Гаяз Исхаки в Японии: проблемы валют, приставучие жандармы и словесный портрет красивой татарки

Анализируем дневники великого татарского писателя в эмиграции

Гаяз Исхаки в Японии: проблемы валют, приставучие жандармы и словесный портрет красивой татарки
Фото: скриншот realnoevremya.ru с сайта http://isxaki.com В Японию Исхаки (сидит в центре) приезжал и позже, в 1930-е годы

Этой весной Институт языка, литературы и искусства выпустил первый том дневников Гаяза Исхаки, который ИЯЛИ получил от руководителя фонда «Аяз–Таһир Төркестан Идел-Урал» Тулея Дурана сначала в виде электронных копий, а потом и подлинников. В записях одного из ведущих татарских писателей первой половины XX века рассказывается о его жизни в эмиграции: они начинаются с описания Японии. Россию он покинул 24 января 1919 года. Дневники состоят из трех частей. Первая охватывает период с 1919 по 1921 год (первая тетрадь не сохранилась), после, до 1928-го, записи не велись, а потом были продолжены до 1932-го, причем поздние тетради явно были утеряны, об этом позже написал и сам Исхаки. В 1943-м он вновь начал вести дневник, назвав текст «Мои стамбульские тетради воспоминаний». В первом томе говорится о жизни Исхаки до Турции. Что мы узнаем из них?

Интервью и посольства

В Японии Исхаки посещал школы, посольства, театр, редакции газет: «Как только встали, принесли японскую газету. В ней говорится о нашей жизни, с фотографиями. Попробовали перевести с японского. Простая газета. Редактор наврал достаточно. С точки зрения национального вопроса полезно».

Посольства он посещал, чтобы получить визу — в США, Францию, Нидерланды, Великобританию. Проблема состояла в том, что для этого требовалоcь официально подтвердить его личность, получить документы из желаемой страны:

«Чтобы приступить к делу официально, отправились в американское посольство. Дали наши карточки, чтобы увидеть посла. Вышел секретарь, посол только что ушел. По более важным вопросам сам принимает, поэтому про нас расскажет, завтра скажет по времени. Мы согласились и вышли. Поскольку государством, куда мы направлялись, была Франция, отправились к его послу. Но из-за позднего времени нас принял помощник посла. Объяснили задачу. Сказал, чем смогу — помогу, но точного ответа дать не могу».

«Как вернулись домой, нас ждал редактор газеты, отвечали на его бесконечные вопросы. Но порой вопросы были бессмысленными, не удивляйтесь. К примеру, спросил, что для нынешних татар «Бог». Надо что-то отвечать. Бог есть, он один. Не впереди, не сзади, не большой, не маленький. И не с глазами, и не без глаз, все видит, все слышит...»

«С утра отправились к маркизу Окуме, долгое время бывшему премьер-министром, но прошлой зимой ушедшему в отставку, он уступил место Харе (Такаси, — прим. переводчика). Нас встретили секретари маркиза, профессора его университета (у него есть частный университет). Как зашли, поддерживая с обеих сторон, вывели маркиза Окуму. Во время смутных времен в Японии, в 60-е годы, маркиз Окума был революционером, воюя сломал ногу, с тех пор хромает. Большой, здоровый старик. Широколобый, с открытым взглядом, большой головой. На себя надел японскую накидку — поэтому похож на богатых деревенских ахунов. Здороваемся и садимся. Маркиз говорит: «Я давно хотел увидеться с представителями татарского народа. Когда услышал, что вы приехали, захотел познакомиться, очень рад».

Деньги и женский вопрос

При этом денег на проживание не хватало: вопрос решался обменом имеющихся разнообразных российских денег. В частности, Нияз Максуди, директор Троицкого медресе, ездил менять их на иены в Йокогаму: «Вечером вернулся, уставший как собака, без настроения. Не смог поменять. Русские деньги, «керенки», двадцатки, сороковки, из которых набрали тысячу — 30 иен. Если учитывать деньги сибирского правительства, то за четыре тысячи — 40 иен. Если зеленые тысячи, то за шесть тысяч — 60 иен. Николаевские пятисотенные собираются на 9 000 рублей. Эти дела портят настроение. У нас больше всего было сибирских денег. Часть я обменял в Омске, Красноярске, Харбине, но на руках осталось 80 000 сибирских денег. Остальное — в тысячных «керенках». Их не смогли обменять на николаевские, потому что курс был высоким»

При этом деньги были нужны на самое необходимое: «Сегодня проснулся очень больным. Заснул с открытым окном, ночью похолодало, я простудился. Настроение плохое, встав с утра, пошел покупать нужные вещи на базаре. У меня нет пальто. Покупать — жалко денег. Когда нужно было сходить в какое-то важное место, брал пальто Нияза. Сейчас он уехал, пришлось покупать пальто, купил новое».

«Но когда мы пожили один-два дня, нас посетил полицейский чиновник. Задавал бессмысленные, пустые вопросы, все записывал. Потом через один-два-три дня пришел снова, опять что-то спрашивал. Показывали некоторые свои бумаги, советовали читать газеты. Потом он привел одного проводника. Этот спрашивал о том, действительно ли мы хотим построить свое государство, подобные вопросы. Мы сначала ответили, что это не его дело, мы приехали по делу, задавай, мол, то, что тебе надо. Через неделю снова пришел. Опять начал задавать какие-то пустые, бессмысленные вопросы. Как я его резко прервал, сказал, что делает это ради нашего блага. Мол, вы хотите уехать. Мне сказали узнавать про пароход. Сколько вам нужно мест, два, три — перешел на такие темы. Ответили, хорошо, он продолжил дело. В сороковой раз спросил, сколько нам лет, зачем приехали, с каким делом. Я вновь рассердился. Тот, обидевшись, ушел. Сегодня с утра пришел еще один, сказав, что переводчик из жандармского правления, плохо говорит по-русски. Сначала спросил паспорт, потом задавал много вопросов».

В редакции газеты «Хочи Шимбун» журналистов интересовало другое: «Начав разговор, редакторша сказала, что хочет узнать о татарских женщинах. Мы радостно согласились ответить. После она задавала очень уместные вопросы, у женщины их было много. Некоторые вопросы казались, как по мне, неинтересными, но очень уместными.

Она спросила: «Какая женщина у татар считается красивой?» Я ответил: «Среднего роста, со стройной фигурой. С тонкой талией, длинными и густыми волосами. Смуглая. Большие глаза, черные брови! Длинные ресницы. Небольшие ямочки на щеках. Рот маленький, зубы мелкие и белые». «Какое воспитание у татарской женщины?». Я: «Сейчас нет девушек, не получивших школьное образование. Все умеют читать-писать, закончившие начальную школу, получили навыки в рукоделии. Умеют управлять домом, любят свой дом. Не бросают дом, шатаясь по улицам. Дома аккуратно, чисто... Безнравственности очень мало».

С дочерью Сагадат. Фото предоставлено realnoevremya.ru Нацмузеем РТ/tatmuseum.ru

Исхаки мог уехать в Мексику

Пошли в голландское посольство. Там те же проблемы: «С удовольствием дали бы визу, но это зависит не от нас. Из-за войны все усложнилось в десять раз. Каждому нужно получить ответ от правительства, ответ приходит через три месяца. Все эти ответы готовятся с участием Англии, Франции». И тут нет надежды, осталось два пути. Первый — просить у маркиза Окумы, второй — ждать.

«После полудня к нам пришел переводчик, в разговоре он предложил новый вариант — уехать в Мексику. Оттуда попасть в Европу легко. «Могу вам помочь выехать». Попросили узнать подробнее. Сами начали думать о целесообразности этой мысли. Этот путь достаточно длинный. Сначала до Мексики нужно плыть 22 дня на пароходе, потом в Европу — две недели. Это первое. Во-вторых, попасть во Францию, получить там визу тоже будет нелегко, но поскольку так Европа ближе, по сравнению с нынешней ситуацией, путь будет короче, поэтому решили собирать о путешествии информацию и не слишком от него отказываться».

Исхаки размышляет о новости, что Колчак решил призвать в свою армию мужчин до 43 лет, а значит, писатель в эту категорию попадал. За помощью он обращается к главе Харбинской общины Амрулле Аги и едет в этот город, где Аги встречает его на автомобиле. К этому времени Исхаки уже полгода живет в эмиграции.

«Хоть шесть месяцев прошли как половина жизни, по делам отчитаться не в чем. Что смог, то я сделал. Но результат невелик. Потому что не решаются другие вопросы, связанные с другими людьми. В старых схоластических книгах писали: чтобы дело шло, нужен план действий, из списка мелких дел. Если какое-то мелкое дело не будет доведено до конца, план не будет осуществлен. И здесь так получилось. Очень много дел, мелких, не было доведено. Напротив, было немало вредных дел».

Радиф Кашапов
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 25

комментарии

  • Анонимно 21 май
    Трагедия, когда приходится уезжать из родной страны не по своей воле.
    Но ведь многие помогали большевикам-марксистам разрушать страну.
    Прозрение пришло слишком поздно.
    Ответить
  • Анонимно 21 май
    Так и не понял, вопрос совсем не расскрыт по его дневникам, как он из казахстанского Петропавловска в Гражданскую войну попал в Японию? Через Алтай в Монголию по Чуйскому тракту, через Китай на поезде через станцию Маньчжурия???
    Ответить
    Анонимно 21 май
    Тема очень интересная, достойная как минимум кандидатской диссертации историка, не на воздушном же шаре из осаждаемого красными войсками Петропавловска в 1920 году улетел за кордон?!
    Ответить
    Анонимно 21 май
    петропаловск никто не осаждал
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Ага, "не было" Петропавлоской операции РККА с 20 августа — 3 ноября 1919 г.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    опеарция была а осады не было
    Ответить
    Анонимно 22 май
    и да сплошной линии фронта не было впрочем после первой мировой войны сплошных линий фронта не было уже практичски нигде ни водной войне.
    даже в блокадном питере жители выбирались в дервени и меняли вещи на продукты на оккупированных землях. меньше кино смотрите больше читайте дневники письма людей того времени к примеру академик зеленин советский академик химик свободно перемещался на поезде по югу росии от тамбова до одессы между красными махновцами петлюровцами дениканцами.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    С мандатами от тех и других уполномоченным, как в к/ф "Паспорт" Георгия Данелия?! ))))
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Так был опальный Гаяз Исхаки в Петропавловске, издавал в 1920 г. при большевиках свою газету там или нет?

    Или уже в Париже попивал кофею на Пляс Пигаль?
    Ответить
    Анонимно 21 май
    трансиб всю гражданскую войн уработал работало КВЖД добрался до кореи,
    петропаловск, омск,Харбин в материале же приведены данные. а гражданская война не была всеохватывающей . железные дороги работали в 18 году дзержинский выехал н а лечение в германию напоезде через украину и польшу и вернулся в 20 году обратно
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Фигаро здесь, фигаро там, да и даты не стыкуются - "Россию он покинул 24 января 1919 года", где, на каком КПП во Владике?, на ст. Маньчжурия?, в Ульхун-Майхане на границе с Монголией? В 1920 г. издавал журнал в освобожненных красными Петропавловске, уже при большевиках?, которые его преследовали еще в Уфе, а в марте 1920 уже на ероплане был в Париже!!! Да и с Трансибом не все так просто, не было бы Великого Сибирского Ледяного похода при отступлении белых с беженцами, которые с боем прорывались за кордон в Монголию и Китай, хотя в опломбированном золотом вагоне с белочехами могли, или на ероплане, как генерал Семенов в Китай, или на пароходах "с бриллиантами для пролетариата Японии" уплыть или как Дзержинский в опломбированном вагоне в Швейцарию с золотом партии и "с бриллиантами для пролетариата Германии" по Бресткому миру! )
    Ответить
    Анонимно 22 май
    не было тогда кпп на границах
    Ответить
    Анонимно 22 май
    вот же маршрут нечиТАли?
    "Часть я обменял в Омске, Красноярске, Харбине
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/281222-analiziruem-dnevniki-gayaza-ishaki-v-emigracii"

    ЯСНО ЖЕ ТРАНСИБ ПОТОМ квжд,
    ТОГДА СОТНИ ТЫСЯЧ ТАК УЕЗЖАЛО ОМСК Красноярск И ХАРБИН ПОТОМ КАКОЙ НИТЬ ПОРТ КИТАЯ И В ЯПОНИЮ

    зачем в монголию?

    вы просто не знаете интернета не было тогда,кто и где в розыске был то никто не знал ледяной сибирский поход это больше сказка. ЧЕХи никакие они не БЕЛО.
    вы подходите с мерками сегодняшнего дня к тем временам.
    В ы почитатйе дневники людей той поры.
    сел на поезд в петропаловске и выехал в красноярск потом в харбин по квжд.
    поезда то ходили. чехи то только белых военных н е пускали. ключевые слова харбин. и красноярск. дзержинский простотако выехал сел напоезд и уехал в 18 году в европу



    Ответить
    Анонимно 22 май
    А как из Красноярска, через занятый Иркутск красными партизанами, дальше по ЖД попасть на ст. Маньжурия КВЖД?, пешком через льды замершего о. Байкал или в теплом дилижансе с коньяком и барышнями, на воздушном шаре???
    Ответить
    Анонимно 22 май
    До первой станции КВЖД Маньджурия на границе с Китаем еще добраться надо было через Читу, армии красных партизан, озверевших головорезов армий атамана Семенова, барона Унгерна, Диких дивизий. А в Монголию давно у татарских купцов свои караванные тропы были разведаны, хоть через Алтай, Кяхту, Ульхун-Майхан, Ирен-Цабо, далее в Маньчжурию, Хайлар, Калган, Шанхай и пр. Харбины
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Кпп с Россией в Китае на основных трактах были еще с дореволюционных времен, ни кого хлебом-солью не встречали, это еще Остап Бендер Задунайский знал.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Метр с кепкой, Коля-книжник, тоже "просто так" в Европу ездил в 1934, потом по показаниям 1939 г. кандидата в члены Политбюро, генерального комиссара госбезопасности Ежова, осужденного в том числе по статье 154 "а" ч.2 УК РСФСР за "Мужеложество", был завербован там, толи медсестрой, толи медбратом...
    Ответить
    Анонимно 23 май
    не было там кпп. понимаете не было в ы путаете историю с современностью
    Ответить
    Анонимно 23 май
    н а поезде Просто на поезде. не было сплошногоконтроля и не было власти над вс й територии

    и хватит сказок про головоерезов унгерна семенова хватит уж какая монголия ты что ?? сел напоезд и приехал мимо монголии на квжд и уехал так много людей ухало и все все детально описали а сказки не надо повторять
    Ответить
    Анонимно 23 май
    партизаны поездам не мешали в ы путаете современность и то время.
    читайте дневник людей коих опубликовано ну много очень ив 19 году выезжали ив 1920 ив 1921.., это вы всерьез полагали что казаки патрулировали города России?
    Ответить
    Анонимно 23 май
    вы озабоченный?
    Ответить
    Анонимно 23 май
    Таможенным и пограничным КПП только в России более 300 и 100 лет соответственно, заставы, пограничная охрана своих госграниц с доисторических времен сосуществовала, даже Китайскую стену строили, а этот чудак талдычит, что таможенных и пограничных КПП "не было"!
    Ответить
    Анонимно 23 май
    "Не было" головорезов Унгерна, атамана Семенова - это уже даже не смешно, а патология
    Ответить
    Анонимно 23 май
    Не мог спокойно проехать по ЖД ( если только с приклееной бородой как немощный старик или в женском платье и в парике, как Керенский), т.к. сам Г.Исхаки боялся тотальной мобилизации белых и писал, что: "Колчак (расстрелян 7 февраля 1920 в Иркутске большевиками) решил призвать в свою армию мужчин до 43 лет, а значит, писатель в эту категорию попадал".
    Ответить
    Анонимно 24 май
    У сизокрылых романистов-мифотворцев ничего не было, ни красного террора, ни белого террора, не забайкальского мясника-душителя, полковника Сипайло, начальника контрразведки атамана Семенова и барона Унгерна, который любил, пришедших к нему с просьбой о судьбе своих арестованных мужей-коммерсантов, изнасиловать, задушить и спать рядом с остывающим трупом... Ничего якобы "не было", садись в купе и езжай на Запад в Париж, а дураки зачем-то бежали на Дальный Восток, в Японию за транзитными визами на пароходы в Европу
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров