«Куктау-20»: исследуем историю татарстанского кино. Часть 66-я: «Я по тебе скучаю»

История эвакуированных в Татарстан детей

«Куктау-20»: исследуем историю татарстанского кино. Часть 66-я: «Я по тебе скучаю»
Фото: скриншот realnoevremya.ru из видео «Мин сине сагынам» («Я по тебе скучаю») фильм-драма»/youtube.com, аккаунт «Серафимов Фильм»

Смотрим фильм «Мин сине сагынам» («Я по тебе скучаю») 2020 года, снятый к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и к 100–летию ТАССР. Команда фильма, взявшись за длинный метр, совместила документалистику и сериальную патетику в истории об эвакуированных в республику детях, основываясь на воспоминаниях очевидцев.

Фильм от руководителей творческих студий

У фильма есть несколько наград — спецприз премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства, приз за лучшую музыку при присуждении премии «Алтын тәлинкә — Золотая тарелка». Он полуфиналист Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион» и участник XVII кинофестиваля мусульманского кино и XXXI кинофестиваля «Золотой витязь».

Масштаб фильм понятен и по фильмам, где перечисляются деревни Заказанья, а также Буинска и село Нижние Татмыши Аликовского района Чувашской Республики. К примеру, фасад Атнинского краеведческого музея превратился в детским дом. Можно узнать и музей «Татар авылы» в Зеленодольском районе. Картину снимали с августа 2019 года по май 2020 года. При этом поддержка фонда «История Отечества», благотворительного фонда ПАО «Татнефть» и Президентского фонда культурных инициатив пришла в конце этих работ.

Режиссерами-постановщиками выступили два человека. Марина Мусиенко, которая занималась также сценарием, работает в театральной студии «Сказ» при воскресной школе прихода святого преподобного Серафима Саровского. Она выпускница ГИТИСа 1995 года. Наталью Панкратову можно вспомнить по картине «Град воскрешенный», в котором она с Дмитрием Хафизовым рассказывала о возрождении острова-града Свияжска. До этого команда Мусиенко сделала картину о детях блокадного Ленинграда «Я еще не хочу умирать» по пьесе Ольги Горячевой.

Снимал фильм оператор СТС и «Эфира» Эдуард Левочкин, которому пришлось заниматься также светом и монтажом. Как телевизионщик он подошел к делу ответственно, из-за чего картина получилась очень светлой по картинке, что контрастирует с темой. Фильм начинается со сцены авианалета в лесу на окраине страны.

Как музей стал детдомом

После авторы вводят документальные элементы: две современные девочки, Лера и Лиля, готовят в школе проект о эвакуированных. Из-за того, что тема одна и та же, они как бы в ссоре. Они приезжают в Буинск к одной и той же бабушке Раисе Ивановне Рябовой, которая рассказывает, как жили в 1940-е обитатели детдома, куда приехали детишки совсем из другого региона.

В фильме много говорят и по-русски, и по-татарски, и даже по-белорусски. Директора детдома играет Динара Ахмадуллина. Она основатель студии творчества «Создатель», а в фильме также играют ее дети. Нельзя не отметить, что говорят они по-татарски с городским акцентом. Такие мелочи раскиданы по фильму, вероятно, потому и введен документальный зачин, чтобы у зрителя не возникало слишком много претензий. Хотя, конечно, девочку, поющую песню «Миләшләрем», которая была написана в 1990-е годы, могли бы и не пропускать в кадр. Также ничем нельзя было прикрыть просто шикарную плитку в медпункте. У фильма были консультанты — не только историки, но и врачи. Играли тут и несколько профессиональных актеров: Нина Калаганова и Анна Иванова из ТЮЗа, Зульфия Валеева из Тинчуринского театра. Помогали коллеги из Казанского театрального училища. Но в основном, конечно, это работа непрофессиональных актеров из взрослых и детских театральных коллективов и киностудий.

В целом фильм показывает насмотренность авторов такими же картинами о жизни в тылу: тут есть и любовная линия, и обязательный концерт, и вредный хромой глава сельсовета, и сцены всенародной помощи, и нелепая трагедия на производстве.

Занимательны объяснения в конце: в каждом герое собрались истории нескольких реальных человек. К примеру, сама Рябова потом преподавала в Буинском ветеринарном техникуме. Юноша, по случайности задавивший ее отца, приезжал к матери Раисы, желая помочь ей вырастить детей, но она благословила его на создание своей семьи. Один из эвакуированных увез татарскую девочку Раузу к себе на родину. Потому, наверное, авторы в сентябре 2023-го выпустили одноименный документальный фильм об эвакуированных в Татарстан детях, попытавшись дорассказать все остальное.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров