Рустам Минниханов: «Татарстан — ворота для «Хайер» на российский рынок»

Сегодня в автограде произошло знаковое событие: спустя два года после подписания соглашения и несколько месяцев после придания Челнам статуса ТОСЭР открылся один из первых резидентов территории — завод по производству холодильников китайской корпорации Haier. Рустам Минниханов на открытии завода назвал Татарстан «воротами для «Хайера" на российский рынок», а китайский министр коммерции — «первой ласточкой китайских инвестиций» в РТ. Побывавший на открытии корреспондент «Реального времени» впечатлился новейшими технологиями завода и узнал у президента Haier Group Лян Хайшаня, чувствует ли его корпорация замедление экономики Поднебесной.

Один завод — попытка решить сразу несколько проблем

Открытие завода «Хайер» по производству холодильников — знаковое во многих отношениях, и не только для Челнов, событие. Знаковое оно, очевидно, для Татарстана — первоначально планировалось открытие с участием премьер-министра РТ Ильдара Халикова, в итоге прибыл не только президент Рустам Минниханов, но и полпред президента России в ПФО Михаил Бабич. Знаковое оно, в том числе и по политико-экономическим причинам. После осложнения отношений с главным татарстанским иностранным партнером — Турцией — Китай может стать новым фокусом для внешнеполитических отношений республики.

На территории РТ открылось не просто китайское предприятие (где 90% работников — челнинцы), а, как отмечается в пресс-релизе, «первый в России совместный российско-китайский проект, не связанный с сырьевой промышленностью», что послужит диверсификации не только челнинской, но и республиканской экономики. И в случае успешности проекта, он может стать стартовой площадкой для привлечения новых китайских инвесторов.

Знаковое это событие и для России в целом. Как известно, в последние годы, в силу охлаждения отношений с Западом, власти страны активно ищут пути взаимодействия с Китаем, несмотря на то что в последний год мировые эксперты говорят о замедлении экономики Поднебесной. То, что проект важен именно настолько, дали понять и Бабич, и Минниханов — последний пообещал «обязательно доложить о новом проекте Владимиру Путину», который прибыл сегодня в Казань.

Безусловно, открытие завода по производству 250 тыс. холодильников в год (и 500 тыс. — план на перспективу) — капля в море, так как Китай старается стимулировать собственный экспорт и вряд ли большинство китайских производителей, используя дешевую рабочую силу в собственной стране, решат массово основывать российские филиалы. Однако пример «Хайер» может оказаться заразительным: как отмечали сегодня представители китайской компании, открытие российского завода во многом связано с необходимостью быть ближе к российским покупателям, в том числе по логистическим причинам. По тем же причинам «Хайеру» выгодно не возить комплектующие из Китая, а попытаться наладить коммуникации с местными поставщиками.

Как Челны и КИП «Мастер» снизили китайцам издержки при открытии завода

Завод «Хайер» расположился на территории КИП «Мастер» автограда (находится в промзоне). И, что любопытно, китайцам даже не пришлось вкладываться в строительство нового завода с нуля. Помогли снизить издержки им, разумеется, челнинские и татарстанские власти, предложив разместить красивые цеха и новейшее оборудование в большом пустующем цехе. В итоге, вместо строительства отдельного здания, которое неизвестно во сколько обошлось бы «Хайеру», компания вложила лишь $5 млн в апгрейд автоматно-токарного цеха КИП «Мастер» — «технологически цех улучшив». О «неновизне» цеха напоминали огромные вентиляционные трубы: как пошутил перед церемонией открытия челнинский бизнесмен Павел Евдокимов (чья компания «Инжиниринг+» также занимается вентиляцией), «судя по всему, они тут висят уже лет 30». Всего же китайцы вложили уже $39,1 млн. Для выполнения плановых показателей ТОСЭР к июню компания обязуется вложить еще $15,9 млн. Общая сумма вложений должна составить $55 млн. О сроках окупаемости проекта не говорили.

На презентацию нового производства пригласили джазовый ансамбль, устроили гостям фуршет и партиями водили «випов» и журналистов по заводу. Предприятие немаленькое, но и не то чтобы огромное. Общая площадь производственной территории составляет 24,5 тыс. кв. м, не считая 2 тыс. кв. м офисных помещений. Надписи на заводе на двух языках: китайском и русском. На стенах вдохновляющие таблицы: о том, что по доле рынка холодильников «Хайер» в мире опережает «Самсунг», LG, Whirlpool, Electrolux, Bosch и др. (она составляет 9,8%); что ценность продукции «Хайер» достигла суммы в 128,86 млрд юаней, а «Хайер» в течение 14 лет занимал первое место «как самый ценностный бренд Китая». В цехах установлена, в том числе, «третья в мире линия вакуумного запенивания корпуса холодильника, оборудование последнего поколения (Cannon, Италия)» — она позволяет, как отмечают представители китайской компании, не шуметь и «не тарахтеть» холодильнику. Кроме того, «Хайер» похвастался вакуум-формовочной машиной (Comi, Италия), системой вакуумной формовки для изготовления внутреннего корпуса холодильника, системой заливки полиуретаном корпуса двери холодильника, робот-системой складирования металлического корпуса холодильника. Последний — разработка двух крупнейших производителей КНР (Beijing Yi Dong Ning Technology Co., Ltd, КНР и Suzhou Yifeng Industrial Equipment Corporation Co., Ltd, КНР). Рука робота в работе действительно впечатляет, хотя, наверное, с точки зрения Центра занятости автограда, это потеря минимум одного рабочего места.

Всего пока на заводе 120 работников, к 2017 году обещают создать ровно 500 рабочих мест. Все работники предварительно прошли стажировку в Китае, а для подготовки квалифицированных кадров 7 апреля был открыт учебный центр.

Эхо Северной Каролины, покупка General Electric и дополнительные 1200 рабочих мест

Производственные мощности завода на первом этапе составят 250 тысяч единиц, на втором — 500 тысяч единиц. Продукцию компания будет поставлять на российский рынок и рынки «ближнего зарубежья» — собственно, ради близости рынка «Хайер» и построил свой завод. Как отмечают в компании, запуск производства холодильного оборудования в Набережных Челнах — «первый шаг на пути к локализации компании Haier в России»: корпорация Haier уже приступила к созданию R&D центра в автограде (от « Research and Development», или по-простому — НИОКР). Помимо финансовых инвестиций Haier Group, отмечается, к слову, в пресс-релизе, «приносит в Татарстан уникальную производственную модель и инновационную технологию, аналогов которой в России еще не было». Так, компания создает рабочие места и передает передовые знания новым сотрудникам. Помимо трудоустройства 500 специалистов, в «Хайере» обещают создать еще 1200 рабочих мест за счет аутсорсинга.

Ставшая сегодня глобальной корпорацией с 24 подразделениями в разных странах, годовым оборотом в десятки миллиардов долларов и возможностью покупать бизнес у General Electric (см. справку) — «Хайер» была основана в 1984 году всего лишь как региональный производитель холодильников. Что любопытно, решение открыть завод в Татарстане уходит корнями в 2000 год, когда первая партия холодильников сошла с конвейера фабрики в Северной Каролине. Именно с того момента фокус был направлен на локализацию не только производства, но и R&D-центров и маркетинга, став «залогом реализации принципа «нулевая дистанция» с потребителем».

«Татарстан — ворота для «Хайер» на российский рынок!»

Полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич на открытии завода отметил, что для него приход компании «с таким именем, таким рынком, такими возможностями» — событие. И выразил уверенность, что «Хайер» станет «магнитом для других компаний, которые также придут в наши субъекты». Бабич надеется, что в скором времени китайские партнеры расширят номенклатуру продукции — «будет и бытовая техника, и телевизоры» — в тесной кооперации с российскими предприятиями.

— Мы сегодня на самом деле даем старт очень важному проекту. В последние годы руководство РФ четко определило партнерские отношения с нашим стратегическим партнером — КНР. Сегодня одна из крупнейших компаний КНР, мировой игрок, запускает производство на территории нашей республики. Это позитивный сигнал. Думаю, что и стиральные машины, и телефоны, и водонагреватели — огромный ассортимент «Хайер» — очень востребован на российском рынке. Татарстан — ворота для «Хайер» на российский рынок! — не поскупился на лозунг президент РТ Рустам Минниханов. — Обязательно доложим о проекте «Хайер» Владимиру Путину.

Рустам Минниханов: «Думаю, что и стиральные машины, и телефоны, и водонагреватели, огромный ассортимент «Хайер» очень востребован на российском рынке. Татарстан — ворота для «Хайер» на российский рынок!» Фото prav.tatarstan.ru

Полномочный министр министерства коммерции КНР и советник по экономики посольства КНР в РФ Чжан Ти, со своей стороны, поблагодарив за помощь и поддержку в создании завода татарстанские власти, назвал «Хайер» «первой ласточкой китайских инвестиций». И с уверенностью заметил, что «все больше инвестиций из Китая придет на землю Татарстана!» Он также пообещал, что правительство КНР будет содействовать установлению деловых контактов российских и китайских предприятий.

Как Ильдар Халиков рекламировал Татарстан китайскому агентству «Синьхуа»

Любопытно, что на пресс-конференции Ильдару Халикову первые вопросы задало китайское официальное агентство «Синьхуа», дав, таким образом, возможность для трансляции китайским бизнесменам официальной позиции РТ по привлечению инвестиций и партнеров из Поднебесной. «Синьхуа», в частности, поинтересовалась у премьер-министра РТ, во-первых, какую пользу выход «Хайера» на российский рынок принесет региону и российской экономике, и как РТ намерен развивать дальнейшее сотрудничество с компанией «Хайер». И, во-вторых, как власти РТ оценивают сотрудничество российско-китайских предприятий и что намерены предпринимать для привлечения китайских компаний. Халиков заявил в ответ, что приход мирового лидера высоких технологий позволит сформировать возможность развития в РТ «совершенно новых технологий и новых навыков»:

— Мы заинтересованы в сотрудничестве с Китаем. К сожалению, не везде в РФ есть такие проекты. Мы считаем, такой большой проект — первый проект в РФ. Мы гордимся этим. Отношения РФ с Китаем на хорошем уровне, и мы хотели бы использовать их для развития сотрудничества, — заявил премьер РТ.

«Тогда, может, я по-русски отвечу?»

Любопытный казус случился, когда один из вопросов задала гендиректору «Хайер» в России и СНГ Сунь Чженьхуа (именно он два года назад подписывал со стороны Китая договор об организации СП Haier на территории РТ) китайская журналистка — разумеется, на китайском. Отвечал Чженьхуа тоже на китайском. Синхронный перевод аккурат в этот момент пропал…. Поэтому российские журналисты две минуты слушали непонятный ответ на непонятный вопрос, пока Чженьхуа не сообщили, чтобы тот подождал — перевод, мол, с минуты на минуту будет.

— Тогда, может, я по-русски отвечу? — внезапно спросил под радостный смех в зале кивающих российских журналистов Сунь Чженьхуа, тоже обрадованный возможностью продемонстрировать знание языка Пушкина и Толстого. — За последние 5 лет «Хайер» увеличил продажи в 10 раз (в России — прим. авт.). Это все результат усилий команды российского подразделения (существует с 2007 года). Быстрых темпов развития нам удалось добиться за счет реагирования на запросы покупателей. Проект «Хайер» — первая удачная попытка в РФ. Уверены, в ближайшее время мы расширим наш проект. Это позволит поднять нашу конкурентоспособность и быстро реагировать на запросы российских покупателей.

Ильдар Халиков — «Реальному времени»: «К 2018 году местные закупки «Хайера» составят 72%»

Корреспондент «Реального времени» поинтересовался, будут ли китайцы ограничиваться в локализации собственным производством деталей или же заключат договора с поставщиками (российскими, татарстанскими, челнинскими) — и если да, то есть ли уже какие-либо договоренности в этом плане с Татарстаном? Отвечать вызвался премьер Ильдар Халиков.

— Мы этот вопрос обсуждали еще до начала запуска проекта. Позиция «Хайер» всегда была такой — и господином Лян Хайшанем (президент корпорации «Хайер») она подтверждена была во время общения с господином Бабичем — то, что компания «Хайер» заинтересована в высоком уровне локализации. Уже до конца 2016 года местные закупки составят более 35%. А к 2018 году превысят 72%, — заявил он нам.

Почему «Хайер» «ПОЗИСу» не конкурент

Говоря о компании «ПОЗИС», Халиков заметил, что «Хайер» с ней может сотрудничать в том числе и по локализации — тем более, что «есть обращение со стороны «ПОЗИСа». А если бы, поддерживая местного производителя, РТ отказал в размещении китайского завода в РТ, он был бы построен в другим регионе, и это все равно повлияло бы на местный рынок. По словам премьера, после решения о строительстве завода, принятого в 2014 году, «ПОЗИС» стал активнее в работе по НТР и внедрению нового продукта. Управляющий директор OOO ТК «Хайер Рус» Сергей Фомичев рассказал, что цены на холодильники «Хайер» сегодня на 20-30% выше, чем у основных игроков рынка, входящих в топ-5 — строительство же челнинского завода позволит снизить цены на 30%. Тем самым Фомичев обозначил главную причину открытия завода в автограде. Фомичев также дал понять, что китайская компания вряд ли будет конкурировать с «ПОЗИСом», так как «Хайер» сконцентрирован на средне-высоком ценовом сегменте и видит своих конкурентов в немецких и корейских компаниях.

Лян Хайшань: «Стратегия «Шелкового пути» позволяет найти таким компаниям как «Хайер» хороших партнеров в странах Большого Шелкового Пути. Я считаю, эта стратегия будет сильно стимулировать экономические отношения между странами и построит лучший мост для сотрудничества между предприятиями Китая и России с Татарстаном». Фото prav.tatarstan.ru

Президент «Хайер»: «Китайской экономике очень нужны реформы…»

В заключение пресс-конференции мы, пользуясь случаем, поинтересовались мнением президента и председателя совета директоров корпорации «Haier Group» Лян Хайшаня о возможной мировой рецессии и замедлении экономики Поднебесной. Почувствовала ли его корпорация снижение спроса в разных странах вообще, в Китае в частности? И как в итоге «Хайер» будет на это реагировать? Лян Хайшаня, кажется, наш вопрос задел за живое, отвечал он на него минут шесть — причем переводить его почти синхронно вызвался его подчиненный Сунь Чженьхуа. Хайшань как патриот своей страны, заявил, что, во-первых, согласно результатам первого квартала 2016 года китайская экономика все-таки показала хороший результат. В то же время, заметил он, китайской экономике «сегодня очень нужны реформы». В самой компании «Хайер» также вынуждены реагировать на изменения на мировом рынке и «проводить внутреннюю реорганизацию, корректируя целевые показатели».

Хайшань также рассказал о том, как на его компании отразилась новая китайская стратегия стимулирования китайского экспорта «Шелковый путь». Как отмечают эксперты, фактически это стратегия (на которую Китай в ближайшие 10-15 лет будет работать, и в которую будет вложено 40 млрд. долларов) — это «стратегия стимулирования китайского экспорта»: большинство железных дорог и инфраструктурных проектов, сооруженных при содействии Китая, «служат составной частью такой модели торговли, при которой у Китая складывается профицит в торговле, а у других стран — дефицит торгового сальдо».


– [Из-за кризиса] мы будем больше внимания уделять новой продукции в средне-высоком ценовом сегменте, что позволит получать нам более высокую маржу, — рассказал нам Лян Хайшань. — Кроме того, у китайского правительства есть экономическая стратегия «Шелковый путь» (подробнее — см. на сайте китайского посольства). Для нас, как и для других китайских инвесторов, это очень большая мотивация. Стратегия «Шелкового пути» позволяет найти таким компаниям как «Хайер» хороших партнеров в странах Большого Шелкового Пути. Я считаю, эта стратегия будет сильно стимулировать экономические отношения между странами и построит лучший мост для сотрудничества между предприятиями Китая и России с Татарстаном.

Ильдар Халиков, в свою очередь пользуясь случаем, отметил показательное совпадение — 2016 год, год открытия завода «Хайер» станет годом возобновления ралли Москва-Пекин и 6 июля в Москве будет дан старт, а 24 июля участники финишируют в Пекине (расстояние — 10 тыс. км). Премьер многозначительно отметил, что «это может быть интересно и для китайских СМИ…».

1/29
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото автора
Справка

Haier — один из мировых лидеров по разработке инновационных решений в области бытовых приборов, климатической техники и потребительской электроники.

Корпорация Haier Group уже седьмой год подряд удерживает первенство в рейтинге Euromonitor International среди производителей крупных бытовых приборов. В 2015 году доля Haier в мировом объеме розничных продаж достигла 9,8%. Компания также возглавляет рейтинги Euromonitor International по трем продуктовым категориям со следующим распределением долей: холодильное оборудование (15,7%), бытовые приборы для стирки белья (14,3%) и морозильные установки (20,6%).

Haier Group — это 24 производственных предприятия, пять R&D центров и дочерних организаций в Европе, Северной Америке, Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Haier Group принадлежат 10 брендов, включая Haier CasarteLeaderF&PAAQUA и другие. Сегодня в компании работает более 72 000 сотрудников. Продукция компании представлена в 160 странах мира. Главный офис корпорации находится в г. Циндао в Северном Китае.

В 2015 году общемировой оборот Haier Group достиг 188,7 млрд. юаней (29,15 млрд. долларов США). Совокупные среднегодовые темпы роста доходов и прибыли за последнее десятилетие составили соответственно 6% и 30%. Таким образом, темпы роста прибыли в 5 раз превысили темпы роста доходов. Прибыль в 2015 году достигла 18 млрд. юаней (2,8 млрд. долларов США), что на 20% выше, чем в 2014 году.

За последние несколько лет Haier Group заключила ряд крупных сделок, которые стимулировали развитие бизнеса компании. Так, в 2011 году Haier приобрела ведущего японского производителя бытовой техники Sanyo, всего через 8 месяцев после сделки терпевший убытки актив становится прибыльным. В 2012 году компания приобрела Бренд № 1 бытовой техники в Новой Зеландии — Fisher & Paykel, на сегодняшний день самый быстрорастущий бренд в сегменте премиальной зарубежной электроники в Китае (среднегодовой совокупный рост — 73%).

15 января 2016 года Haier открыл новую страницу глобального развития вместе с подписанием Меморандума о стратегическом партнерстве с GE и приобретением бизнеса GE Appliances. Сейчас Haier и GE выстраивают новую образцовую модель взаимодействия между компаниями Китая и США. Интересы их альянса простираются далеко за рамки сделки по приобретению активов.

Haier является крупнейшим мировым производителем высокотехнологичной техники, представляя 96 модельных рядов и 15 000 моделей продукции: от холодильников и стиральных машин до LCD-телевизоров и плазменных панелей. По данным The Boston Consulting Group по итогам 2012 года компания заняла восьмое место в списке 50 самых инновационных компаний.

Компания Хайер

Новости партнеров