ТАИФ: становление силы во благо

«А что было бы, если бы не было команды этих дерзких ребят в начале перестроечных лет?» — задается непростым вопросом государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев, говоря о холдинге «ТАИФ». История его становления тесно переплетается с жизнью и экономикой республики. Масштаб промышленного бизнеса и интенсивность его развития рождает вокруг ТАИФа множество вопросов и мифов. Все хотят знать, где берет свой исток крупнейшая не только в Татарстане, но и в России бизнес-империя? Как смогли предприниматели вырастить бизнес с импорта сахара и продажи нефтепродуктов до производства современных и высокотехнологичных продуктов нефтехимии, пройти через перестройку и все кризисы, не потеряв позиций? Наконец, откуда у них взялись миллиардные инвестиции на строительство заводов, которым сегодня в России нет равных? Чтобы получить честные ответы на эти вопросы, мы встретились с теми, кто все 25 лет стоит у руля ТАИФа, и подготовили цикл материалов к публикации. Накануне предстоящего собрания акционеров, читайте в эксклюзивном материале интернет-газеты «Реальное время» историю становления ГК «ТАИФ». Часть первая.

Треть ВРП Татарстана

Утро субботы. После вчерашнего совещания с вице-председателем General Electric Джоном Райсом в головном офисе ТАИФа обсуждаются дальнейшие детали совместного с GE углубленного сотрудничества по масштабной модернизации энергосистемы Татарстана на основе современных технологий. Так, мощную газотурбинную установку на Казанской ТЭЦ-3, принадлежащей 100%-ой «дочке» холдинга ТГК-16, введут в эксплуатацию не позднее первого квартала 2017 года. Далее — следующее совещание по предстоящей на будущей неделе встрече с главой Linde AG Вольфгангом Бюхеле. Его химическая компания работает над установкой по производству водорода на амбициозном проекте ТАИФа — Комплексе глубокой переработки тяжелых остатков… Это только начало дня, выходного для многих, но не для генерального директора ТАИФа Альберта Шигабутдинова, многоотраслевой холдинг которого генерирует 615 млрд рублей денежных доходов от продажи готовой продукции и является одним из столпов экономики Татарстана.

«Сегодня группа компаний представляет не только нефтепереработку, нефтехимию и энергетику — здесь и строительный, и финансовый комплекс, в том числе банковские услуги, и телекоммуникации. Это все составляет основу нашей республики. Это тот задел и та база, которая у нас есть в республике. Каждый год мы открываем какое-нибудь новое производство. Не зря сегодня Татарстан является самым крупным производителем пластмасс, самым крупным производителем синтетического каучука», — оценивает президент Татарстана Рустам Минниханов масштаб компании. И, конечно, никто из команды Шигабутдинова не мог и предположить, что такие результаты достижимы. «За 25 лет работы самым сложным было представить, что все задуманное реализуется, да и еще в гораздо большем объеме», — рассуждает член Совета директоров ОАО «ТАИФ» Александр Фридман. А, собственно, какие мысли были в головах той небольшой когорты, начинавшей ТАИФ, что являлось движимой силой и куда уходит корнями бизнес, на долю которого сегодня приходится треть ВРП Татарстана?

Сегодня группа компаний представляет не только нефтепереработку, нефтехимию и энергетику — здесь и строительный, и финансовый комплекс, в том числе банковские услуги, и телекоммуникации. Это все составляет основу нашей республики

Никому не известный 39-летний предприниматель

Путч, август 1991 года. Крушение советской власти. Михаил Горбачев объявил стране и миру о своем уходе и самоликвидации бывшей страны советов. За один день страны, существовавшей 70 лет с командной экономикой, больше не стало. А вместо смены экономического уклада произошло погружение страны в мрачную действительность с резким падением уровня жизни простых людей. Крутой уход от плановой экономики привел к разрыву хозяйственных связей. Прилавки магазинов, и без того небогатых ассортиментом, разом опустели. И это на фоне дешевеющего с каждым днем рубля…

Вот к этому периоду всеобщего хаоса относится появление в Казани Внешнеторгового научно-производственного объединения (ВТНПО) «Казань». Новоиспеченная компания взялась за снабжение населения продуктами первой необходимости. И подобных структур в то время образовалось несметное количество. Однако большинство из них, продержавшись на рынке год-другой, внезапно исчезали.

Возглавил ВТНПО «Казань» Альберт Шигабутдинов, в то время никому не известный 39-летний предприниматель, выпускник Казанского авиационного института. Его первыми соратниками стали Рустем Сультеев и Гузелия Сафина — надежные люди, проверенные временем. Они и составили костяк новой компании.

Нулевая точка отсчета

«К концу 80-х годов прошлого столетия все мы, полные энергии молодые люди, уже имели опыт работы в разных организациях, — рассказывает Рустем Сультеев. — Мы вели постоянные разговоры, суть которых сводилась к короткой идее: нельзя терять время — надо создавать фирму и начинать наконец-то свое дело. Не «бабочку-однодневку» по типу «купил — продал — убежал», но серьезную фирму, которая объединит различные виды деятельности и, получая коммерческую выгоду, сможет и интересы республики соблюдать, и иметь долгосрочную перспективу».

Как и генеральный директор, так и члены его команды начинали свою деятельность в бизнесе практически с нуля. Последние пять лет до ухода в бизнес Альберт Шигабутдинов работал в «Татрыбхозе» — в качестве заместителя генерального директора занимался строительством, снабжением и сбытом. Он понимал, что если в ближайшее время не принять ключевых решений, то все предприятие пойдет по наклонной. Но никаких изменений добиться не удалось, и это в условиях всеобщих перемен. Люди, которых Шигабутдинов хорошо знал по институту, комсомолу, студенческим стройотрядам, пошли в частный бизнес, организовали кооперативы. И тогда он понял, что надо уходить в свободное плавание.

Жизнь в ускоренном темпе

«Я решительно взялся за дело, — рассказывает Альберт Кашафович. — И тут же появился первый барьер — отсутствие базы, законодательно регламентирующей предпринимательскую деятельность». Отступать он не привык, поэтому начал проработку вопроса. На самостоятельную разработку устава тогда ушло полтора года. На свои средства бизнесмены, пользуясь повальным дефицитом всего, привезли из Сингапура, Малайзии, Гонконга 14 контейнеров одежды и обуви, часть из которых была для детей. На фоне резкого скачка доллара — до сделки валюта стоила раза в 4 дешевле — вложения бизнесменов принесли хорошую прибыль, а также позволили часть одежды отдать на благотворительность: в детские дома и приюты.

Тогда же случился сигаретный кризис. «Люди, ищущие на улице окурки, стали обычным явлением, — рассказывает Альберт Кашафович. — Тогда заместитель председателя Казгорисполкома Рашит Фасхутдинов попросил нас подключиться к этому процессу и разрешить сложившуюся ситуацию». И в период, когда курильщики устраивали массовые забастовки, ложась на рельсы, Шигабутдинов завез огромную партию сигарет — 40 контейнеров — которую распродавал 3 года.

Потом завезли сахарный песок, который был в те времена в дефиците и пользовался ажиотажным спросом у населения. И это было новой победой, прибавившей уверенности в собственных силах и возможностях. Бизнес рос — ВТНПО «Казань» завезло в Татарстан до 10 тыс. автомобилей, грейдеров, новые пожарные машины и легковые автомобили. «Сейчас молодое поколение, пожалуй, и не поверит, что было время, когда невозможно было купить машину, даже имея на это деньги. Хотя тогда заводы «АЗЛК» и «ВАЗ» были заполнены машинами, но реализация не осуществлялась. А все потому, что экономические связи между предприятиями, между регионами были нарушены: раньше все через Москву регулировалось, распределение шло через Госснаб. И когда не стало Советского Союза, связи между производителями и потребителями разрушились практически в одночасье», — рассказывает Альберт Шигабутдинов.

Жизнь шла в ускоренном темпе. «За день мы умудрялись проделывать столько дел, что другим хватило бы на неделю. Колеса автомобиля наматывали до тысячи километров в сутки. С утра поехали в Самару, Сызрань. Оттуда домой, на следующий день — в Уфу. Только вернулись из Башкирии, и снова за баранку — в Москву… Такие бешеные моменты были в жизни, что нашей прыти удивлялись и не верили, мол, так перемещаться в пространстве физически невозможно», — вспоминает Альберт Кашафович.

В свою команду Шигабутдинов подбирал людей под стать себе, привыкших всего добиваться кропотливым трудом, не считаясь со временем, проведенным на работе.

«В первое время я была едина в трех лицах: и бухгалтер, и экономист, и юрист. Но уже в 1993 году мы начали принимать новых сотрудников, потому что бизнес набирал обороты. Рук не хватало в буквальном смысле этого слова, — вспоминает Гузелия Сафина, ныне заместитель генерального директора ОАО «ТАИФ» по экономике и финансам. — А вы попробуйте заработать на пустом месте. Мы тоже были специалистами, но первое время получали такую зарплату, что ниже некуда. Нас устраивало, что мы из дома таскали на работу карандаши и линейки. Никто не верит, но доходило до того, что я банковские долги (проценты) закрывала из своих личных денег, чтобы не росли пени. Правда, это были небольшие суммы».

Недостающие звенья в цепи «потребитель — производитель»

В те годы, когда ВТНПО занималось продажами машин, его деловой партнер АвтоВАЗ обратился с просьбой — организовать для автопредприятия поставки шин и полиэфирных пленок, так необходимых для производства. «Для этого мы сначала поехали на «Нижнекамскнефтехим», изготавливающий каучук, реализация которого также была затруднена, — вспоминает Альберт Шигабутдинов, — и через бартерные сделки обменяли его на шины с югославского производства. Эти шины мы отвезли АвтоВАЗу, а самому «Нижнекамскнефтехиму» организовали поставку нового сырья для каучуков».

Именно этот положительный опыт помог внешнеторговому объединению выстроить новую бизнес-модель, и с ее помощью восполнять недостающие звенья в цепи «потребитель — производитель» от начала до конца. К тому же товарооборот пополнили и другие виды продукции, которые сами предприятия в те годы реализовали с большим трудом — шины, каучук, дизельное топливо.

Однако деятельность ВТНПО довольно быстро отошла от чисто торговых сделок, и это было замечено в правительственных кругах. Особенно когда компания стала продавать продукты нефтехимии и вступила в переписку с кабинетом министров с тем, чтобы улучшить их качество и увеличить объемы. Ясное дело, что для улучшения технологии производства нефтехимии требовались огромные инвестиции.

Тогда всерьез задумались о создании международной инвестиционной компании для привлечения капитала и вложения его в экономику нашей республики. Именно это и явилось основой для преобразования ВТНПО «Казань» в ОАО «ТАИФ» в 1995 году. Тогда состоялось историческое совещание в Казанском кремле с участием первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, где было принято решение о создании инвестиционной компании «ТАИФ» на базе ВТНПО «Казань».

Повышенное внимание

Основными учредителями вновь образованной компании выступили государство и американская фирма NKS Trading Inc. Правительство внесло свою долю небольшими пакетами акций предприятий республики, прошедших приватизацию. Американские партнеры сделали самые крупные на тот момент инвестиции в РТ: они вложили в уставный капитал группы $10 млн и стали владельцами более трети всех акций общества. К слову, с этой компанией бизнесмены ВТНПО познакомились в начале 90-х — встречались в «Транснефти» и «Транснефтепродукте». А более тесно стали сотрудничать после неприятного, но характерного для того времени случая. В 1992 году ВТНПО «Казань» поставило дизтопливо на $6 млн одному американскому бизнесмену, но он не оплатил поставки. Представители NKS Trading помогли обратиться в ФБР и федеральную прокуратуру США, начались судебные разбирательства. А уже потом с NKS Trading начались взаимовыгодные поставки нефтепродуктов. Так американцы стали сначала партнерами, а затем и совладельцами ТАИФа.

Буквально с первых дней к ТАИФу было обращено пристальное внимание. Откуда ни возьмись сразу же появились «доброжелатели», которые очень критично восприняли появление компании. Легко рассуждать со стороны. Мол, пришли на готовенькое. Но одно дело, когда приносят на блюдечке с голубой каемочкой, и совсем другое, когда дают возможность работать. Вообще же, перед ТАИФом как инвестиционной компанией руководство республики и акционеры поставили жесткие задачи: работать над повышением эффективности республиканских нефтехимических предприятий. И сегодня мы видим, что удалось не только повысить эффективность, но и модернизировать производства, запустить новые амбициозные проекты, с первых дней задав себе ориентир — остановить падение и стабилизировать работу предприятий, выйти на показатели прежних успешных лет, а уже потом преумножить результат и вывести компании в лидеры отрасли. Это возможно только в том случае, если предприятия находятся в первых рядах, обеспечивающих прогресс Татарстана и России.

С чувством перспективы и иммунитетом к проблемам

«А что было бы, если бы не было команды этих дерзких ребят в начале перестроечных лет? — задается вопросом государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев. — Трудно себе представить. Это настолько важный был момент. В период перестройки, ведя многостороннюю бизнес-деятельность, им хватило ума объединить все в один холдинг и начать зарабатывать».

В период перестройки, ведя многостороннюю бизнес-деятельность, им хватило ума объединить все в один холдинг и начать зарабатывать

Успешный опыт группы «ТАИФ», бесспорно, заключается в людях. А это команда, прошедшая закалку на прочность в непростых ситуациях, уверенно справляясь с экономическими вызовами. «Надо отдать должное, в ТАИФе собралась команда хороших специалистов, людей, которые чувствуют перспективу», — считает генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин. И, действительно, чем бы ни измерялся успех, в его основе — люди. «Мы собрали под свое крыло крепких профессионалов, уверенных в своих силах и смотрящих в будущее с оптимизмом», — говорит первый заместитель генерального директора ОАО «ТАИФ» по производственно-коммерческой деятельности Рустем Сультеев.

За эти годы группой «ТАИФ» реализовано 37 крупнейших проектов, модернизированы производства, построены новые заводы, получена нужная стране продукция. Что это за проекты и в какой последовательности были реализованы, какие бизнесы группы были в фаворе в 90-х и каковы нынешние приоритеты и амбициозные планы холдинга, способствующие ускоренному развитию экономики и росту благосостояния людей. Обо всем этом мы писали в предыдущих материалах: о формировании цивилизованной таможенной инфраструктуры через компанию «Карсар», об интеграции Татарстана в фондовый рынок России через «ТАИФ-Инвест», о появлении первого в регионе сотового оператора формата GSM и развитии других телекоммуникационных проектов, об укреплении позиций «Казаньоргсинтеза», «Нижнекамскнефтехима», формировании «ТАИФ-НК». А о том, какие процессы при этом бурлили в головной компании, какой ценой удавалось внедрять переводные проекты и какие сложности преодолевать при модернизации предприятий группы команде Шигабутдинова, читайте в наших следующих материалах.

Яна Михайлова, фото Романа Хасаева, пресс-центра ОАО «ТАИФ»
ПромышленностьНефтехимия

Новости партнеров