«Если государство не может обеспечить контроль внутри страны, как оно обеспечит безопасность туристов?»
Туриндустрия в отсутствие Египта и Турции пытается перестроиться на бюджетные Азербайджан и Грузию, а также не совсем бюджетный российский Крым
Рынок туриндустрии продолжает адаптироваться к существующим условиям, вследствие чего появляются такие новые направления, как Грузия и Калининград. При этом удовлетворить потребности туристов пока не может российский Крым: при завышенной цене на полуострове отмечают низкое качество мест размещения и невкусную еду. Кроме того, как констатируют эксперты, курс валют и закрытие ряда направлений положительно сказалось на туристическом потенциале Татарстана, который сейчас активно развивают. Тем не менее и здесь существуют проблемы. В частности, туристы жалуются на скудные завтраки, а участники отрасли возмущены тем, что в Болгаре и Свияжске нет возможности для теплоходов легально причалить к пирсу. Эти и другие вопросы обсудили на бизнес-бранче «Реального времени», посвященном туризму.
Турция сама продает турпакеты и обещает туристам возмещение расходов
По данным участников туристической индустрии, по зарубежным направлениям рынок в этом году в целом упал на 50%. Повлияло на это не только снижение платежеспособности населения, но и закрытие главных бюджетных направлений — Турции и Египта. Однако такое падение не стало сюрпризом. По словам гендиректора «Персона Грата», президента Ассоциации туристских агентств РТ Рамиля Мифтахова, если на Турцию отрасль точно не смотрела, то Египет туроператорам обещали, хотя особых надежд на открытие направления никто не питал.
— Если говорить о Египте, этого действительно долго ждали, я был на выставках, мы общались с коллегами из Ростуризма. Они говорят, что да, мы ожидаем, и это, возможно, будет летом, но никто точно не знал, — рассказал президент ассоциации. — Финальный аккорд в решение о запрете продажи турпутевок в Египет внес профессор, не так давно захвативший египетский самолет.
Рустем Тарзиманов: «Если государство не может обеспечить контроль внутри страны, как оно может обеспечить безопасность туристов?»
Директор по продажам бюро туристических услуг «Салават City Center» Рустем Тарзиманов считает, что эта ситуация была искусственно раздута, а подобных кадров множество и на территории России. Тем самым Тарзиманов хотел сказать, что этот конкретный случай не показатель для оценки безопасности в египетских аэропортах. Однако в том же время он заметил, что выступает против открытия Египта: у них в турфирме еще за полтора года до закрытия направления не рекомендовали своим клиентам посещать эту страну из-за того, что там идет вялотекущая гражданская война. «Если государство не может обеспечить контроль внутри страны, как оно может обеспечить безопасность туристов?» — удивляется спикер.
Что касается Турции, директор турфирмы «СТЕН» Леонид Пресс отметил, что в Казани было задействовано четыре крупных оператора по этому направлению, ежедневно осуществляющих вылеты. Сейчас они заменяют Турцию на Грецию и Тунис. Заметим, что в последнем до 22 июня текущего года объявлено чрезвычайное положение из-за терактов в 2015 году.
Интересно, что власти Турции в попытке привлечь туристов готовы оплатить им часть расходов — об этом одному из участников бранча рассказали туристы, которые каждый год отдыхали в одном и том же отеле. Собственно, от этого отеля им и пришло столь заманчивое предложение. Кроме того, так как в России на данный момент запрещена продажа туров в Турцию, турецкая сторона стала предлагать онлайн пакетные туры, куда, помимо перелета, входит трансфер, проживание и питание. Однако участники бранча отмечают, что в этом случае страховые компании вряд ли возьмутся страховать русских туристов, решивших воспользоваться этим предложением.
Крым как назад в 80-е
В то же время представители туриндустрии отмечают, что к внутренним направлениям рынок развернулся лицом. По данным Гульнары Хусаиновой, директора компании «Мастер тур», сейчас 70% туристов предпочитают путешествовать внутри страны и только 30% — за рубежом. На майские праздники большей популярностью пользуются отечественные направления, зарубежные туры люди предпочитают бронировать заранее.
При этом многие турагентства и туроператоры начинают переориентироваться на внутренний туризм. Так, Coral Travel начал представлять Крым, Абхазию. Директор Companion SP Сергей Пасечник считает, что сейчас появились хорошие варианты с отдыхом в Сочи, несмотря на завышенные цены.
— Я понимаю, что итоговая цена в том же сочинском горнолыжном отеле будет не меньше, а зачастую больше, сервис будет слабее, но плюс в том, что не надо загранпаспорта, все тебя понимают на русском языке, — считает спикер.
По его словам, иногда «выстреливают» турпутевки по очень низким ценам. Однако пока это направление не стало массовым и еще не превратилось в разумный пакет с соответствующим сервисом.
Что касается Крыма, в этом году там подняли цены на 30%, однако о качестве предоставления туристических услуг говорить не приходится. Несмотря на то, что это направление позиционируется как одно из самых бюджетных, спикеры отмечают, что за пакетный тур на человека от 20 тыс. рублей там можно разве что «вернуться назад в 80-е». То есть за эти деньги можно взять самый экономный вариант. Приличный отель с питанием и перелетом стоит примерно 30-40 тыс. рублей на человека. Помимо высокой цены, возник вопрос и с качеством предоставляемого питания. Рустем Тарзиманов выразил опасения, останутся ли хорошие впечатления после представленной там кухни.
Казань приводят к турстандартам, а причалы не готовы
Напомним, стандартизация коснулась не только отелей и мест размещения в Крыму, но и казанских заведений. Гендиректор Центра развития туризма РТ Оксана Саргина рассказала, что местные отели сейчас также приводят к общим стандартам. «Половина рынка ее прошла, но многие из собственников до сих пор не осознают, для чего они должны это сделать в обязательном порядке», — говорит Саргина.
Помимо многочисленных плюсов, которые оправданно рекламируют туристам в Татарстане, в республике наблюдаются и недочеты. Сложности возникают с поддержанием санитарных норм в местах размещения туристов и жалобами на скудные завтраки. Обо всех неудобствах гости республики могут сообщить в туристическую службу качества, после чего недочеты обещают устранить.
Немаловажной проблемой является нехватка транспорта для перевозки туристов: количество автобусов в условиях кризиса сокращается. В частности, из-за невозможности содержать в лизинг автобусы, взятые во время Универсиады, «Буревестник» сократил парк со 120 автобусов до 50. По словам Рамиля Мифтахова, при необходимости автобусы приходится перегонять из ближайших регионов.
Вячеслав Самолин: «У меня нет уверенности в том, что причалы в Болгаре и Свияжске в этом году будут сданы в эксплуатацию»
Еще одна проблема, связанная с транспортом в республике, — это до сих пор открытый вопрос с подготовкой к эксплуатации причалов в Болгаре и Свияжске, который сохраняется даже в Год водоохранных зон.
— Как в прошлом году через интервью меня нашел Минтимер Шарипович Шаймиев, так и сегодня у меня нет уверенности в том, что причалы в Болгаре и Свияжске в этом году будут сданы в эксплуатацию. По Свияжску я не могу комментировать — там еще больше проблем. А по Болгару я досконально знаю, что объект строился не как объект водной инфраструктуры, а как наземный, — говорит директор ГК «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин.
Причалы должны быть официально сданы в эксплуатацию надзорным органам, отвечающим за работу пассажирского транспорта на воде, на данный момент судна не могут получить разрешения на швартовку.
Говоря о реализации потенциала республики, директор Companion SP Сергей Пасечник указал на то, что в Татарстане отсутствуют отели на берегу Волги и что нужно развивать природный потенциал региона. Саргина согласилась, что требуется всяческое расширение республиканского турпродукта и задействование близлежащих территорий. Речь идет о том, что так активно сейчас продвигают как в Госкомитете по туризму РТ, так и с помощью помощницы президента Наталии Фишман, — о раскрытии потенциала районов и формировании там турпродукта.
В помощь туротрасли в РТ не так давно был открыт офис Visit Tatarstan, который займется аккредитацией туристских объектов, запуском туристических направлений и выпуском брендированной продукции.
Дешевая Грузия и сложная Греция
Говоря уже не о Татарстане, а о российском рынке туриндустрии в целом, спикеры назвали ряд приоритетных направлений, которые уже сейчас пользуются популярностью и частично являются заменой Турции и Египту. Среди них Вьетнам, Греция и страны ближнего зарубежья: Болгария, Черногория и Сербия. Кроме того, для туристов появилось новое бюджетное направление — Грузия. Во многом это связано с азербайджанской авиакомпанией Azal, которая предлагает перелеты общей стоимостью от 10 тыс. рублей.
Однако, к примеру, отдых в Греции сопряжен с трудностями. В частности, Рамиль Мифтахов столкнулся с тем, что визовый центр в Казани оформляет греческую визу в течение 10 рабочих дней, а работа осложняется сбором отпечатков пальцев и оформлением документов. Прибавляют проблем и неполадки с оборудованием, из-за которых туристам приходится несколько раз приходить для сдачи отпечатков пальцев. Для сравнения, в Москве вся процедура получения визы укладывается в три дня.
Среди российских направлений Алена Суровцева из Skyland Travel отметила повышенный интерес к Калининграду, а Сергей Пасечник затронул тему еще одного направления, которое на данный момент несправедливо недооценено, — это отдых в горах.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.