Представители рода Девлетьяровых в татарских деревнях относились к каринским князьям

Институт истории Марджани — о происхождении татар на северо-востоке республики и острых дискуссиях с коллегами

Представители рода Девлетьяровых в татарских деревнях относились к каринским князьям
Фото: семья имама 2-й Ново-Алимовской мечети Лутфуллы Мансурова. 1910-е гг./использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»

Поставить точку в спорах с башкирскими коллегами о национальном происхождении жителей северо-востока Татарстана постарались в своем коллективном труде сотрудники Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. В новой книге «Татарские селения Восточного Закамья» представлены неизвестные страницы истории Актанышского района, результаты исследования татарских населенных пунктов с богатым историческим наследием, сыгравших заметную роль в экономике и культуре края, давших татарскому народу ряд выдающихся личностей. Как считают авторы, издание расширит представление читателей об истории северной части Восточного Закамья и поможет разобраться в особенностях формирования местного татарского населения. «Реальное время» публикует пятую главу книги о духовной жизни татарских селений Актанышского края в XIX — начале ХХ вв.

Новое Алимово: приглашенный имам и его династия

Новое Алимово является одним из старинных селений Актанышского края. Первые письменные сведения относятся к XVIII столетию, однако история деревни, конечно, началась еще раньше. Среди основателей Алимово были служилые татары из Карино. Однако в ходе переселения статус служилых людей некоторыми каринскими татарами был утерян и, как отмечает историк И.Р. Габидуллин, «положение каринских татар было близким к статусу ясачных татар». Поэтому некоторые выходцы из Карино впоследствии состояли в сословии тептярей. Так было и в Новом Алимово, а также в соседнем Курмашево. В частности, представители рода Девлетьяровых, проживавших в этих татарских деревнях, относились к каринским князьям. Их предки Девлетьяр Мухаметказыев, Кибикей Иванов, Кадыш Ишметов получили права на пользование этими землями, согласно царским документам, еще в первой половине XVII в.

К 1859 г. Новое Алимово было довольно большим населенным пунктом, там насчитывалось 248 дворов и более 1340 жителей. А вот мечеть в татарской деревне была лишь одна, да и мектеба при ней не имелось. Однако это лишь по официальным данным, либо было временным явлением. На эти размышления наталкивает рукопись религиозного характера, обнаруженная в ходе археографической экспедиции ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова в дер. Кучуково Агрызского района РТ уже в советское время. Эта рукопись была составлена неизвестным автором в 1858 г. «в медресе дамеллы Гыйрфанетдина бине муллы Габдессаляма» в Новом Алимово. Стало быть, в середине XIX столетия в деревне все же было свое медресе, а хальфы и шакирды занимались там даже составлением и переписыванием рукописных книг.

Новое Алимово на плане Генерального межевания 1804 г. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»

В 1860-е годы в Новом Алимово появился новый мулла — Якуб хазрат Мансуров. Он родился в 1823 г. в дер. Новое Амирово Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Буздякский район Республики Башкортостан), учился в разных медресе Волго-Уральского региона (среди них были знаменитое Береске в Заказанье и очаг просвещения в родовом гнезде татарских мурз Тевкелевых — Килимово). Якуб бин Нигматулла бин Мансур аль-Амири был очень любознательным и разносторонним человеком. Современники характеризовали его как деятельного ученого с широким кругом общения. Например, одним из его собеседников был Ш. Марджани, который отзывался о нем следующим образом: «этот человек удивительно эрудированный и полезный».

Возможно, обучение в Килимово и знакомство с семьей Тевкелевых направили Якуба хазрата в Елабужский уезд Вятской губернии, где у мурз имелось поместье в татарской деревне Терси (ныне Агрызский район РТ). Якуб бин Нигматулла занимался обучением детей, преподавал не только в дер. Терси, но и некоторое время в Агрызе. Среди его учеников был отец татарских просветителей братьев Буби — Габдельгаллям бин Нигматулла.

Помимо педагогической работы Якуб хазрат занимался интеллектуальным творчеством. Р. Фахретдин отмечал, что у него имелось несколько рисаля (трактатов или сочинений) на арабском языке. Правда, скромный мулла не всегда подписывался своим именем, ограничиваясь подписью Ибн Абу Юсуф аль-Амири.

Конечно, у такого неординарного человека и супруга оказалась незаурядной женщиной. Его спутницу жизни звали Магьданельджамал, у них было много детей. Ризаэтдин Фахретдин посвятил один из очерков Магьданельджамал абыстай в своем труде «Знаменитые женщины» («Мәшһүр хатынлар»). Есть сведения о том, что она была дочерью очень уважаемого религиозного деятеля Закамья, знаменитого шейха из дер. Такталачук — Фазлуллы бин Файзуллы.

Мечеть в с. Новое Алимово, построенная на месте бывшей мечети использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»

В 1867 г. Якуб Нигматуллин (Мансуров) был назначен указным муллой в татарской деревне Новое Алимово Мензелинского уезда Уфимской губернии, поближе к родным местам супруги. Сюда же перебрались младшие дети. Среди них был сын Лутфулла, впоследсвтии продолживший дело отца в Новом Алимово.

К сожалению, жизнь самого Якуба хазрата, ставшего к тому же ахуном, на новом месте оказалась недолгой. Тем не менее он успел вложить много сил в развитие медресе в Новом Алимово. «Все свои доходы он тратил на нужды медресе», — отмечал Р. Фахретдин. Вслед за своим тестем, Фазлуллой хазратом, Якуб ахун практиковал суфизм и являлся последователем стерлибашевских шейхов.

Якуб бин Нигматулла бин Мансур аль-Амири умер в 1875 г., в возрасте 52 лет, спустя восемь лет после назначения на должность имама Ново-Алимовской соборной мечети. Его убили в дороге, во время одной из поездок по Елабужскому и Сарапульскому уездам Вятской губернии.

Своим детям Якуб хазрат тоже старался дать разностороннее образование, он не был противником и обучения на русском языке. Поэтому его сын Лутфулла Мансуров, уже после смерти отца, был в числе первых выпускников нового учебного заведения — Оренбургской татарской учительской школы. Этот очаг просвещения открылся в Уфе в 1872 г., в конце 1877 г. школу перевели в Оренбург. В таких учебных заведениях готовили учителей для инородческих училищ (министерских или земских).

С краеведом Д.И.Салаховой-Галиевой использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»

После трагической гибели Якуба хазрата, в 1875 г. имамом в Новом Алимово был избран Г. Якупов. Возможно, он был одним из сыновей бывшего муллы. Однако уже через пять лет, в 1880 г., имам-хатыбом деревенской мечети назначается Губайдулла Ахметзянов. Он учился в Мастеевском медресе и был уважаемым человеком не только в Новом Алимово, но и во всей Актанышевской волости. Так, в 1905 г. в качестве доверенного лица он представлял интересы мусульман волости на специальном совещании «башкирских волостей Уфимской губернии» в Уфе.

Не менее влиятельной фигурой в Новом Алимово стал и Лутфулла Якубович Мансуров. Он вернулся в родные края после окончания Оренбургской татарской учительской школы. Благодаря его стараниям в 1882 г. в деревне было открыто одноклассное начальное училище. Уже в первые годы число учеников там составляло более 70 человек. Сначала русско-башкирское училище (именно так обозначалась в источниках эта школа) находилось в арендованном помещении, «в наемном доме», позднее для него было построено отдельное здание. Средства на содержание училища выделялись преимущественно из казны, поэтому и в начале ХХ в. учебное заведение считалось «министерским».

После открытия так называемых «русских классов» при медресе (где изучался русский язык) земские органы начали поддерживать и конфессиональные училища. Например, на заседании от 26 октября 1882 г. было принято решение об ассигновании 60 руб. на жалованье мулле-законоучителю Ново-Алимовской татарской школы. Интересно, что на эту должность претендовал учитель Мансуров, однако земское собрание отклонило его заявление. Очевидно, у него просто не было прав на исполнение обязанностей учителя в мусульманской школе. Поэтому уже в декабре того же года Мансуров сдал в Оренбургском магометанском духовном собрании экзамен на знания правил мусульманской религии и получил звание имама-мугаллима. Теперь он мог преподавать не только в русско-башкирском начальном училище, но и в медресе.

Поскольку население Нового Алимово неуклонно росло, единственная мечеть уже не могла вмещать всех верующих. Поэтому в 1880-е гг. было принято решение о строительстве в деревне 2-й соборной мечети. Лутфулла хазрат Мансуров возглавил второй мусульманский приход в 1883 г. Вместе с имамом первого прихода Губайдуллой Ахметзяновым они вели дела Ново-Алимовского медресе, детища Якуба хазрата Мансурова.

Встреча с краеведом Г.М.Шариповым использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»

Как и отец, Л. Мансуров был не просто муллой, а еще и ахуном, т.е. к нему приходили за разрешением сложных дел не только мусульмане своей махалли, но и со всей округи. Более того, в 1893 г. ахуна Л. Мансурова назначили кандидатом нового члена Оренбургского магометанского духовного собрания Гиниятуллы Капкаева. Другими словами, он был запасным казыем (судьей). В случае неожиданного ухода Капкаева с должности, его мог заменить Лутфулла ахун.

Лутфуллу Мансурова по праву можно назвать муллой-джадидом, он не боялся перемен, стремился к образованию и прогрессу, в то же время оставался верен традициям ислама. Начальное мужское училище, ставшее главным делом его жизни, уже с первых лет завоевало популярность у местного населения. Если в 1884 г. к нему пришли учиться 40 учеников, то в следующем 1885 г. их число выросло до 85.

Своим детям Лутфулла хазрат старался дать как традиционное образование, так и соответствующее духу времени. Один из его сыновей — Хаерланам (в официальных источниках Хайрильанам) Мансуров пошел по его стопам и окончил в 1899 г. Казанскую татарскую учительскую школу. В дальнейшем Х. Мансуров работал народным учителем в Оренбургской губернии. По воспоминаниям старожилов Нового Алимово, некоторое время Хаерланам занимался педагогической работой и в училище отца, в родной деревне.

Супругой Х. Мансурова тоже стала учительница. Ее звали Уммугульсум Сайфуллина. Она выросла в семье народного учителя, выпускника Оренбургской татарской учительской школы Имаметдина Сайфуллина. Сама Уммугульсум тоже до замужества работала учительницей в семье золотопромышленника-поэта Закира Рамеева. Именно в семье Хаерланама и Уммугульсум Мансуровых в 1909 г. родилась дочь Гульчира, ставшая в советское время супругой известного поэта Хади Такташа. Супруги бывали и в Новом Алимово.

Обследование кладбища с. Новое Алимово использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»

Вслед за старшим братом Хаерланамом, учительницей стала и Фарида Мансурова. Продолжала она педагогическую работу в Ново-Алимовской школе и в советское время. К сожалению, как и многие молодые учительницы-татарки Закамья, Фарида пострадала во время Вилочного восстания 1920 г.

Еще один сын Лутфуллы хазрата — Лутфурахман Мансуров в годы Гражданской войны оказался в соседней Башкирии, работал в разных сферах, в том числе в области народного просвещения. Тем самым он продолжал традиции своей семьи, но уже не в родной деревне.

В 1920-е гг. в Новом Алимово имамами служили представители других фамилий, все они стали жертвами репрессий первых лет новой власти. Несмотря на трагические страницы прошлого, память о муллах Нового Алимово, а также о династии Мансуровых, сохранилась в народе и спустя многие десятилетия.

Р. Аминов, Х. Багаутдинова, Л. Габдрафикова, А. Гайнутдинов, И. Измайлов, Р. Исхаков, А. Ногманов, Э. Салахова, С. Хамидуллин
ОбществоИстория Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани АН Татарстана

Новости партнеров