Карим Тинчурин: не только драматург, актер и режиссер, но и фотограф
Знакомимся с теми, кто попал в его объектив
У драматурга и режиссера Карима Тинчурина было восемь фотоаппаратов, он был большим любителем фотографии. К примеру, снимки с первых спектаклей Татарского театра, которые Тинчурин ставил в качестве режиссера, он делал сам. Все его оборудование конфисковали сотрудники НКВД при аресте в 1937-м, тогда же бесследно пропали многие рукописи и другие ценные вещи. Сейчас в Национальной библиотеке проходит выставка фотографий, ранее неизвестных широкой общественности, она посвящена 90-летию со дня основания театра имени Тинчурина.
Татарский театр. 1932 год
В архиве Карима Тинчурина сохранилось несколько фотографий здания, расположенного по адресу: ул. Горького, 13. Тогда в нем располагался Татарский академический театр, а с 1988-го — Тинчуринский.
В 1930-х годах Тинчурин служил в Академическом театре главным режиссером. Он сам писал пьесы, сам их ставил и сам же в них играл (у него был творческий псевдоним Узбек). Некоторым артистам это не нравилось, они называли его узурпатором и монополистом и путем шантажа вынудили уйти из театра. Тогда Карима Тинчурина пригласили работать в Ленинскую библиотеку (ныне — Национальная библиотека РТ), сказав, что драматургу достаточно лишь вовремя приходить на работу и проводить здесь целый день. Тинчурин писал здесь свои пьесы, в частности начал «Ил» (в русском варианте перевода — «Родина»). Через несколько месяцев такой работы его пригласили в качестве режиссера в Астраханский татарский театр, откуда он уже вернулся в Татарский академический.
Кадр из спектакля «Кандыр буенда» («На Кандре»)
Это не самая удачная фотография Карима Тинчурина, но за ней стоит богатая история. К примеру, именно для сбора материала к спектаклю «Кандыр буенда» Карим Тинчурин и Салих Сайдашев отправились в велопутешествие по татарским селам Высокогорского и Арского районов Татарстана.
Перед спектаклем Карим Тинчурин запер на неделю Салиха Сайдашева в комнате с роялем, чтобы тот успел дописать до премьеры все партитуры. И именно для этого спектакля Сара Садыкова впервые написала музыку — одну из арий.
Журналист Исмагил Усманов
Исмагил Султанович Усманов был родом из знатного купеческого рода Айтугановых. Двоюродными братьями по материнской линии были писатель Гали Рахман и ученый Газиз Губайдуллин.
Исмагил Усманов работал журналистом на казанском радио в 1927—1929 годах, на заре его становления. В то время музыкальным редактором на радио работал Салих Сайдашев. Студия тогда располагалась в здании нынешнего Тинчуринского театра.
Нафига Арапова в роли мальчика в спектакле «Голубая шаль»
Нафига Мухамматгалимовна Арапова (1900—1943) — актриса, заслуженная артистка ТАССР. Начинала свою карьеру в труппе «Сайяр». Работала также в Уфе, в нынешнем Башкирском драмтеатре. Любимая актриса Карима Тинчурина. Порой он даже писал образы персонажей специально под Арапову. Так родилась характерная героиня Рокыя в пьесе «Без ветрил», которая сейчас вновь идет в театре.
В центре, в первом ряду, артист Камал III
Камал Ситдикович Салахутдинов выступал под псевдонимом Камал III. Камалом Первым был младший брат Галиаскара Камала — Габдулла Камал. Вторым — еще один младший брат, Габдрахман Камал. Третий Камал не был их родственником, но не хотел, чтобы его путали с известным драматургом и актером. В центре, во втором ряду, сам Карим Тинчурин. У него много фотографий, снятых на его фотоаппарат, проявленных и распечатанных им, где в кадре присутствует сам драматург. То есть Тинчурин уже 100 лет назад применял такой способ фотографии, как селфи!
Первый справа — Газиз Гиматов
Газиз Гиматов был сначала актером Московского центрального татарского рабочего театра, а потом — Республиканского передвижного театра, заслуженный артист ТАССР, поскольку время распада Московского татарского театра совпало с созданием Передвижного филиала. Тогда почти весь состав московской труппы перебрался в Казань.
Слева направо: Хаким Салимжанов, Габдрахман Минский, Салих Сайдашев
Хаким Салимжанов — отец татарского режиссера, несколько десятилетий возглавлявшего Камаловский театр, Марселя Салимжанова. Хаким-ага появился на сцене в 1919 году в татарском театре Орска, а первые уроки мастерства получил у Габдуллы Кариева. Женой Салимжанова была актриса Галия Нигматуллина, они познакомились в Орске и вместе приехали в Казань учиться в театральный техникум, став его первыми выпускниками.
Также Салимжанов перевез из Казахстана в Казань овдовевшую сестру своей жены Раду с детьми. Они жили вместе во флигеле Тинчуринского театра (ныне — музей Салиха Сайдашева). Первая женщина-скульптор в Татарстане Рада Нигматуллина выросла под опекой Хакима Салимжанова.
В своих воспоминаниях старший Салимжанов так говорил о Тинчурине: «Он самозабвенно любил основателя татарской советской музыки композитора Салиха Сайдашева. Тинчурин и Сайдашев — это целая эпоха музыкальных спектаклей в истории нашего театра».
Художник Петр Сперанский
Петр Сперанский (Сенников) работал художником в труппе «Сайяр» в 1915—1917 годах. После был главным художником Татарского академического театра, оформляя десятки драматических спектаклей. Сперанский собирал и изучал произведения татарского декоративно-прикладного искусства, сделал их многочисленные зарисовки. Вероятно, многим известен его альбом «Татарский народный орнамент».
Бухгалтер Константинов. 1932 год
Имя бухгалтера Татарского театра неизвестно. Так же, как и биография. Известно лишь, что Константинов покончил жизнь самоубийством, сбросившись с крыши театра. Что сподвигло его на этот шаг, можно только догадываться. Возможно, выявившиеся растраты в театре или приближающиеся репрессии, а может быть, и неурядицы в личной жизни.
Ногайские всадники. Город Кисловодск. 1929 год
Фотография сделана во время командировки писателей, журналистов и деятелей искусства Татарстана по национальным республикам страны. К слову, сейчас в кинотеатрах Казани идет первый ногайский художественный фильм «Испытание аулом», с его помощью можно познакомиться с культурой и традициями этого родственного татарам народа.
Загида Тинчурина
Загида Ахмерова-Тинчурина — актриса труппы «Сайяр», педагог, жена Карима Тинчурина. Это женщина, о судьбе которой можно снимать сериалы. Она сохранила до наших дней наследие мужа, переводила на татарский язык работы европейских и российских режиссеров, по которым затем училось несколько поколений татарских артистов. Кстати, по профессии Загида Тинчурина была филологом — преподавателем русского языка и литературы. Среди ее учеников — дочь Гаяза Исхаки Сагадат.
Согласно завещанию Тинчурина передала все личные вещи, рукописи и фотографии Карима Тинчурина театру, носящему его имя.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.