Загадки Уфимской приказной избы: татары-бобыли или «башкиры-вотчинники»? Ответ татарстанского историка

Загадки Уфимской приказной избы: татары-бобыли или «башкиры-вотчинники»? Ответ татарстанского историка
Фото: зажиточная семья «башкира-вотчинника» Златоустовского уезда Уфимской губернии. Конец XIX — начало XX вв./скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

В Киргизскую поземельную волость из Казанского края приезжало много татар, которые получали вотчинные права, платили ясак и, тем самым, в документах фиксировались как «башкиры-вотчинники». Подробнее об этом на конкретных примерах татар-бобылей, переехавших в волость в середине XVII века в период массового заселения края, пишет кандидат исторических наук Тагир Каримов. Фрагменты его книги приводят в дзен-канале «Татарский мир» специалисты Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

С удовольствием представляем работу нашего коллеги — историка Т.Т. Каримова, не один десяток лет занимающегося исследованием поземельных волостей Закамья и Приуралья, «К вопросу о вотчинниках Киргизской поземельной волости». В этой статье он рассматривает на конкретных примерах, каким образом татары-бобыли, прибывшие в Киргизскую поземельную волость из Казанского края, приобретали вотчинные права, выполняли налоговые обязательства, платя ясак, и тем самым, будучи татарами, в документах фиксировались в качестве «башкир-вотчинников». И основывается уважаемый автор на интереснейших документах из фонда «Уфимской приказной избы», которые хранятся в столичных архивах.

Вот как автор анализирует упоминания о татарах в этих источниках многовековой давности:

«Документ ценен тем, что свидетельствует о пришлом бобыльском населении — татарах Киргизской поземельной волости, с платежом ясака и приобретением вотчинных прав ставших башкирами-вотчинниками. Так, с момента заселения Чюречейко Балыхчеев и его отец («Тобольского уезду татарин») платили бобыльский ясак («по две куницы на год»). Выгодная женитьба Чюречейко изменила его бобыльский статус и позволила стать полновластным хозяином вотчины, т. е. стать башкиром-вотчинником («как женился на башкирской вдове и той де вотчиной с тех мест завладел»). И вместе со своим братом Болтаем он стал платить за данную вотчину ясак («лет с тридцать и больше и ясак платит по пол осьме куниц да по полбатмана меду с анцирем опричь бобыльского ясаку»). Таких ясачных бобылей, как Чюречейко, в поземельных волостях было много. Да и сам Чюречейко в д. Старый Киргиз жил не один, а «с бобылями», которые наравне с вотчинниками платили ясак и утвердились в статусе башкиров-вотчинников».

Говоря иными словами, название «башкиры-вотчинники» закреплялось за татарами-владельцами земли в этих краях механически.

Зажиточная татарская семья. Конец XIX — начало XX вв. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Однако их настоящее происхождение, как поймет внимательный читатель, было иное. Они появились здесь в середине XVII века в период массового заселения края. Больше всего было выходцев из Казанского уезда. При этом прибывших из Сибири, а именно из Тобольского уезда, татар здесь назвали «татарами», а вот татар из Казанского уезда — «чувашами».

По словам автора, факт о сибирских татарах в Киргизской волости «является прямым подтверждением вывода казанских историков о том, что «еще в начале 1570-х гг. в результате конфликта Москвы с сибирскими Шибанидами в Западное Приуралье стали проникать новые группы татарского населения из Сибири. После присоединения Сибирского ханства и в ходе последовавших конфликтов с Ногайской Ордой и калмыками сибирско-татарские племена (прежде всего это табыны), подобно иштякам (эйле, юрматы, тангаур) и ногайцам (кыпчак, бурзян, тамьян, усерган), стали записываться русской администрацией в военное-служилое сословие «особых башкирцев» (отсюда «асаба башкорт»).

Вот так прочтение исторического документа может внести ясность во многие наболевшие вопросы.

Тагир Каримов, с комментариями авторов Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан

Новости партнеров