Сююмбике: казанские байки о ногайской княжне

Проект «Реального времени» о знаменитых «брендах» Татарстана. Часть 6-я

Каждый (не)уважающий себя гид в Казани хотя бы раз кормил туристов чудовищной байкой о башне Сююмбике. Каждый гость Набережных Челнов бывал на проспекте Сююмбике. В Казани есть одноименная сеть халяльных кафе, в Нижнекамске и Альметьевске — улицы. Просвещенные женщины Татарстана читают журнал с таким названием, а искусные хозяйки готовят торт и салат (навскидку в интернете находится не менее пяти принципиально разных рецептов). И даже казанский аэропорт предлагалось назвать в честь царицы — это имя было в списке финалистов перед тем, как воздушная гавань столицы Татарстана получила неизбежное имя Габдуллы Тукая. Как ногайская девчонка стала одним из символов свободолюбивого татарского народа и в итоге — одним из популярных современных туристических брендов Татарстана? Разбираемся в проекте «Реального времени».

«Так не доставайся ж я никому»

Кто не слышал романтическую легенду о появлении башни Сююмбике в Казанском кремле? В разных пересказах она варьируется, но общая суть такова. Русский царь Иван IV, наслушавшись рассказов о прекрасной казанской царице Сююмбике, срочно решил на ней жениться и на всякий случай осадил Казань, пригрозив: не будет свадьбы — будет бойня. Казанка замуж за царя-иноверца категорически не хотела (да и наслышана была о его общей неадекватности) и поставила ему условие: пусть-ка построит для нее за 7 дней высоченную башню. Пылкий царь отдал пару-тройку распоряжений, и башня была построена. Слово царицы — закон, раз обещала, надо было идти под венец. Но перед тем как должен был произойти обряд, гордая красавица попросилась в последний раз окинуть взглядом просторы своей земли, поднявшись на башню. Влюбленный царь, разумеется, подвоха не почуял и позволение дал. А невеста взяла да и выпрыгнула с последнего яруса, прямо в свадебной одежде. Так гордая татарка избежала позора и умерла свободной. Зато Иван так озлился, что взял Казань с особой жестокостью.

realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Легенда приторна до невозможности — и разумеется, ни слова правды в ней нет (за исключением разве только того факта, что Сююмбике и Иван IV действительно были современниками — правда, царица была старше царя лет на 10). Удивительно, как недобросовестные экскурсоводы ухитряются до сих пор скармливать этот «национальный колорит» доверчивым, как агнцы, туристам, ведь эта история звучит совершенно дико для сегодняшних времен. А вот в XIX веке, когда в моде была ажитация и прочая любовная экзальтация, была в самый раз. Говорят, тогда эту сказку и придумали — для путеводителя по Казани.

Еще одна романтическая сказка про Сююмбике и башню ее имени — о том, что построила она ее якобы в качестве мавзолея для своего усопшего мужа, хана Сафы-Гирея. Эту версию, видимо, придумали те райтеры XIX века, которым не давала спокойно жить история античной царицы Артемисии, вдовы царя Мавсола. Но и эта история тоже ложь. Правда, уже не такая наглая, как первая. Сююмбике и Сафа-Гирей действительно были женаты и ханша действительно пережила супруга (хотя есть подозрение, что сильно об этом жалела). Вот только башню, судя по результатам исторических изысканий, поставили не раньше конца XVII века, и сделали это уже русские властители Казани. Последняя ханша тут ни при чем.

realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Из ногайских княжон — в татарские бренды

Но полтораста лет романтических сказок вкупе с мощным экзотическим обликом падающей башни свое дело сделали. Имя Сююмбике стало, пожалуй, единственным женским именем, с которым ассоциируется вообще вся история татар в широких общественных кругах. Такое ощущение, что за 300 лет в Казанском ханстве не было ни одной другой женщины, хотя бы мало-мальски образованной и известной. Зато про Сююмбике знают все. Ну или хотя бы слышали. Так кем же она была?

Сююн (или Сюен) была никакой не татаркой, а дочкой ногайского бия Юсуфа и праправнучкой Едигея, основателя династии Ногайской Орды. Родилась она приблизительно в 1521 году — поскольку в Ногайской Орде со строгим документированием было не ахти, о точном времени можно только предполагать. Историки делают такое предположение исходя из того, что, согласно более поздним документам, впервые она вышла замуж в 12 лет — за юного казанского хана Джан-Али. Дата этого события как раз известна точно — это было в 1533 году. Таким образом Сююн переехала в Казань, стала местной ханшей и обрела добавку «-бике» (госпожа) к имени.

Джан-Али был ставленником промосковской партии и на престол был посажен после того, как казанская знать выгнала с трона Сафу-Гирея, который убежал прятаться в Крым. Брак этот не особенно сложился (да и какого брака можно ожидать от двоих, по сути, детей?). Не сложилось и ханство Джан-Али. Капризная казанская знать была недовольна излишней «промосковскостью» этого хана, и через два года, в 1535 году, юная Сююмбике стала вдовой. А на престол казанская знать вновь пригласила Сафу-Гирея. Он был человеком не гордым, вернулся в Казань и женился на симпатичной молоденькой ханше. Она стала его пятой женой и родила от него сына — Утямыш-Гирея. Сафа-Гирей умер в 1549 году.

realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Во второй раз овдовевшая, но изрядно повзрослевшая ханша стала регентшей при сыне и правила Казанью до 1551 года, пока неугомонные мурзы вновь не решили сменить власть. Они выдали свою ханшу и ее сына Ивану Грозному, а взамен на ханство попросили «выделить» им Шаха-Али из Касимова. Иван царицу и мальчика с удовольствием забрал в плен. Ребенка поселил при дворе (он потом будет крещен под именем Александр и погибнет в 20 лет во время очередного военного похода на службе у царя). А царицу сослал в Касимов и в третий раз насильно выдал замуж — за того самого Шаха-Али. Эта семейная жизнь не сложилась, и последняя казанская царица умерла в чужой земле, в безвестности через несколько лет. Ни дата, ни даже место ее упокоения неизвестны.

Вот и все действительные исторические факты, которые известны о Сююмбике. Мы не знаем, доброй она была или злой, умной или глупой, красивой или дурнушкой. Но для того, чтобы возвести Сююмбике в абсолют символа, от нее вообще не требовалось быть человеком. Она — последняя казанская царица, которая целых три года правила ханством в одиночку (на самом деле, конечно же, у нее были советники, а может быть, даже и фаворит), судьба ее сложилась трагично — этого достаточно. Теперь ее наделяют всеми мыслимыми и немыслимыми женскими и человеческими достоинствами. Пусть она была и красавицей, и умницей, и доброй правительницей, и свободолюбивой, и гордой женщиной, которая не хотела склонить головы даже перед всесильным русским царем. А история нам вообще не интересна. Главное — у нас есть бренд, который мы уже второй век подряд с удовольствием используем.

Журнал, проспект и сеть столовых

И этому «олицетворенному» бренду Татарстана, как и великому летчику Михаилу Девятаеву, в Казани тоже нет памятника. Несколько лет назад был показан даже эскиз — скульптура изображает красивую, стройную женщину в национальной одежде, которая делает шаг вперед — как бы тот самый шаг с верхнего яруса башни. Памятник красивый, но его автор не договорился с властями о том, какой высоты он должен быть, потом возникли проблемы с местом, а потом обсуждения как-то сами собой стихли.

Увековечить память царицы предлагали общественные деятели самых разнообразных специализаций. Но были и те, кто задавался вопросом: может быть, не надо? Ведь объективно Сююмбике известна только тем, что ее трижды выдали замуж против ее воли, а потом выгнали с престола, выдав в плен русскому царю. То есть она даже не была символом сопротивления — только последовательно переходила из рук в руки, не будучи свободна решить даже вопросы своей личной жизни. Впрочем, эти мысли нынче выглядят как явная крамола.

Ведь мы любим свою царицу, ей и без нас тяжело пришлось. Так что теперь одна из самых интересных архитектурных доминант центра Казани названа ее именем, и рядом с башней каждый турист слышит леденящую душу историю неудавшегося брака. В Набережных Челнах один из четырех главных проспектов города носит имя Сююмбике. Понятно, что аэропорту Казани вряд ли дали бы это имя (мимо Тукая в этом соревновании не просочился бы никто), но не предложить общественность не могла.

realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Зато женский журнал, который издается в Татарстане, вполне логично носит имя Сююмбике — какое еще имя женщины в Татарии было бы более символичным? Правильно, никакое. Кстати, «Сююмбике», который издавался с 1913 года, в советское время носил имя «Азат Хатын» («Свободная женщина»). Непонятно, чем советским властям не угодила самая свободолюбивая женщина татарской истории — вероятно, тем, что она все-таки представляла враждебный общественный класс. Но сегодня журналу возвращено историческое название.

Словом, трагическая, в общем-то, история женщины, у которой последовательно отобрали родину, детство, мужа, свободу и даже собственного ребенка, чуть менее чем через 500 лет переродилась в красивую сказку, из которой легко и естественно вырос еще один бренд Татарстана. Ее хочется уважать, эту сказочную татарскую красавицу, которая мудро правила своим народом и которая не согласилась на золотую клетку.

Людмила Губаева
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 15 май
    Мы переносим реалии современности на то далекое время. Сейчас имеются отдельные народы: крымские татары, казанские татары, ногайцы. Но в то время это мыслилось как разнообразное, но все же единое татарское пространство. Ногайцы назывались ногайскими татарами.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Нугаи не назывались а были нугайскими татарами
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Не могли они называть себя русским словом "татары" по доброй воле, или только некоторые угодники могли. Опять же, надо смотреть в какой исторический период и в каких обстоятельствах. При таких например, как Троцкий и Сталин, не забалуешь.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Тем более не "забалуешь" при Ленине - сразу объявит "врагом революции", "контрреволюционеров" и расстреляет, в лучшем случае отправит в концлагерь для инакомыслящих.
    Страшным кровавым фанатиком был этот недоучившийся казанский студент.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Это их русские стали называть ногайскими "татарами" - сами себя ногайцы "татарами" не называли и не не называют.

    Русские поволжских тюрок вокруг Казани стали называть казанские "татары" - сами себя они называли булгары, мусульмане, казанцы.

    Русские всех тюрок и монгол, пришедших с войсками Великого Монгола Чингизхана в Европу из далёких Азиатских Забайкальских степей, называли "татары".
    Позднее этот термин "татары" перешёл и на некоторых других мусульман, например, азербайджанские "татары", и не только тюрок.

    Интересный взгляд женщины на женщину.
    Но почему на парсуне "Сююн-бике с сыном Утямыш-Гиреем. Парсуна", мальчик изображён в женском головном уборе и, вроде, даже в женской одежде?

    Анонимный автор (живший в плену при двлре казанских ханов 20 лет) знаменитой "История о Казанском царстве, положившая начала русской художественной литературе, посвятил многие
    яркие страницы казанской царице.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    скрывали они, что это мальчик.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Спасибо.
    Интересная версия.
    А от кого, извините, скрывали и когда написана парсуна?
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Казанский хан (царь) Утямыш-Гирей после того, как казанцы выслали в 1551 году ханшу Сююмбике с сыном в Москву, был крещен, получил имя Александр и воспитывался под руководством Ивана Грозного, достиг больших успехов в книжном просвещении.
    В 1563 г. Казанский царь (хан) Александр (Утямыш-Гирей) участвовал в походе на Полоцк в составе государева полка Ивана Грозного.
    Умер молодым в 1566 г.
    Похоронен в усыпальнице Московских царей и великих князей в Московском Кремле - в Архангельском соборе.
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    О, интересно! Причем как статья, так и комментарии
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Браво, отличная статья! Ждем дальнейших разоблачений казанских мифов!
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Без мифов жизнь неинтересная.
    Разоблачив одни мифы, человек тут же создаёт другие мифы.
    Другое дело, что учёные-историки должны придерживаться в своих построениях и реконструкциях Истории достоверных фактов.
    Но тут уже встаёт вопрос - что такое достоверный исторический факт?

    Кстати, анонимный автор "Истории о Казанском царстве" разоблачил массу мифов, но тут же создал не меньшее количество новых.
    Для этого и существует научная критика исторических источников.
    Но где взять специалистов источниковедов.
    В советское время вместо историков-ученых университеты и институты массово выпускали фанатиков-идеологов.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Какое разобоачение? Все прекрасно знают,что легенда про Суюнбике это просто народная легенда. Как русские легенды про добровольное присоединение чуваш, марийцев, татар, башкир и про открытие и освоение Сибири бандитом Ермаком.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    У Вас, уважаемый, есть документы, которые свидетельствуют, что Дружба народов Поволжья это "миф"?
    Опубликуйте их, пожалуйста.
    До Вас все были уверены, что между народами Поволжья не только Дружба, но и Любовь - о чем свидетельствуют огромное количество межэтнических свадеб.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Казанское Ханство было ЗАВОЕВАНО.
    Астраханское Ханство было ЗАВОЕВАНО.
    Сибирское Ханство было ЗАВОЕВАНО.
    Крымское Ханство было ЗАВОЕВАНО.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Монголы из далёких Забайкальских степей завоевали Русь - это факт.
    А то о чем Вы пишите, может быть восстановление территориального единства Золотой Орды, разрушенной Тимуром (Тамерланом).
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Мифы должны быть добрыми, а не злобными - о Любви, Дружбе, взаимопомощи.
    Иначе этот не "мифы", а клевета.
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Царица всегда была примером для татарских женщин.
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Из собрания НМ РТ:

    Дементьев П. "Царица Сююмбике с сыном", конец XVIII - начало XIX вв. Холст, масло;

    Во-первых, ислам запрещает изображать людей.
    Во-вторых, картина написана в позднее время русским художником; по преданию с более ранней картины, но фактов, подтверждающую эту легенду, нет.
    В-третьих, название картине дал русский художник.
    В-четвёртых, около женщины-мусульманки изображена девочка в женской одежде и головном уборе.

    Ну а теперь можно строить мифы - но они должны быть правдоподобными и добрыми.

    Миф о том, что под девочку 'замаскировпли" малолетнего казанского хана, добрый, но малоправдоподобный - зачем "маскировать" если ханшу казанцы сами отправили с сыном в Москву?
    Да это все же и унижает казанского хана, хоть и малолетнего.

    Сразу вспоминается злобный и унижающий мужчину миф Ленина
    о том, что его земляк Керенский бежал из Петрограда якобы в женской одежде.
    Не будем уподобляться злобному и завистливому марксисту Ленину - будем создавать добрые и красивые мифы.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Добрые красивые мифы про красивых мирных женщин - эта сказка приятна. Но слишком увлекаться такими мифами в ущерб исторической правде иногда "выходит боком" или еще хуже. Как на Украине: кто-то поверил в миф про благородных укров, от которых пошли некоторые европейские народы; убили писателя Алеся Бузину за историческую правду; воюют теперь со своими братьями по крови... Народам нужно настоящее образование и историческая правда (хоть и не всегда красивая). Народы не дурные, из-за средневековой истории воевать не будут.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Разве мифы об "украх", как Вы пишите, добрые?
    Они очень злые - поэтому и расплодился национализм.
    Ответить
  • Анонимно 27 май
    Еще раз подтверждается факт, что историю коверкают кому как заблагорассудится. Историки - ещё те фантазеры и сказочники!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров