«Сбарро» уйдет из Казани?

В арбитраже лежат десятки исков против управляющих известной сетью пиццерий

Как стало известно «Реальному времени», сеть ресторанов итальянской кухни «Сбарро» оказалась в незавидном положении: крупнейший арендодатель ТРЦ «Мега» расторг контракты с фастфудом по всей России. Основной причиной для подобного решения стали долги за аренду. Примечательно, что в Казани данная сеть покинула не только «Мегу» — сейчас «Сбарро» скромно ютится исключительно в «Тандеме».

Наказание за «невыполнение партнерских обязательств»

На этой неделе стало известно, что кафе «Сбарро» уходит со всех фуд-кортов моллов «Мега» в России. В пресс-службе центрального офиса компании «IKEA Centres Russia», управляющей торговыми центрами, «Реальному времени» сообщили, что договоры по аренде с сетью «Сбарро» расторгнуты по всей России, включая Казань.

— Мы всегда нацелены на долгосрочные отношения с нашими партнерами и стараемся совместно разрабатывать пути выхода из сложных экономических ситуаций. Вместе с тем мы считаем недопустимым невыполнение партнерских обязательств и приняли решение расторгнуть договор, — говорится в ответе пресс-службы.

О неисполнении каких конкретно обязательств, пресс-служба не говорит. В справочной службе казанского торгово-развлекательного центра «Мега» «Реальному времени» сообщили о том, что точка фастфуда «Сбарро» закрылась в ТРК около недели назад, причем, как выразился наш собеседник, «навсегда».

Вся надежда на посетителей «Тандема»

Отметим, что помимо «Меги» в Казани значатся три кафе «Сбарро». Одно из которых, расположенное на фуд-корте торгового центра «Тандем», в конце года уже закрывалось. Тогда информация об окончательном закрытии ресторана в ТЦ не подтвердилась. Сообщалось, что заведение прекратило работу лишь на неделю. Согласно последним данным, «Сбарро» действительно возобновило свою работу в «Тандеме» и сейчас активно принимает клиентов.

Иначе обстоит ситуация в двух других казанских торговых центрах. К примеру, фуд-корт торгово-развлекательного центра «Южный» попрощался со «Сбарро» около трех месяцев назад, однако информацию о причинах ухода пресс-служба ТРЦ предоставить не смогла. Напомним, что в сентябре минувшего года фуд-корт «Южного» потерял другую крупную сеть быстрого питания — «Subway». Не так давно на ее месте открылся новый магазин.

Казанский «Парк хаус» стал третьим торговым центром, попрощавшимся с сеткой «Сбарро». Как нам сообщили в приемной руководителя ТРК, итальянский фаст-фуд прекратил свою работу уже около двух недель назад. В 2015 году фуд-корт «Парк хауса», так же, как и «Южный», понес определенные потери — из торгового центра ушло небольшое кафе «Блинчики».

Комментарий от «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (владеет франшизой «Сбарро» в России) на момент публикации материала получен не был.

Долги за аренду и заработную плату

Только с начала 2015 года в отношении ООО «Бразерс и Компания», которое управляет сетью «Сбарро» в России, было подано 40 исков. 24 из них поданы с начала декабря, при этом большая часть — от торговых центров и прочих юрлиц, занимающихся сдачей площадей в аренду, а также от бывших сотрудников. Среди них — иск, поданный 27 января 2016 года, от ООО «Эверест», являющегося оператором ТРК «Парк Хаус» в Казани. Какова задолженность компании — неизвестно, так как этих данных пока нет в документах разбирательств. Однако отметим, что ранее, в сентябре 2015 года, «Эверест» уже судилось с «Бразерс и Компания» по поводу долгов по арендной плате с декабря 2014 года по апрель 2015 года. «Эверест» требовал тогда около 19,3 тысячи евро по основной части арендной платы и 4,6 тысячи евро по дополнительной арендной плате. Арбитражный суд Татарстана тогда удовлетворил иск в полном объеме.

Кроме того, в декабре в отношении «Бразерс и Компания» подало иск ООО «Манхэттен Сигнальный», которое, вероятно, является оператором ТРУ «Парк Хаус Сигнальный» в Москве. Согласно материалам дела, «Бразерс и Компания» задолжала 18,8 тысячи евро основной арендной платы, 5,3 тысячи евро дополнительной арендной платы, 511 тысяч рублей переменной арендной платы. Тогда же подало в суд и ЗАО «Щука» (ТРК «Щука» у метро «Щукинская» в Москве), требуя от «Бразерс и Компания» около 200 тысяч долларов и 51 тысячу рублей. Еще через 5 дней, в середине декабря, заявление подало ООО «ТРК-Мытищи» с требованием о взыскании 8,1 млн рублей. В конце декабря судебное решение было вынесено и по иску Международного аэропорта «Шереметьево», которому «Бразерс и компания» задолжала 85 тысяч рублей за период февраля-марта 2015 года. Судился с «Бразерс и Компанией» и выставочный центр «Крокус Экспо» (АО «Крокус Интернэшнл»), которому владелец «Сбарро» задолжал около 20 тысяч долларов.

Кроме долгов по аренде, за «Сбарро» всплыли долги по зарплате. В конце 2015 года в «Сбарро» в Москве начались забастовки. Сотрудники некоторых кафе сообщали, что не получали зарплату по полгода. Работники объявляли голодовку, устраивали пикеты, однако на данный момент нет информации о выплате зарплат. По сообщениям газеты «Коммерсант», в договорах зафиксированы ставки около 5 тысяч рублей, остальное платилось «серыми», а с какого-то момента перестало выплачиваться.

Также сообщалось, что рестораны нанимали сотрудников (во многих случаях — мигрантов) через агентства, с которыми и подписаны трудовые договора. По этой причине судиться со «Сбарро» работники не могут.

Нет денег на аренду, но есть на Малахова и Лепса

Интересно, что, несмотря на все долги сети, в марте 2015 года сын Георгия Елашвили, одного из основателей «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», Ицхак, студент МГИМО, женился на Лимор Хихинашвили — дочери владельца строительной компании «Патеро-Девелопмент» (строила «премиальный» торговый центр «Времена года» на Кутузовском проспекте и «Золотой Вавилон» в Москве).

Традиционная еврейская свадьба проводилась в московском Манеже, среди гостей был главный раввин России Берл Лазар. Вели церемонию Андрей Малахов и Николай Басков, выступали Филипп Киркоров, Тамара Гвердцители, Иосиф Кобзон, Диана Гурцкая, Григорий Лепс.

Все начиналось с синтетических ковров и «Киндер-Сюрприза»

История «Сбарро» в России берет свое начало в 1997 году, когда Sbarro Co. продала франшизу сети кипрской «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» Мераба Елашвили, который сейчас называет себя Мерабом Бен-Эли. Компания была основана выходцами из Грузии — Мерабом Елашвили вместе с братом Георгием Елашвили, а также Романом Шамилашвили.

Изначально предприятие занималось импортом из Европы продуктов питания, синтетических ковров, а также «Киндер-Сюрприза». Кроме того, семья Елашвили построила несколько синагог в Израиле, России и США и занималась поддержкой еврейских организаций. После получения эксклюзивных прав на развитие «Сбарро» на территории России, стран Балтии, Центральной и Восточной Европы для управления сетью была основана компания «Бразерс и Компания».

Согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «Бразерс и Компания» основано в январе 1997 года, зарегистрировано в Химках Московской области. Уставной капитал компании — 3 млн рублей, учредителем и управляющей организацией является «Компания Плэнет оф хоспиталити (Руссия) Лимитед», основанная на Кипре в мае 2006 года. Согласно данным того же ЕГРЮЛ на «Бразерс и Компанию» наложено 15 обременений — до полного исполнения обеспеченного залогом обязательства, почти все из которых — от ПАО «Банк ВТБ».

Сейчас «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» предлагает оформить субфранчайзинг на «Сбарро» и другие бренды сети — трактиры традиционной русской кухни «Елки-Палки», рестораны авторской японской кухни «Маленькая Япония» (выкуплены в 2012 году у «Альфа-Групп»), кафе паназиатской кухни на фуд-кортах YamKee, ресторан восточной кухни на фуд-корте «Восточный базар».

  • Зуфар Гаязов

    Зуфар Гаязов председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ

    Слышал об этом печальном событии. Я Мераба Елашвили сам хорошо знаю. Ну, у него есть и другие бренды – может быть, они еще могут вытянуть. Всегда так получается, когда сами люди творчеством не занимаются, берут хорошие бренды и их потом продвигают. Должен быть свой менеджмент современный, который должен сам развивать это дело. «Сбарро», вообще, проект интересный, просто, по всей видимости, он стал менее востребованным, потому что появились новые интересные игроки, которые предлагают кухню не хуже, а может быть, и лучше и в более выигрышном ценовом сегменте. Вот это все и порождает подобные вещи. И еще замечу, что они идут в крупные торговые центры, где высокая арендная плата. Надо очень тщательно взвешивать каждый свой проект и считать экономику по каждому проекту. Иногда человек просто в эйфорию попадает и страдает от этого или теряет все. Если говорить про формат «Сбарро», то для него надо определить любителя. К примеру, та пицца, которую они предлагают, она, как слоеный пирог, а мы любим пиццу тоненькую – итальянскую. Она сытная, там много теста, однако люди, которые следят за фигурой, здоровьем, вряд ли будут заинтересованы. Но у них очень интересная зона салат-бара. К слову о других проектах Елашвили, то мода на японскую кухню постепенно уходит, многие стараются теперь включить в свое меню блюда классические, чтобы расширить число заинтересованных потребителей. Спад по японской кухне составил 22%, в то время как по европейской кухне спад составляет 6-7%. Тем не менее японская кухня сама по себе интересная. Восточная кухня, которая предлагается «Планетой Гостеприимства», она востребована и хорошо развивается. Продукты в ней используются местные, за исключением специй, которые приходят из Узбекистана или из Средней Азии. Именно поэтому она сейчас в динамике. Если они правильно будут все это определять, то у них все будет в порядке с бизнесом. Надо сделать ревизию всех своих предприятий, определить, что рентабельно, а что – нет.
  • Азат Ислаев

    Азат Ислаев генеральный директор компании «Гурме групп»

    Я думаю, что в данной экономической ситуации это естественный уход сетевого игрока. У них в любом случае централизованные поставки идут продукции и прочего, и в связи с курсом себестоимость растет, наценка падает. Это просто оптимизация. Вторая причина может заключаться в том, что у них была валютная аренда – ставки в крупных торговых центрах зачастую привязаны к курсу доллара, но основное – это снижение наценки и, скорее всего, отсутствие рентабельности. Сам формат, может быть, и нормальный – предприятия быстрого питания себя обычно более-менее чувствуют, но дело в том, что при их направленности – европейская кухня, пицца, паста, себестоимость закупа продукции очень сильно увеличилась. Мы сами сейчас уходим от этих блюд максимально, либо заменяем полным циклом – пасту сами готовим и так далее. Насколько я знаю, они достаточно неплохие продукты используют, а любой качественный продукт сейчас стоит дорого.
  • Нурислам Шарифулин

    Нурислам Шарифулин директор чайхоны P.Love.

    Мне кажется, что основная причина заключается в неповоротливости компании – она разрослась достаточно быстро, и она очень крупная, плюс российский рынок для них не является приоритетным – для «Сбарро» это ничтожный процент от общего числа. Предполагаю, что, скорее всего, у них аренда была в долларах, и на сегодняшний день у них себестоимость резко скакнула. Собственно говоря, все факторы сложились в одно, и они стали экономически неэффективными. А вообще, формат фастфуда всегда растет, он всегда востребован, но опять же все зависит от концепции. Этот формат очень стабильный, вне зависимости от кризиса.
Лина Саримова, Максим Матвеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Согласно данным, опубликованным на официальном сайте «Сбарро» в России, история сети началась в 1956 году в Неаполе, откуда семья Дженнаро и Кармелы Сбарро переехали в США. В том же году семья с тремя детьми открыла гастрономический магазин в нью-йоркском Бруклине. В 1970 году они впервые открыли пиццерию и в торговом центре. Сейчас расположение на фуд-кортах — основной формат сети. Другие форматы сети — это встроенные помещения и экспресс-рестораны в торговых центрах.

Новости партнеров