«Төш»: сон о Камиле и Елене

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 58-я

«Төш»: сон о Камиле и Елене
Фото: Радиф Кашапов/realnoevremya.ru

Смотрим постановку Тинчуринского театра по одной из последних пьес Туфана Миннуллина «Төш» («Сон»), которая шла 11 сезонов. Интересно, что у такой долгоиграющей работы нет качественной видеозаписи. Но спасибо практике прямых эфиров, сохранилось видео весны 2023 года.

Миннуллин посмотрел и одобрил

В театре отмечают, что это последний спектакль, поставленный по его пьесе, который драматург увидел на сцене. Его премьера прошла 23 марта 2012-го. Цитируются его слова: «Я плохих произведений не пишу, мы поставили лучше, чем я написал».

Миннуллин скончался 2 мая. «Төш» также поставил в 2011-м в Оренбургском театре Рустем Абдуллаев, в том же году у них была премьера и пьесы «Нәзер».

«Нәзер» ставили и тинчуринские артисты, причем как самостоятельный проект, вне театра, поскольку хотели новых ролей. Но это другая история. Кстати, собственно, для Оренбурга драматург и писал «Төш».

В 2022-м у спектакля даже отмечалось десятилетие, с выставкой, посвященной Миннуллину, исполнением песен и напоминанием, что у этого драматурга с 1968 года в театре ставилось около 20 пьес. Поставленные позже комедии «Алай түгел, болай ул» («Это так! Да нет, вот так!»), «Ак тәүбә, кара тәүбә. Безнең көннәр» («Студенческий договор. Наши дни») идут и сейчас. «Төш» с репертуара сошел.

Пьеса начинается с разговора со зрителем от лица автора (его играет Артем Пискунов), который говорит, что основу пьесы он увидел во сне: «Обычно, в снах все путаются, проснешься — забываются. Но этот спектакль полностью остался в памяти. Не все слова, но последовательность мысли запомнилась». Также он произносит: «Пока писал, остановился, потому что показалось, что в мыслях пьесы нет новизны. Но решил дописать».

Актеров всего четверо, включая старшее поколение: Фаузию абыстай играет Зулейха Хакимзянова, а Анну Егоровну, бывшую учительницу русского в татарской деревне, —Ляля Миннуллина. Потом она преподавала уже в татарской школе в Казани. Потому она и внучку отдала в татарскую гимназию. То есть герой этот по-своему уникален. Кажется, именно он ближе всего драматургу. И именно Анна Егоровна не доживет до конца спектакля.

Кроме того, задействован хор, который, согласно воле автора, поет народные песни, включая частушки на двух языках.

Нераспутанный клубок

Потому что есть два главных героя. Камиль (Ильфат Хафизов), то есть Совершенный. И Елена (Гульназ Науметова), очевидно, Прекрасная. Анна Егоровна уехала в санаторий, а Камиль проник к ним домой.

Мы застаем их не на свидании, а сразу в постели, они счастливы, но вскоре счастью приходит конец. Миннуллин не первый раз раз пишет о смешанных браках, в хрестоматии входила его пьеса «Ильгизар + Вера», однако то была деревенская реальность, текст из 90-х. Здесь же история городская, камерная. Герои погружаются в разговоры, при этом избегая тем, к примеру, религии. Но не могут выяснить, как переводится на татарский слово «рок». Не «судьба», нет…

А после Фаузия и Анна открыто обсуждают отношения младшего поколения. Причем Фаузия утверждает миролюбиво, что, мол, теперь все перепутано. А Анна говорит: пока распутаешь запутанные клубки, умом тронешься.

Безусловно, последние пьесы Миннуллина, да что там, многие тексты из 90-х — это продолжение его выступлений в парламенте, публицистической деятельности. Анна Егоровна произносит: «Но так сложилось: все народы разные. Тоже нет ни плохих, ни хороших — все равные. Но у каждого народа есть свои нормы поведения, своя вера».

И это выглядит уже не как фрагмент пьесы, а как кусочек из монументальной статьи, у которой есть конкретный автор.

При этом каждая часть пьесы — это различные эпизоды долгой жизни на фоне заботливой константы Камиля. К примеру, пятое действие происходит спустя 7 лет после свадьбы, когда Елена уходит из школы. Детей в семье нет. Жена обращается к религии, начинает пить, а потом собирается писать книгу про бомжей на документальной основе.

Героиня меняется, у Науметовой это одна из лучших ролей. Так почему бы пьесу нельзя было назвать просто «Елена»? В конце автор вновь выходит на сцену: «Во сне особенно запомнилась свадьба. На сцене горели яркие огни. Они, вроде, должны были быть счастливы. Должны были быть счастливы».

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров