Война за «Султан Ай»: казанцам дорого обошлись бизнес-фантазии супруга федеральной чиновницы

Казанский суд признал незаконным отказ полиции в возбуждении уголовного дела против мужа замглавы Минпромторга РФ, предпринимателя Раифа Кадырова. Этого решения добивались покупатели земли в одном из крупнейших казанских коттеджных поселков «Султан Ай», обвиняющие Кадырова в афере с распродажей муниципальной земли на 40 млн рублей. Пока городские власти татарстанской столицы на протяжении 6 лет добивались возврата своей собственности через арбитраж, спорные участки прошли через «Акибанк» и несколько структур Кадырова. Дошло и до распродажи частникам, которые в итоге остались без земли, без денег и даже без защиты правоохранительных органов.

Незаконное, по мнению суда, постановление следователя УВД Казани было вынесено 9 декабря 2015 года. В нем говорилось, что в действиях Раифа Кадырова и его доверенного лица Марселя Хафизова отсутствуют признаки мошенничества. Обманутые «султанайцы» и их адвокаты с этим согласиться не могли. Дополнительную пикантность добавило то, что Раиф Кадыров является супругом заместителя министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадыровой. Итак, обо всем поподробнее.

В чужих руках участок подорожал с 300 тысяч до 1 миллиарда

Спорный участок в 95 га расположен между поселками Константиновка и Чебакса, на территории обанкротившейся агрофирмы «Нокса». Она была ликвидирована задолго до строительства рядом с лесом коттеджного поселка «Султан Ай» — в конце 2007 года. Тогда же по решению властей РТ участок включили в границы Казани. Однако в апреле 2008-го глава исполкома Высокой Горы провернул незаконную сделку, издав постановление о продаже бывшей районной собственности всего за 317,5 тыс. рублей некоему ООО «Беркутовское» (ликвидировано в конце 2011 года, учредителями на 29 сентября 2011 года значились уже известный нам Раиф Кадыров вместе с Натальей Кузиной и Наилей Мухиной).

В начале 2016-го кадастровая цена тех 95 га подскочила почти в 4 тысячи раз — до 1,14 млрд рублей! А ведь земли до сих пор числятся сельскохозяйственными! Ну а в августе 2008-го «беркутовские» передали этот участок в залог ОАО «Акибанк» по загадочному кредиту на 100 млн рублей для сторонней фирмы «КомТраст» (в числе учредителей числился Салават Бадрутдинов — бывший руководитель Федерации настольного тенниса РТ, ныне помощник директора Казанского приборостроительного конструкторского бюро).

Спустя год заложенный участок с кадастровым номером 16:16:000000:240 отошел банку и в августе 2011-го был продан ООО «Вектор А» (учредитель и директор на момент сделки — Альфия Юнусова, директор отдела продаж учрежденного Кадыровым ООО «Раиф и К»). На бумаге цена сделки составила 160 млн рублей, а на деле «Акибанк» щедро позволил покупателю отложить первую выплату… аж до августа 2013-го. Чем немного облегчил задачу КЗИО исполкома Казани в суде.

Схема продажи участка

Судебный марафон

Тяжбу по возврату своей земли исполком при поддержке прокуратуры начал в марте 2009-го. Но распорядители участка не сидели сложа руки. В итоге муниципальным чиновникам удалось добиться сначала признания незаконным высокогорского постановления, а затем и истребования участка из незаконного владения «Вектора А». Последнюю фирму в июне 2013 года недобросовестным приобретателем признал и президиум ВАС РТ. Но изымать к тому моменту было нечего: «Вектор А» размежевал 95 га на шесть участков и под новыми кадастровыми номерами продал ООО «Стройресурс М» (директор и учредитель — Марсель Хафизов, он же менеджер ООО «Стройком», генподрядчика строительства поселка «Султан Ай»).

В общем, пришлось исполкому подавать иск к новому ответчику. Вот только защищая интересы муниципалитета в арбитраже, чиновники проморгали распродажу своей-чужой земли. Обманутые покупатели вспоминают, как весной и летом 2014-го казанцев и иногородних начали завлекать рекламой коттеджного поселка «Султан Ай», предлагая вложиться в участки «второй и последующих очередей» на тех самых 95 га. 20 покупателей поверили и, в зависимости от размеров участков, потеряли от 830 тыс. до 8 млн рублей.

Арбитражный суд РТ в мае 2014-го отказался удовлетворить иск исполкома к «Стройресурсу М», но уже 19 сентября того же года апелляционный суд признал правоту муниципалитета. А в декабре 2014-го Кадыров перестал выходить на связь даже со своими «ручными» директорами. В апреле 2015-го надежды коммерсантов отстоять чужую землю развеял Верховный суд РТ. Правда, согласно публичной кадастровой карте, самый жирный и дорогой участок из 95 га в муниципальную собственность пока не вернулся — все еще числится за «Стройресурс М», находясь при этом в залоге у челнинской страховой компании «Аско-Жизнь» (акционер «Акибанка»). Сам же «Стройресурс М» инициировал через суд процедуру своего банкротства.

Недоступен для суда и следствия?

Первая же полицейская проверка по заявлению «султанайцев», еще в июне 2015 года, выявила все признаки аферы. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями УВД Казани передал материалы в следственную часть, и вот там-то за полгода успели вынести три постановления об отказе в возбуждении дела. Первое почти сразу отменила прокуратура города, второе — она же, но лишь после обращения обманутых в суд. В третий раз в суд «султанайцы» пошли, когда казанская прокуратура согласилась со следователями. Только судья Вахитовского райсуда Казани Марат Сайфуллин выслушал обманутых и установил: их претензии к следствию были обоснованными.

Еще 9 февраля 2016 года суд принял решение о необходимости вызова на заседание заинтересованных лиц — Кадырова и Хафизова. В итоге 19 февраля Хафизов в суд пришел, а письмо и телеграмма по московскому адресу супругов Кадыровых остались без ответа. Следователь УВД Казани Виктория Лазарева была вынуждена признать, что лично она с этим фигурантом вообще не общалась, а при вынесении отказного руководствовалась его объяснениями… от 30 июня 2015 года. И вот с тех пор мобильные Кадырова недоступны.

Любопытно, что в том объяснении Раиф Кадыров признавался, что прекрасно знал о спорном статусе земли и принял решение о ее продаже физлицам лишь потому, что верил: «Окончательное решение Арбитражного суда будет принято в нашу пользу, в крайнем случае мы совместно с «Акибанком» имели предложение выкупить этот земельный участок у города...»

Деньги мимо кассы

Пришедший на суд директор «Стройресурс М» не стал покрывать своего патрона — заявил, что деньги обманутых «султанайцев» шли мимо кассы. «Я вообще не прикасался к этим деньгам. Разговоры с покупателями вел Кадыров и все деньги забирал он, — свидетельствовал в суде Марсель Хафизов. — Я по его указанию только подписывал документы и о том, что земли были под обременением, — не знал».

— А приходно-кассовый ордер вы выписывали? — спросил судья.

— Нет. Девочки из фирмы «Раиф и К», менеджеры по продажам.

— То есть на счет эти деньги не поступили?

— Нет. Кадыров все забирал. Он хозяин этих земель. Я просто поставленный им человек.

По данным «Реального времени», слова Хафизова ранее в своем объяснении полиции повторила почти дословно и номинальная владелица фирмы «Вектор А» Альфия Юнусова, которая тоже по распоряжению Кадырова только «ставила подпись».

Экзамен для следователя

Далее суд изучил предварительные договоры купли-продажи обманутых ООО «Стройресурс М» и выяснил, что заключать их начали еще в период установленного судом запрета на регистрационные действия с этой землей. А поскольку предварительные договоры не регистрируются, запрет этот удалось обойти — иначе покупатели непременно узнали бы, что за «их» землю идет спор. Вчитавшись в текст договора, судья обнаружил там явную ложь, мол, «продавец гарантирует, что ни в споре, ни в обременении земля не участвует». «Это как понимать?» — поднял Марат Сайфуллин следователя. Виктория Лазарева с ответом затруднилась.

— Следователь, вами проверено, сколько получено денежных средств и куда они делись? — продолжил судья.

— Со слов Кадырова: он их вносил на планировку земельных участков и обеспечение инженерно-технических условий…

— Вами проверены его доводы? Он мог сказать все что угодно!

— Я созванивалась с человеком, с которым он работал. И она говорила, что планировку он заказывал, — отвечала Виктория Лазарева.

— Документы есть или нет? — уточнил судья.

— Я не видела… Документально не установлено, куда он вносил денежные средства…

— А вы устанавливали? Каким образом, скажите?

— Разговаривала с людьми, — насмешила потерпевших полицейская дама.

— В беседе, что ли? Вы проверяли вообще?!

Столь невнятные аргументы судья оценил на «неудовлетворительно» и в итоге отменил постановление следствия об отказе в возбуждении дела как незаконное и обязал следователя проверить заявления безземельных о преступлении по существу. По мнению знакомых с этой историей юристов, там, где следователи раньше не усматривали и признаков мошенничества, при должной проверке можно разглядеть еще минимум два состава преступления — налогового и должностного.

«Прятаться за юбкой некрасиво»

Сами «султанайцы» считают, что объективно оценить действия Раифа Кадырова и Ко мешает высокая должность его супруги — заместителя министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадыровой. Этот высокий пост уроженка Набережных Челнов заняла в мае 2014-го — через 10 лет после того, как уехала из Татарстана в Москву и возглавила управление экономики и финансов в Роспроме. Впрочем, связи в Татарстане, судя по всему, остались крепкие.

Юристы считают, что при должной проверке в деле «султанайцев» можно разглядеть еще минимум два состава преступления — налогового и должностного. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Мадам Кадырова начинала карьеру в управлении организации труда и зарплаты КАМАЗа в 1987-м, затем 7 лет служила в налоговой инспекции и еще 4 года занимала пост экономического советника мэра Набережных Челнов Рашита Хамадеева. В 2001-м возглавила аудиторскую компанию, но через 2 года вернулась в администрацию автограда и покинула ее в 2004-м, уйдя с поста заместителя главы по экономике и финансам.

В одном из первых интервью на посту замминистра Кадырова вспоминала, что ради ее карьеры муж пожертвовал бизнесом: «Два года мы жили на два города: у супруга был бизнес в Казани, он жил там, я жила в Москве с двумя детьми, мы встречались по выходным и праздникам. Потом мы поняли, что так жить очень тяжело, и он перебрался в Москву. По сути, с его стороны это была жертва, у него там был состоявшийся бизнес, наработанные контакты, он его продал, начал все заново».

А вот по словам потерпевших, Кадыров регулярно прилетал в Казань и продолжал вести дела, с гордостью козыряя и своей женой, и ее статусом как гарантом законности всех сделок. А потом оборвал все контакты. «Я считаю, он поступает не по-мужски. Собрал бы всех и объяснил: да, я оплошал, но буду решать проблему. А прятаться от нас за юбкой — некрасиво», — говорит один из безземельных «султанайцев» Ильфат Саматов.

Любитель мюзиклов и путешествий стал должником

«Реальное время» выяснило, что, помимо строительных проектов, Раиф Нагимуллович Кадыров вкладывался в турфирму ООО «Мио Чичероне» и шоу-бизнес. Еще в 2006-м он учредил в Москве ООО «Продюсерский центр «Войс Мьюзик». В Сети можно найти любительские версии клипов артистов не первого ряда вроде Анастасии Волочковой и Руслана Алехно с комментарием, что режиссером роликов является… Раиф Кадыров. Кстати «Войс Мьюзик» занимался продвижением звезды мюзиклов «Нотр-Дам де Пари» и «Ромео и Джульетта» Эдуарда Шульжевского, и в его клипах Кадыров указан в качестве автора идеи.

О сегодняшнем положении «Войс Мьюзик» можно судить по официальным сайтам центра: один не работает, на другом висит анонс голливудского фильма «Спасти рядового Райана»…

В то же время, по данным Федеральной службы судебных приставов, за 53-летним Раифом Нагимулловичем Кадыровым числится непогашенная задолженность в 31 млн рублей по пяти неисполненным судебным решениям… Напомним, потери «султанайцев» составляют еще 40 млн рублей.

Попытки журналистов «Реального времени» найти недоступного для суда и следствия предпринимателя пока успехом не увенчались. Его супруга на звонки с незнакомых номеров не отвечает.

Ирина Плотникова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров