Татарстан ударит продовольственной биржей по фальсификату

По задумке главы АГЗ РТ все госзакупки продовольствия, а также закупки продуктов для соцучреждений должны будут проходить через особую площадку

Татарстан ударит продовольственной биржей по фальсификату
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Идея создания продовольственной биржи была давно, однако к ее реализации подтолкнуло недовольство Рустама Минниханова наличием фальсификата среди продуктов, поставляемых в детсады и школы. Как оказалось, большинство закупок продуктов питания не проходят по конкурсам в соответствии с российским законодательством. Еще один канал фальсификата — это закупки подрядчиков, выигравших тендеры на поставку обедов в те же школы. Эти компании не обязаны проводить свои закупки через конкурсы и не отчитываются о проверке качества продуктов. Эксперты рынка саму идею одобряют, однако, по их мнению, дополнительные проверки Роспотребнадзора, а также участие в разработке критериев допуска к работе на бирже специалистов компании «Просто молоко» могут оставить не у дел многих других производителей «молочки».

Заказ от президента на продовольственную биржу

В ближайшее время в Татарстане может быть запущена продовольственная биржа для муниципальных и республиканских закупок. Об этом в эксклюзивном интервью «Реальному времени» рассказал Яков Геллер, генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» (АГЗ РТ).

— Сейчас есть задача, президентом на Госсовете поставленная, и наш совместный с казначейством, с минфином проект о запуске продовольственной биржи, — сказал он. — Сначала это будет молочная биржа, биржа молочных продуктов. Потом это будет мясная продукция, и постепенно это станет… Марат Готович [Ахметов, — прим. ред.], министр сельского хозяйства, вице-премьер, сказал: «Запусти спрос, а я обеспечу предложение».

Пилотный проект по закупкам молочной продукции должен стартовать уже в апреле этого года. Тестирование будет проходить на основе закупок в Пестречинском, Бавлинском, Альметьевском районах.

«Торги выиграла фирма «Быстрое питание». А какое масло она покупает? Уже никто не следит!»

Согласно российскому законодательству, госзакупки на сумму до 100 тыс. рублей могут осуществляться без проведения конкурса. Именно к таким относятся большинство тендеров на продукты питания. Так, по результатам проверки, которую инициировали в марте и апреле прошлого года депутат Госсовета РТ Роман Мугерман и гендиректор «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев, цены на многие продукты в муниципальных закупках, в том числе для школ и детсадов, могли быть ниже на 12 — 20%. Однако, по словам Геллера, главная цель создания площадки не столько экономия, сколько борьба с фальсификатом. Это будет уже вторая мера централизованной борьбы с фальсификатом после недавно запущенного портала Роспотребнадзора.

На заседании Совета безопасности Рустам Минниханов возмутился наличием фальсификата среди продуктов, поставляемых в детсады и школы. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

— У нас половина районов покупают продукты питания сами и готовят, а половина заключают с фирмами. И больницы, и школы кормят такие фирмы, — рассказывает глава АГЗ РТ. — В Челнах торги выиграла фирма «Быстрое питание». Где она берет, например, картофель, где она берет мясо, какое масло она покупает? Уже никто не следит! И президент обратил на это внимание. Мы можем сделать, раз обратили внимание. Мы и раньше предлагали, но — кризисно. Марат Яшарович (Марат Муратов, генеральный директор ООО «УК «Просто молоко») сделал проверку даже не там, где закупают продукты, а там, где закупают продукты для горячих обедов. Там есть фальсификат! Там же никто не следит.

Правда, некоторые муниципалитеты о такой проверке заявляют. Так, генеральный директор казанского МУП «Департамент продовольствия и социального питания» Гузель Ананьева уверяет, что вся входящая продукция проходит через проверку аккредитованной лаборатории: «В 2016 году мы проверили около 600 тонн молочной продукции, была забракована продукция двух неместных поставщиков и заменена на качественную». Однако закупки осуществляются не через биржевую площадку. Всего же Счетная палата РТ в прошлом году выявила нарушения с поставкой продуктов в школы, детсады и интернаты в 33 муниципалитетах.

— К сожалению, сейчас в госзакупках главным приоритетом при выборе поставщика является цена, — подтверждает слова Якова Геллера Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока. — Именно поэтому получается так, что в государственном секторе наиболее часты случаи фальсификации. На полках магазинов и мы, и Роспотребнадзор выявляем фальсификат по жалобам, проводятся внеплановые проверки и так далее. А в сфере госзакупок очень сложно контролировать, и общественные организации не допущены к контролю, и жалобы поступают реже. Поэтому если будут введены конкурсные процедуры и действительно будут какие-то более прозрачные условия, то это, конечно, интересное начинание, потому что это очень большая проблема на рынке сейчас, которую необходимо решать. Это будет очень здорово, если такая система заработает. Ее можно было бы применить и в других регионах. Потому что сейчас нет жестких критериев для прохода на госзакупки, и все определяется ценой.

Гузель Ананьева уверяет, что вся входящая продукция проходит через проверку аккредитованной лаборатории. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Мы покупаем по вот этому коду. А что мы покупаем?»

В идеале, по задумке Якова Геллера, через новую биржу должны проходить все закупки продовольствия: и госзакупки, и закупки на сумму до 100 тыс. рублей, и закупки продуктов, которые приобретают исполнители контрактов по горячему питанию. Однако для запуска необходимо проработать систему критериев заказа продукции.

— Вот шестизначный ОКП 921231 — общероссийский код продукции, — рассказывает Геллер, демонстрируя свою презентацию для федеральных властей. — С 1 января 2017 года будет ОКПД-2 — общероссийский код продукции и деятельности. Он девятизначный. Но и тот, и другой заканчиваются словами «субпродукты куриные». Теперь я показываю: вот это ноги — субпродукты куриные, вот это желудочки — субпродукты куриные, вот это головы — субпродукты куриные, и так далее. Фокус заключается в том, что это стоит 20 рублей за килограмм, это 100, а это 30. А мы покупаем по вот этому коду. А что мы покупаем? И как сравнивать по этому шестизначному коду? Чтобы запустить сельскохозяйственную биржу, мне надо разложить все эти конкретные… Мы сделали 10 знаков, «украли» у Абдуллина идею [Талгат Абдуллин, исполнительный директор некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», — прим. ред.].

Президент РТ Рустам Минниханов на заседании Совета безопасности РТ на тему обеспечения продовольственной безопасности 23 марта, о котором упоминал Яков Геллер, сделал акцент на борьбе с фальсификацией молочной продукции. Именно поэтому на ней и решило сконцентрировать усилия по созданию тестовой площадки АГЗ РТ.

«Я буду пускать на биржу только валидную продукцию»

Для того, чтобы не допустить на площадку производителей фальсификата, для площадки требуется разработать принципы допуска к торгам производителей. Кроме того, допуск смогут получить только сертифицированные Роспотребнадзором компании.

— Патяшина [Марина Патяшина, руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ, — прим. ред.] должна подтвердить качество технологии, — рассказывает Геллер. — Патяшина должна сказать: «Продукция «Просто молоко» по своей технологии выходит качественной». Или «Елабуга соте». Или «Зеленодольский молочный комбинат». Она же не может проверить каждый кусок масла, она должна технологическую линию проверить… Вот у нас шесть основных производителей молочных продуктов, но мы же не можем закрыть рынок. Придет Ульяновск, придет Йошкар-Ола, придет Башкирия, придет Удмуртия со своими молочными продуктами. А кто подтвердит? Надо договориться через Патяшину с их федеральным центром. Я буду пускать на биржу только валидную продукцию: только ту продукцию, производителю которой Роспотребнадзор даст бумагу.

А в том случае, если фальсификат будет выявлен уже после попадания на площадку, компания будет лишаться доступа: «Если ваша продукция окажется фальсификатом, вы удаляетесь с площадки до решения третейского суда, которым будет Шамиль Агеев — ТПП. Там сложная система. Это непростая площадка», — рассказывает Геллер.

Однако, например, Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока, не видит какой-то особой необходимости в дополнительной проверке со стороны Роспотребнадзора и опасается, что это может привести к ограничениям доступа компаний к площадке.

— Это достаточно странно, потому что сейчас у нас идет получение деклараций, когда ты выпускаешь продукцию с завода для продажи. Это, по сути, и есть некое получение разрешения от Роспотреба. Если будут какие-то дополнительные критерии, надо будет смотреть, потому что во всех случаях дополнительные ограничения — это вопрос конкуренции. И должна Федеральная антимонопольная служба также дать свою оценку, что это не ограничивает конкуренцию на рынке. Дьявол кроется в деталях. Как идея — организация площадки с частными поставщиками для госзакупок, — это очень хорошо. Но нужно смотреть, как это будет реализовано на практике, не будет ли это ограничивать маленькие компании, которые неспособны к большому документообороту. Это же достаточно трудозатратно, нужны квалифицированные кадры, которые могут участвовать в госзакупках.

Алена Белоглазова идею с доппроверками одобряет. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В то же время Алена Белоглазова, руководитель крестьянского фермерского хозяйства, идею с доппроверками одобряет: «К данной инициативе отношусь очень положительно, отслеживать качество поставляемой продукции — это юрисдикция Роспотребнадзора. Но стоит также принимать во внимание, что нужно оценивать не только допуски, но и текущий мониторинг. Сейчас можно отобрать пробы только во время проверки, а проверки сами по себе предполагают большой спектр показателей, которые должны проверить специалисты Роспотребнадзора, что затратно и для контролирующего органа, и для проверяемого учреждения. А постоянный мониторинг поставляемых продуктов хотя бы на наличие ингибирующих веществ и наличие растительных жиров (существенно снижающих себестоимость продуктов) повысит качество поставляемых продуктов и позволит малому бизнесу, производящему качественную продукцию, участвовать в муниципальных закупках».

«Это не площадка для предоставления «Просто молоко» доступа…»

Что считать «валидной продукцией», устроителям площадки еще предстоит решить. В качестве экспертов АГЗ РТ планирует привлечь специалистов компании «Просто молоко» как крупнейшего поставщика «молочки» и главного борца с фальсификатом.

— Это не площадка для предоставления «Просто молоко» доступа, он [Муратов, — прим. ред.] большой эксперт, — поясняет свое решение Яков Геллер. — Мне надо с его специалистами договориться. Мне нужен Марат, чтобы он как профессионал сказал, как они проходят процедуру подтверждения валидности.

Однако малые производители выбор экспертов, мягко говоря, не одобряют:

— Меня всегда поражает, как мы собираемся строить эффективный рынок, ставя во главе основного распорядителя одного из крупных производителей? — высказывает свое мнение Алена Белоглазова. — У нас есть целая кафедра в технологическом университете, которая длительное время готовит специалистов данной отрасли. Мы и так порой наблюдаем в требованиях в госзаказе параметры упаковки или граммажа, которые делает один конкретный производитель, тем самым предполагая, что тендер делался специально под этого производителя. Я думаю, не стоит снова идти по пути ошибок и ставить заинтересованное лицо как блюстителя эталона. Эксперт должен быть по-настоящему независимым.

«В этом вопросе главное — чтобы действительно четко и прозрачно шел отбор компаний, который мог бы исключить какую-либо аффилированность»

В идеале проект должен не только минимизировать количество фальсификата и снизить затраты на закупки, но и расширить доступ производителей к торгам. Однако для последнего организаторам необходимо соблюсти целый ряд условий.

— Продукты длительного хранения — сыр, масло; небольшие маслобойни и сыроварни могли бы обеспечивать заказ какого-либо определенного детского сада или школы, — говорит Мария Жебит. — Для малого и среднего бизнеса это может быть интересно. В этом вопросе главное — чтобы действительно четко и прозрачно шел отбор компаний, который мог бы исключить какую-либо аффилированность, и чтобы компании с хорошей репутацией, которые никогда ранее не были оштрафованы за фальсификат, работали в этой среде.

По мнению Алены Белоглазовой, «данная инициатива делает участие малого бизнеса в обеспечении муниципальных учреждений невозможным». Фермер считает, что доступ малые производители смогут получить лишь в случае кооперации и работы через посредника, иначе проиграют по цене:

— На текущий момент торги по закупкам проводятся либо общим лотом, либо на большую территорию, тем самым у мелкого производителя не остается шанса. Если мы говорим о монопродукте, например о молоке и молочных продуктах, мелкий производитель не имеет собственного автопарка и достаточного количества персонала для обслуживания доставки товара, значит, нужно привлекать персонал и нанимать транспорт, а это очень большие затраты, которые лягут на себестоимость, так как объем не очень велик. Соответственно, стоимость единицы продукции будет существенно выше, чем у крупного производителя.

Интересно, что крупные татарстанские производители молочной продукции создание площадки не комментируют вообще. Ни в компании «Просто молоко», ни в пресс-службе холдинговой компании «Ак Барс», представляющей интересы ЗМК, ни в ООО «Арча», принадлежащем семье Мингазовых, ни в «Экокорпорации» на вопросы о бирже предпочли не отвечать. И это при том, что большинство из них к этой теме имеют прямое отношение: «Просто молоко» — как потенциальные эксперты, которые будут определять правила игры, а «Арча» и «Экопродукт» — как замеченные в поставке «фальсификата».

Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров