полноценной скульптурной композиции в честь Екатерины II ни в коей мере не противоречит исторической памяти татарского народа. Напротив, она еще раз подчеркнет державную роль нации, строившей вместе с представителями других народов великое Российское государство.
Однако для Старотатарской слободы — великолепного историко-архитектурного ансамбля, претендующего на важнейшие туристические маршруты, безусловно, необходимы памятники выдающимся сынам и дочерям татарского народа. В первую очередь нужен монумент Шигабутдину Марджани, который почему-то до сих пор не нашел своего места в Казани. Ждут своего скорейшего увековечивания образы Гаяза Исхаки, Фатихи Аитовой, Али Рахима, Газиза Губайдуллина, персоны крупнейших татарских предпринимателей и многих других ярких личностей, родившихся и живших в татарской части нашей столицы.
Без органичного баланса культур любая мемориальная работа не имеет смысла, так как сразу закладывает почву для разногласий по поводу нашего общего исторического наследия.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Радик Римович Салихов — историк, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.
- Родился в 1965 году.
- Доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Республики Татарстан за 2008 г., член-корреспондент АН РТ (2011).
- Салихов внес значительный вклад в изучение памятников духовной и материальной культуры татарского народа, социальной структуры татарского общества второй половины XIX — начала XX веков, влияния джадидистских преобразований на мусульманскую общину, проблем формирования национального торгово-промышленного класса, экономической истории региона, а также исторической и современной территориальной геральдики, региональной истории Татарстана.
- Под его научным руководством и при консультировании было защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Он является автором восьми монографий, более 80 научных статей.
- С 2002 по 2006 годы выполнял обязанности ответственного секретаря, а с 2006 года — заместителя председателя Геральдического совета при президенте РТ.