Метод синтеза в реконструкции этногенеза

Метод синтеза в реконструкции этногенеза
Фото: realnoevremya.ru

Изучение древней и средневековой истории народов Волго-Уральского региона много лет было одним из приоритетных направлений отечественной науки. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов выпустил книгу «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века», посвященную этногенезу булгар, становлению их как этнополитической общности. В своем труде он выдвигает новую теорию изучения этнополитических и этносоциальных обществ, основанную на комплексном подходе, с применением сложной процедуры синтеза археологических, этнологических и нарративных источников. Ученый попытался охватить целостным взглядом появление, развитие и трансформацию средневекового булгарского этноса.

3. Метод синтеза в реконструкции этногенеза. Увлекаясь этническими сопоставлениями и придавая преувеличенное значение этническим чертам, сторонники «археологической этногенетики» часто обедняют само представление об археологической культуре как отражении различных сторон жизни древнего общества (не уделяя внимания, например, социально-экономическим процессам, влияющим на смену культур; роли в древних обществах субкультур, таких как дружинная культура; конфессиональному фактору и т.д.). Соответственно, они не дают себе отчета в сложности соотношения между этносом (этничностью древнего населения) и его отражением в археологических (материальных) следах и остатках, требующих специальной процедуры сопоставления и моделирования, которая разрабатывается этноархеологией. Исследования этноархеологов доказывают, что археологам необходимо отказаться от прежнего упрощенного взгляда на процедуру реконструкции древних обществ. Методика подобного анализа должна включать изучение этничности реально функционировавшего общества и выявлять определяющие параметры, которые сохранились или могли сохраниться в следах и остатках археологической культуры, определенных и изученных исследовательским путем.

Обычно этноархеология имеет дело с археологическими остатками «живых» культур и обществ, изучение которых позволяет проверить и уточнить выводы, разрабатывать модели возможного сопоставления и реконструкций этнокультурной ситуации. Между тем чаще всего археологи сталкиваются с изучением древних обществ, чья культура имеет ископаемый, фрагментированный и условно динамический характер, и не имеют подобных проверочных данных. Это ведет, с одной стороны, к произвольной трактовке выбранных исследователем «археолого-этнических» критериев, определение которых часто основано на индукции и пресловутом «здравом смысле», своего рода «шаблонном» подходе к изучению древних этносов, а с другой стороны — к отказу части ученых от использования археологических источников как материала для этнических интерпретаций. Вопрос о возможности и, соответственно, корректности процедур этнополитического моделирования на основе данных археологии для периодов древности и средневековья может быть решен только при использовании специальной методики, близкой к этноархеологической. Появившиеся в последнее время добротные исследования, построенные с учетом данного подхода и демонстрирующие его эпистемологические возможности, позволяют пересмотреть традиционную методику историко-археологических исследований по этнической истории древних и средневековых народов.

realnoevremya.ru

Основой для подобной системной этноархеологической методики является изучение средневековой булгарской ментальности как источника сведений о ключевых аспектах этнополитических представлений. Распознав этнический контекст, можно выделить в нем элементы, имеющие этнокультурную и этносоциальную значимость, а среди них те признаки и артефакты, которые могли бы быть зафиксированы археологически. Только после этого становится целесообразным обратный путь рассмотрения типологизации этнокультурных явлений археологической культуры, но только под углом зрения выявленного этнического контекста и как способ его уточнения. Теоретически это означает определение архетипов прошлой булгарской культуры (план содержания), которые могли и должны были найти отражение в булгарской археологической культуре (план выражения), и восхождение от них, используя правила и методы соотнесения к реконструкции прошлой этнокультурной ситуации (план познания или «интерпретация»). Подобная стратегия является адаптацией применительно к археологии и палеоэтнологии методики, разработанной Л.С. Клейном для выявления архетипов культуры и уточнения группировки археологического материала. Получение полной и максимально всеобъемлющей информации возможно только на основе изучения всех имеющихся данных. При этом, однако, требуется осознание источниковедческих возможностей каждого их вида. Древности или вещественные источники, важность и информативность которых трудно переоценить, нуждаются в особом подходе, что вытекает из самой природы археологического знания. Археология как наука добывает и изучает материальные древности, их следы и остатки в качестве источников информации об историческом прошлом человечества. Следовательно, в ее задачу входит обнаружение и извлечение (чаще всего в результате раскопок) археологических материалов и информации о них, а также их культурно-историческая интерпретация, т.е. опознавание (дешифровка) по реконструкциям вещей, следам и остаткам культурных процессов и явлений, определение соответствующих исторических событий далекого прошлого. История (или точнее, метаистория, синтезирующая историческую информацию, выявленную другими науками) устанавливает уже казуальную связь между данными археологии и реконструируемыми историческими феноменами, между различными социальными и культурными явлениями. Иными словами, обработанная и преобразованная в ходе археологического исследования информация (т.е. переведенная с «языка вещей» на «язык исторического источника») не может прямо характеризовать историческое событие, а после сопоставления с данными других наук (этнология, антропология, источниковедение, лингвистика и др.) исследоваться в рамках древней и средневековой истории. Всякие же попытки археологов вывести специфические методы за пределы особого предмета своей науки, прямая экстраполяция их на поприще истории не только мало обоснованы, но и не продуктивны.

Особенно подобные теоретические затруднения следует иметь в виду применительно к этническим процессам в древности.

Упрощенный подход к эвристическим задачам археологии ведет свой отсчет с тех времен, когда целью изучения всех наук считалось общество. Это и привело к тому, что археологи, вторгаясь в историю со своими методами, не пытались ни ограничивать свои выводы, ни координировать их с другими историческими дисциплинами. Более того, часть археологов, разделяющая эти взгляды, напрямую стремится решать социально-исторические проблемы, причем с помощью нехитрого багажа достаточно простых процедур и штампов. Так, например, наличие в погребениях большого количества предметов вооружения трактуется как показатель воинственности и вооруженности носителей данной культуры, открытие большого числа кладов монет и драгоценных вещей — как свидетельство развитых товарно-денежных отношений, а смена археологических культур — «переселение или ассимиляция населения» и т.д.

realnoevremya.ru

Выход из этой дилеммы видится в том, чтобы каждый метод источниковедения понимался не расширительно, а исключительно в пределах своей компетенции. Только тогда, собрав все эти сведения воедино, проведя их сопоставление по единой методике и описав полученные результаты с помощью внутренне непротиворечивой концепции, можно ожидать получения достоверной модели прошлого. Иными словами, изучением материальных остатков, выявлением или конструированием на этой основе археологических культур должна заниматься археология со своими специфичными процедурами и методиками, а изучение этнических процессов следует оставить этнологии с ее конкретными методами анализа этнической информации.

Эта концепция делает попытку нового целостного взгляда на появление, развитие и трансформацию средневекового булгарского этноса, сформулированного на современных теоретических основаниях, с учетом достижений современной историографии. В зарубежной науке прошла постмодернистская революция. Современное развитие науки требует новых подходов к изучению социальной и этнокультурной истории, которые находятся в русле истории ментальности исторической антропологии, «новой социальной истории». На первый план в социальных науках вышли новые темы — гендер, расы, этничность, идентичность и цивилизации. Основой методики этих новых направлений является стратегия синтеза наук, стремление изучать человека во всем многообразии его проявлений, к «антропологически ориентированной истории», способной анализировать любые формы человеческих действий и поступков и притом в любой социальной сфере — от экономики до духовной культуры. Средневековое общество в рамках этого направления изучается как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей.

Зачинатель этого направления в науке А.Я. Гуревич так говорил о его значении: «Разрабатывая историю низовых пластов культуры, мы расширяем и углубляем свои представления о социальной структуре как живом, наполненном человеческом содержанием, пульсирующем и движущимся организме. Социальная история, как она представляется в конце нашего столетия, не может не стать социокультурной историей».

realnoevremya.ru

Не обошли эти постмодернистские веяния и изучение этногенеза, которое также должно измениться соответствующим образом. От попыток прямого возведения данных археологии к реалиям древних обществ, а тем более к этническим атрибуциям, требуется перейти к процедурам, методам и процессам, способным интерпретировать эти сведения и подготовить материал для подобной реконструкции. Археология в этих исследованиях играет важную роль дисциплины, которая собирает и систематизирует материал полевых исследований и музейных коллекций, проводит их хронологическую и культурно-историческую атрибуцию, для дальнейшего междисциплинарного синтеза с другими науками — историческим источниковедением, этнологией, лингвистикой, физической антропологией, генетикой. Только после этого можно проводить реконструкцию этнических процессов. Разумеется, все это требует совершенно иной методики и уровня координации смежных дисциплин, а также понимания источниковедческой ценности материала каждой из этих дисциплин. Однако для изучения этнических процессов в древности и средневековье требуется совершенно другой уровень анализа в отношении к проблематике этничности и национализма, а также к изучению современных представлений об этносе и его параметрах. В основных чертах в этом состоит основная суть методики археоэтнологического синтеза.

Искандер Измайлов
ОбществоИсторияКультура Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани АН Татарстана
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 26 сен
    "Однако для изучения этнических процессов в древности и средневековье требуется совершенно другой уровень анализа в отношении к проблематике этничности и национализма, а также к изучению современных представлений об этносе и его параметрах."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/291348-metod-sinteza-v-rekonstrukcii-etnogeneza

    Не совсем понятно: в каком смысле упоминается "проблематика этничности и национализма"?
    Ответить
  • Анонимно 26 сен
    Как можно заниматься "изучением средневековой булгарской ментальности как источника сведений о ключевых аспектах этнополитических представлений", если от древних булгар не осталось никаких документов?
    А все т.н. "исследования" сделаны на основе показаний со слов каких-то средневековых монахов или арабов.
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    вся "история булгар" один единый фейк
    арабы любили сказки рассказывать
    детям и султанам
    но гогов и магогов мы не считаем реальными
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Надо еще изучать современную булгарскую ментальность, которая выражается первым делом в неприятии навязанного нам якобы этнонима "татары".
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Сколько вас эльфов и гномов с "современной булгарской ментальностью? У меня на работе много друзей татар, есть чувашки две женщины, не кого нет кто говорил "мы не татары не чуваши, мы древние булгары
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Самоназвание может остаться прежним — чуваши, а официальное название должно стать другим — булгары!!!
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    В ходе переписи населения РФ, по словам главы Росстата, далеко не все россияне серьезно отнеслись к этому процессу. В заполненной графе "национальность" можно было встретить "люди земли", "афророссияне", "джедаи", "эльфы", "готы", "гномы" и "самураи".

    В Ставропольском крае один человек в графе "национальность" написал "штукатурщик".
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Письменный источник
    для изучения современной булгарской ментальности:
    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Кряшены многие тоже булгары.
    Как они страдали от этого прозвища "татары" описал крещенный "татарин", православный священник Д. Григорьев:
    «Едва ли начальству известно, что для крещёного татарина нет выше обиды, когда называют его татарином. Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев - мусульман приняли святое крещение, и стали называть себя крещёными, а начальство все еще продолжает называть их ненавистным именем татарин, и, главное, даже требует этого" (Д.Г. Григорьев «Зовите нас крещёнами».- Известия по Казанской епархии, 1906, № 14/15, с.450).
    1906 год - 1552 год = 354 года, то есть Д. Григорьев упоминает события после взятия Казани войском Грозного, которое было началом затяжного (на три с половиной века) крестового похода на поволжских мусульман.
    Веру часть мусульман тогда поменяла (кто принудительно, кто добровольно-принудительно, кто добровольно), но язык не поменяли, поэтому пословица эта про захватчиков из Орды, возглавляемых монголами, общая, как для булгар-мусульман, так и для кряшен:
    "Татар белен каберен янэшэ булмасын" - "Избавь от соседства с татарином и на том свете".
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Кряшены предки христиан Волжской Булгарии и Казанского ханства. А христианами там были армяне,всем извесно что было армянская церковь,армянская слобода, армянская кладбище,армянский патриарх и большая паства..
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Извините не предки ,а потомки
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Дунайские болгары славяне и християне, поэтому считаю все булгары должны быть славяне и християне. С нами Бог Иисус.
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    "В течение этих лет ко мне поступили сотни писем от читателей. В них говорилось, что под именем "татары" во всех концах Союза понимают монгольских завоевателей ... Все желания сводились к одному - как можно быстрее издать эту работу и чтобы она стала доступна широкому кругу многонационального советского читателя." (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)

    Казанцы, чьи предки пострадали от Орды, вы хотите, чтобы вас и дальше считали потомками монгольских завоевателей?
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Это книга коммуниста члена КПСС изданная в 88 году в СССР не этнолога и не историка Абрара Каримуллина. Можно верить этому "акамедику" коммунистических наук? Конечно нет.
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Каримуллин был славянин и христианин из булгаров? Он был кряшен?
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Абрар Гибадуллович ... филолог, работал в Институте языка, литературы и искусства имени Ибрагимова.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/225859-intervyu-s-vidoeblogerom-bulatom-shaymievym
    Ответить
    Анонимно 27 сен
    настоящие булгары это ЧУВАШИ
    Ответить
  • Анонимно 26 сен
    Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 252.
    Чуваши, народ болгарской, около Казани
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 426.
    Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 428.
    Оставшие болгарские народы чуваша
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1964. — Т. IV. — С. 411.

    Про историю булгар надо читать чувашских ученых. Рекомендую:
    Тафаев Г. И. Введение в чувашскую историю. — Чебоксары, 2001.
    Тафаев Г. И. История чувашского народа и Чувашии в иллюстрациях с древнейших времен до сер. XVI в. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Атлас истории чувашского народа и Чувашии с древнейших времен до сер. XVI в. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. История чувашского народа и Чувашии. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Чувашская цивилизация. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Болгарская цивилизация. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Чувашская цивилизация: монография. — Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005.
    Тафаев Г. И. Праболгары в сообществе цивилизаций. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Трансформация древнеболгарской цивилизации. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Героические века древнеболгарской цивилизации. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Болгарская цивилизация в исследованиях ученых Среднего Поволжья. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Цивилизационный путь развития чувашского народа. — Чебоксары, 2011.
    Тафаев Г. И. Древнеболгарская цивилизация в Евразийском пространстве. ‒ Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация Среднего Поволжья. — Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. Истоки древнеболгарской цивилизации. Древний мир. — Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. Древнеболгарская цивилизация в евразийском пространстве. — Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. История и культура болгаро-чувашского народа в 2-х частях. — Чебоксары, 2013, 2014.
    Тафаев Г. И. Фальсификация истории волжско-болгарской цивилизации: монография. — Чебоксары, 2013.
    Тафаев Г. И. Альтернативные концепции истории, языка и культуры народов Среднего Поволжья. — Чебоксары, 2014.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Этническая история болгаро-чувашского народа в схемах и таблицах. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Алтайская трансформационная эпоха древнеболгарской цивилизации, носителей R-языка. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Павлов А. В. Этническая история болгаро-чувашского народа с древнейших времен до середины XVI в. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Уруков В. Н. Альтернативные концепции этнической истории чувашского народа: монография. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация: параллели в истории и культуре Дунайской и Волжской Болгарии. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация в процессе трансформации, часть 1. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация в процессе трансформации, часть 2. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация в процессе трансформации, часть 3. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И. Волжско-камская трансформационная эпоха болгаро-чувашской цивилизации. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И., Горанов В. И., Великов А. Н. Болгарская цивилизация в иллюстрациях. — Чебоксары, 2019.
    Тафаев Г. И., Цонев Г. П. История болгарской цивилизации в изобразительном искусстве. — Чебоксары, 2019.
    Тафаев Г. И., Уруков В. Н. Трансформация Волжско-болгарской R-язычной цивилизации. — Чебоксары, 2020.
    Ответить
  • Анонимно 26 сен
    Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 252.
    Чуваши, народ болгарской, около Казани
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 426.
    Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 428.
    Оставшие болгарские народы чуваша
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1964. — Т. IV. — С. 411.

    Про историю булгар надо читать чувашских ученых. Рекомендую:
    Тафаев Г. И. Введение в чувашскую историю. — Чебоксары, 2001.
    Тафаев Г. И. История чувашского народа и Чувашии в иллюстрациях с древнейших времен до сер. XVI в. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Атлас истории чувашского народа и Чувашии с древнейших времен до сер. XVI в. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. История чувашского народа и Чувашии. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Чувашская цивилизация. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Болгарская цивилизация. — Чебоксары, 2003.
    Тафаев Г. И. Чувашская цивилизация: монография. — Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005.
    Тафаев Г. И. Праболгары в сообществе цивилизаций. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Трансформация древнеболгарской цивилизации. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Героические века древнеболгарской цивилизации. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Болгарская цивилизация в исследованиях ученых Среднего Поволжья. — Чебоксары, 2010.
    Тафаев Г. И. Цивилизационный путь развития чувашского народа. — Чебоксары, 2011.
    Тафаев Г. И. Древнеболгарская цивилизация в Евразийском пространстве. ‒ Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация Среднего Поволжья. — Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. Истоки древнеболгарской цивилизации. Древний мир. — Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. Древнеболгарская цивилизация в евразийском пространстве. — Чебоксары, 2012.
    Тафаев Г. И. История и культура болгаро-чувашского народа в 2-х частях. — Чебоксары, 2013, 2014.
    Тафаев Г. И. Фальсификация истории волжско-болгарской цивилизации: монография. — Чебоксары, 2013.
    Тафаев Г. И. Альтернативные концепции истории, языка и культуры народов Среднего Поволжья. — Чебоксары, 2014.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Этническая история болгаро-чувашского народа в схемах и таблицах. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Алтайская трансформационная эпоха древнеболгарской цивилизации, носителей R-языка. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Павлов А. В. Этническая история болгаро-чувашского народа с древнейших времен до середины XVI в. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Уруков В. Н. Альтернативные концепции этнической истории чувашского народа: монография. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация: параллели в истории и культуре Дунайской и Волжской Болгарии. — Чебоксары, 2016.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация в процессе трансформации, часть 1. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация в процессе трансформации, часть 2. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И., Николайчев А. Л. Болгарская цивилизация в процессе трансформации, часть 3. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И. Волжско-камская трансформационная эпоха болгаро-чувашской цивилизации. — Чебоксары, 2017.
    Тафаев Г. И., Горанов В. И., Великов А. Н. Болгарская цивилизация в иллюстрациях. — Чебоксары, 2019.
    Тафаев Г. И., Цонев Г. П. История болгарской цивилизации в изобразительном искусстве. — Чебоксары, 2019.
    Тафаев Г. И., Уруков В. Н. Трансформация Волжско-болгарской R-язычной цивилизации. — Чебоксары, 2020.
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Большой интерес представляют раскопки чувашских городов Булгар, Сувар, Ошель, Биляр, Джукетау, Кременчуг и других. Книги археологов надо тоже читать.: Каховский, Михайлов, Мясников
    Ответить
  • Анонимно 26 сен
    Рекомендую также. Вулама сенетеп!!!
    Шупашкар, 2004.
    Юхма Мишши, "Атал шыве юха тарать: Историлле роман".
    Ответить
  • Анонимно 27 сен
    Нет булгарских документов про булгаров. Их придумали греки,затем арабы по греческим лекалам повторяли. Ибн-Фадлан честно сказал "они славяне сакалиба".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров