Переходу на пятидневку в школах Казани мешают рост числа учеников и нехватка учителей

Проводить выходные с родителями школьникам не позволяют учебный план и дефицит педагогов

Переходу на пятидневку в школах Казани мешают рост числа учеников и нехватка учителей
Фото: realnoevremya.ru/ Ринат Назметдинов

С этого учебного года в казанской гимназии №75 младшеклассники учатся пять дней в неделю. Родителям учеников других школ пока остается только завидовать. Несмотря на данное мэром Казани еще в 2020 году поручение рассмотреть возможность перевода всех общеобразовательных учебных заведений города на пятидневную рабочую неделю, процесс не движется. О переводе на «сокращенный график» обучения средних и старших классов, хотя бы в качестве эксперимента, вообще речи не идет, хотя по закону родители вправе просить об этом учебное заведение, а школы, в свою очередь, вправе принимать подобные решения самостоятельно. «Реальное время» — о причинах, по которым в Татарстане буксует процесс перехода школ на пятидневку.

Недолгая радость и «еврейское счастье»

— В этом году сын будет учиться пять дней в неделю вместо шести, — рассказала «Реальному времени» мать ученика 4-го класса казанской гимназии №75 Ильгиза Рахимова (имя и фамилия женщины изменены в интересах ребенка). — Я считаю, это просто замечательно! Дети в школе перегружены, уроков много, а с учетом учебной субботы, получалось, что ни они, ни родители вообще не отдыхали: в воскресенье мы вместе делаем домашние задания, готовим презентации, нагоняем тот учебный материал, который ребенок не успел как следует усвоить в течение недели. В итоге ни у детей, ни у родителей выходных не было — так, может, хоть теперь будут?

Огорчает же родителей, как выяснилось, одно — с пятого класса вернется шестидневка: «Мы с другими родителями спрашивали у руководства школы, почему нельзя учиться и дальше пять дней, а нам ответили, что сами рады бы, да учителей на такое расписание для среднего звена не хватает».

Огорчает же родителей, как выяснилось, одно: с пятого класса вернется шестидневка. realnoevremya.ru/ Максим Платонов

Мать казанского школьника Татьяна Череватая рассказала «Реальному времени» об эксперименте, который провела три года назад:

— Поскольку законодательством предусмотрено, чтобы образовательный процесс организовывался с учетом мнения всех сторон образовательного процесса, в том числе мнения родителей, я сделала опросник и раздала его родителям в классе, где учится мой сын, и еще в 15 классах. В нашем классе все родители проголосовали за пятидневку. В остальных если не все, то абсолютное большинство выбрали пятидневку. Я эти бланки собрала и написала на имя директора заявление с пожеланием учесть наше мнение при формировании учебного плана на следующий год. Но мы продолжаем учиться в режиме шестидневки.

— Образовательные организации самостоятельны в выборе режима работы, — прокомментировали «Реальному времени» ситуацию в управлении образования Казани. — При построении образовательного процесса школы учитывают нагрузку учителей, наличие свободных кабинетов для занятий, сменность образовательного учреждения. Соответственно, если школа перегружена, то переход на пятидневку может быть затруднен.

Там также сообщили, что «в Казани есть школы, в которых начальное звено учится пять дней в неделю, средние и старшие классы шесть дней, или школы, в которых только две параллели, учатся пять дней в неделю».

— Мы не можем сказать, что они полностью перешли на пятидневный режим работы, поскольку это смешанный режим, — подчеркнули в управлении.

Однако на конкретные вопросы, сколько таких школ, какие именно и какому количеству детей обеспечили возможность учиться по пятидневному расписанию, в управлении не ответили.

Корреспонденту издания также удалось выяснить, что пятидневка сейчас введена в Казани в школе №39 с углубленным изучением английского языка и уже упомянутой выше школе №75 с русским этнокультурным компонентом. Выходными также являются субботы в «еврейской» школе №12 — в силу национальных традиций и религиозных устоев.

Не учатся по шесть дней в неделю и ученики альметьевских школ №7, 20 и 25 и бугульминской школы №7.

Если школа перегружена, то переход на пятидневку может быть затруднен. realnoevremya.ru/ Максим Платонов

Сверхнагрузки как следствие бэби-бума

— Понятие пятидневки относится только к ученикам, а у учителей по Трудовому кодексу в любом случае остается шестидневная рабочая неделя, при пятидневке этот день у них остается рабочим и уходит на методическую работу, подготовку к занятиям, но учителей для такой пятидневки у нас не хватает, — на условиях анонимности подтвердила директор одной из татарстанских школ, где ее для младшеклассников ввели несколько лет назад. — Из-за нехватки учителей-предметников нагрузка распределяется так, что в неделю у многих из них вместо предусмотренной нормами педагогической нагрузки в 18—20 часов получается вдвое больше. А 40 часов в пятидневку запихнуть невозможно, и учитель будет вынужден ночевать на работе. Да и расписание составить практически невозможно, поскольку классов у нас не прибавится, а ежедневное количество уроков вырастет. С этого года у нас добавили государственный язык, и в расписании надо соединить уроки родного русского, который выбирает большинство родителей, уроки татарского языка и уроки государственного, когда в каждом классе часть детей идет на русский, часть на татарский, а часть на государственный, причем на те уроки, куда идет мало детей, нужно детей из нескольких классов объединить в одном кабинете с одним учителем. Такой вот несходящийся «пасьянс».

Собеседница издания добавила, что в ближайшие годы ситуация еще и усугубится тем, что сейчас в школу приходят дети, родившиеся на подъеме бэби-бума прошлого десятилетия, а стало быть, в средней школе скоро тоже станет по 10—15 классов. А значит, вопрос укомплектованности школ учителями-предметниками через 3—4 года резко обострится даже при шестидневной учебной неделе.

Это предположение директора школы уже фактически подтвердил начальник управления образования Казани Ирек Ризванов, озвучив накануне 1 сентября количество первоклассников, которое оказалось рекордным за последние двадцать лет, — около 20 000 человек.

Все идет не по тому плану?

— Наша школа, как и многие другие, при всем желании педагогов отдыхать по субботам в обозримом будущем точно не сможет перейти на пятидневку, — считает учитель русского языка из Казани Елена Д., попросившая изменить ее имя и скрыть фамилию и номер школы. — Дело в том, что все школы республики работают по учебному плану, предусматривающему возможность изучения родного языка и родной литературы, и это увеличивает количество учебной нагрузки как на учеников, так и на учителей.

При этом, по ее словам, многие родители независимо от национальной принадлежности в качестве родного языка выбирают русский с учетом перспектив обучения детей в российских вузах за пределами Татарстана:

— В итоге учителей русского языка и литературы катастрофически не хватает и, думаю, будет не хватать и впредь.

«Учителей русского языка и литературы катастрофически не хватает и, думаю, будет не хватать и впредь». realnoevremya.ru/ Максим Платонов

— В школе, где учится мой сын, уже 1 сентября сказали родителям, что учителей катастрофически не хватает, — подтвердила Татьяна Череватая. — У нас теперь учитель биологии ведет еще и географию. У нас сменилось три учителя русского языка: один уволился, потом второй, потом пришла учительница, которая, похоже, приехала из ближнего зарубежья, и сама допускала такие ошибки, что ее поправляли дети. В итоге практически все наши дети вынуждены ходить к репетиторам. А учителя работают с двойной нагрузкой, а то и больше. И это не может не сказаться ни на качестве, ни на желании работать — нет у учителей времени ни готовиться к урокам, ни проводить их. Я прекрасно их понимаю и не удивлена, что у них случаются нервные срывы. Дети рассказывают, что учитель математики закатывает истерики на уроках, ходить на эти уроки они не хотят, а что делать?

Ее мнение о причинах, по которым Татарстан, в отличие от соседних регионов никак не может перейти на пятидневную неделю, частично совпадает с мнением учителя: «Новый ФГОС прямо говорит, что изучение родных языков — это индивидуальная потребность учащихся, и учебные планы должны формироваться с учетом этой индивидуальной потребности».

«Относится к компетенции образовательной организации»

— Учебный процесс в общеобразовательных организациях республики организован в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», — пояснила «Реальному времени» руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. — В соответствии с частью 2 статьи 30 этого закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся.

Она подчеркнула, что определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий, включая 5-дневную или 6-дневную учебную неделю, является составной частью образовательной программы, разработка и утверждение которой относится к компетенции образовательной организации, а право родителей принимать участие в управлении, а также форма их участия, определяются уставом общеобразовательной организации.

Мухаметова также напомнила, что требования к режиму образовательной деятельности определяют СанПиН, и по нормам в обязательном порядке по 5-дневной учебной неделе учебные занятия проводятся только в первом классе, а в остальных классах обучение должно быть организовано в соответствии с образовательной программой конкретной школы.

«Выходной тратится на подготовку к следующей учебной неделе»

— Родители просят пятидневку очень давно, и это объяснимо, — говорит Татьяна Череватая. — В моем понимании пятидневка — это огромный плюс, в частности потому, что учебная нагрузка при пятидневке ниже, чем при шестидневке, на три и более часа в неделю в зависимости от учебного плана. И я не поняла, почему наш министр образования Ильсур Хадиуллин утверждал, что предусмотренные учебным планом часы невозможно уложить в пять дней без перегрузки. На самом деле всего-то и нужно взять соответствующий учебный план — и все прекрасно «уложится».

Пятидневка, по ее словам, это очень важная для воспитания ребенка возможность побыть с родителями, вместе отдохнуть и куда-то сходить с ними и с друзьями: «Да, наконец, пятидневка — это просто возможность подвигаться! Детям не хватает двигательной активности. Они сидят в школе, в кружках, на дополнительных занятиях, делая домашнее задание… А в результате — сколиоз, плохое зрение и еще множество проблем со здоровьем». А еще, напомнила она, у детей при шестидневке имеют место постоянные «переработки», которые взрослым и не снились:

— Родители работают пять дней в неделю по 8 часов, а у детей шесть дней в неделю уроки по 5-6 часов, а потом выполнение домашнего задания по 2-3 часа, дополнительные занятия, кружки — по сути они работают больше, чем взрослые. Отсюда переутомление, ухудшение физического и психического здоровья. Мой сын учится во вторую смену, заканчивается учеба в шесть вечера. На домашнюю работу нет сил — переносится на утро. А в единственный выходной он не отдыхает — учит уроки. На страничке нашего Минобразования в соцсети есть пост с рекомендациями для родителей — как провести время детям с родителями выходные дни — куда поехать, что сделать. У нас нет выходных, выходной один, и он тратится на подготовку к следующей учебной неделе.

«У детей шесть дней в неделю уроки по 5-6 часов, а потом выполнение домашнего задания по 2-3 часа». realnoevremya.ru/ Галия Шакирова

По словам родителя, учителя и руководство школы также заинтересованы в пятидневке.

«Наша позиция — не увлекаться»

23 мая этого года в Сети была зарегистрирована петиция на имя министра образования Татарстана Ильсура Хадиуллина в поддержку введения в школах республики пятидневной учебной недели. Несмотря на то, что автор текста Дарья Чернова разместила ее на платформе, которое нарушает российское законодательство, принадлежит американской компании, а органы власти не обязаны реагировать на размещенные там петиции, за полгода обращение к министру собрало свыше 45,7 тысячи подписей, а сам Ильсур Хадиуллин на сентябрьской сессии Госсовета фактически дал ответ подписантам:

— Наша позиция — особо не увлекаться переходом на пятидневный режим обучения. В чем заключается смысл? В чем заключается причина? Нагрузка очень большая на детей. Если переходим на пятидневку с сохранением шестидневной нагрузки, так и поступают некоторые школы, это неправильно — тогда у нас каждый день ребенку приходится заниматься по шесть, по семь уроков. Дети устают. Надо думать о здоровье ребенка.

«Наша позиция — особо не увлекаться переходом на пятидневный режим обучения», — заявил Ильсур Хадиуллин. realnoevremya.ru/ Максим Платонов

Министр также напомнил о советском опыте, когда никому не приходило в голову сокращать количество учебных дней:

— Через определенное время скажут: давайте на четыре дня перейдем, на три дня. Так не пойдет. Потому что советская система в школах себя оправдала.

Инна Серова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоОбразованиеИнфраструктура Татарстан Город КазаньМинистерство образования и науки Республики ТатарстанУправление образования Исполнительного комитета г.КазаниХадиуллин Ильсур ГараевичРизванов Ирек Асафович

Новости партнеров