В «Углу» был слышен гул земли

В «Углу» был слышен гул земли
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Премьера спектакля «Карина и Дрон» в театральном пространстве «Угол» прошла в минувшие выходные. Режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Волкострелов показал казанцам непривычный спектакль, но зал оказался на удивление понимающим и доброжелательным. Тот, кто ждал скандала, скандала не получил. На спектакле побывала корреспондент «Реального времени».

Гул в тишине

Дмитрий Волкострелов совсем недавно привозил в Казань, на эту же самую площадку «Угла», свой «Театр post». Надо отметить, что «малые гастроли» прошли весьма успешно. Здесь можно сделать реверанс не только в сторону режиссера и его театра, но и создателей «Угла». За год, а именно столько в апреле исполнилось «Углу», здесь смогли взрастить свою публику, и, что приятно, ходят сюда не только люди молодые, но и вполне «взрослые». Плюс ко всему, грамотно построенная пиар-политика.

Жаль, что время от времени раздаются безответственные и неумные голоса, пытающиеся противопоставить те проекты, что реализуются в «Углу», репертуарному театру. Кстати, год назад на первой пресс-конференции создатели «Угла» сразу же заявили, что ни в какую конфронтацию с репертуарным театром вступать не будут, и слово свое держат. Не надо никого ни с кем сравнивать и противопоставлять, в этом нет никакого смысла.

Каждый из театров развивается по своим законам, и у каждого есть свой зрительский сегмент. Не приходит же, слава богу, нам в голову сравнивать, предположим, Марию Каллас и Эдит Пиаф, решая, кто из них лучше. Каждая была хороша в своем музыкальном жанре.

Вывод напрашивается однозначный: театры разные нужны, театры разные важны. Возможно, в Казани появятся и другие экспериментальные сцены и театральные пространства, но пока «Углу» альтернативы нет. «Гул» в тишине экспериментального молодежного театрального движения идет только из этих выкрашенных в черное стенах.

Но вернемся к Волкострелову. Он решил поставить в Казани пьесу белорусского автора, с которым часто работает, Павла Пряжко «Карина и Дрон». Поскольку в «Углу» нет и не должно быть своей труппы, актеров набирали со всего города. Так, в проекте оказались рядом студенты театрального училища и школьники — три девушки и три юноши, прошедшие кастинг. Отбор участников спектакля был суровым.

«Лучше быть молодым щенком»

Небольшой зал был заполнен до отказа. На стульях разложены листки бумаги с отпечатанным на принтере текстом: «Много людей слышали сами непосредственно, еще больше людей видели записи на «Ютубе», как в 2012 году гудела земля. Из недр земли шел громкий, тягучий звук». Можно понять, что это своего рода эпиграф к спектаклю «Карина и Дрон».

На сценическом пространстве разместилось шесть небольших подиумов, над которыми висят белые экраны. Рядом с подиумами — шесть нестерпимо ярких прожекторов, их свет направлен на зрителей, и это создает неудобство: свет слепит глаза, но одновременно выводит из зоны комфорта, тревожит и будоражит. Потом наступает мгновенная темнота, и вот уже прожектора развернуты от зрителей, их свет упирается в небольшие зеркала, что стоят на полу за экранами, а на подиумах замерли актеры.

Их, как уже говорилось, шестеро. Молодые, одинаково неброско одетые, такие ребята из толпы, каких можно увидеть повсюду. Они и ведут себя «как обычно»: переговариваются, смеются, прикалываются. Обрывают свои мысли, говорят интернет-мемами, их обычным языком, в большинстве случаев непонятным среднему и старшему поколению. Но они такие, какие они есть.

Собственно, сюжета у «Карины и Дрона» нет, есть просто кусок жизни, который мы, сидя в зрительном зале, смогли подсмотреть. Так бывает на улице: идешь и вдруг слышишь обрывок разговора прохожих, какой-то фрагмент без начала и конца. А за всем этим жизнь, судьба, люди.

После нескольких реплик свет гаснет, зал погружается в полную темноту, и слышен этот тревожный и тягучий гул. Для чего нужны эти паузы? Ответов может быть много, один из допустимых — чтобы на несколько секунд, отрешившись от суетного, стать частью этой земли. В спектакле Волкострелова зритель соучастен и сопричастен.

Шестерка актеров органична и наполнена каким-то внутренним светом, трепетом, без которого не живет юное существо. В банальных разговорах — а кто из нас не бывает банальным? — сквозит желание жить и жажда проявить себя и познать мир, который вокруг.

Безупречен ли спектакль Дмитрия Волкострелова? Увы, нет. Но об этом не хочется говорить. И режиссер, и юные актеры выложились до предела. Все, что мы видели в «Углу» в «Карине и Дроне», — эксперимент, имеющий право на существование, пусть даже его создатели в чем-то ошиблись. Но, как говаривал Марк Твен, «лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей».

Правда, лучше. Тогда можно услышать «гул земли», остановиться и прислушаться.

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров