Омикрон-цунами: число заболевших новым штаммом COVID-19 стремительно растет

За неделю число заболевших в Татарстане выросло вчетверо, в России — вдвое. Справится ли медицина? Итоги недели от программы «7 дней» на ТНВ

Омикрон-цунами: число заболевших новым штаммом COVID-19 стремительно растет
Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru

Рост числа инфицированных, госпитализаций и смертности — Россию, а вместе с ней и Татарстан стремительно накрывает очередной волной новой коронавирусной инфекции. Если в пятницу 21 января в стране было 49,5 тысячи вновь заболевших, а в Татарстане — 114, то 28 января уже более 98 тысяч и 412 случаев соответственно. По всей стране предприятия переводят часть персонала на удаленку, а в школах на карантины уходят целые классы. COVID-19, к которому, казалось бы, уже привыкли, вновь становится центральной темой для обсуждения. К чему готовится и чего ожидать? Ответы на эти вопросы пытались найти наши коллеги из информационно-аналитической программы «7 дней», выходящей в эфир телеканала «Новый век».

В ожидании локдауна

«Омикрон» наступает широким фронтом. Госпитали стремительно заполняются. Число тех, кого коронавирус уложил на больничные койки, только за сутки выросло на 10% — до 14 046 человек. Не за горами момент, когда придется вновь закрывать отделения в больницах и поликлиниках, чтобы развернуть на их площадях новые койки для COVID-пациентов.

В разгар предшествующей волны таких дополнительных госпиталей по всему Татарстану было развернуто более 60. Сколько потребуется на этот раз, вопрос пока открытый. Как и то, хватит ли сил у республиканской медицины, чтобы противостоять этому шторму. Если система здравоохранения не справится с наплывом и выкинет белый флаг, то локдауна не избежать.

Съемочная группа программы «7 дней» вновь не покидает «красные зоны» татарстанских госпиталей, где врачи сбиваются с ног, спасая человеческие жизни. Медики подтверждают: да, «омикрон» менее опасен, чем штамм коронавируса «дельта», но он гораздо опаснее любой другой мутации COVID-19. Он не панацея от пандемии, не живая вакцина. Он — болезнь, причем гораздо более коварная и смертельно опасная, чем исходный вирус, что два года назад привел в ужас весь мир.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru

Смертность выше, рождаемость ниже

На минувшей неделе Минздрав республики отчитался о работе в ушедшем году. Ключевые показатели: смертность превысила рождаемость, в Татарстане естественная убыль населения. На первом месте по причинам гибели людей по-прежнему сердечно-сосудистые заболевания, на втором — ковид.

Сама структура отчета руководителя министерства больше напоминала сводку с фронта: «развертывание коечного фонда», «эскалация», «передовая»… Впрочем, стоит ли удивляться военизированной лексике, если вся система здравоохранения страны и мира уже два года живет по законам военного времени. Борьба с эпидемией в разгаре, сколько еще продлится это противостояние людей и смертельно опасной болезни, неизвестно. Врачи — такие же люди, как и мы с вами. Они тоже устают, тоже болеют. И то, что коронавирус не щадит и их, а, может быть, их в первую очередь, можно легко понять, посетив поликлинику, где оставшиеся в строю работают и за себя, и за тех, кто слег.

«Мы считаем, что достигнем довольно высокого показателя через неделю или две. Потом наступит плато, когда количество заболевших будет стабильно высоким. Система здравоохранения не надеется на снижение, мы работаем так, чтобы быть готовыми к максимальным загрузкам продолжительное время», — приводит журналист программы «7 дней» слова замминистра здравоохранения РТ Владимира Жаворонкова.

При этом жизнь идет своим чередом, и никто не отменял планы по модернизации и реформированию системы здравоохранения. Татарстанской медицине предстоит ввод в эксплуатацию ряда современных медцентров, отвечающих мировым стандартам, таких как открытый недавно центр детской онкологии и гематологии. Предстоит строительство нового городского перинатального центра. Он появится на территории 7-й казанской горбольницы.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru

Укрепляется материально-техническая база: 88 новых спецавтомобилей уже переданы врачам и фельдшерам поликлиник Казани. Всего же в 2021-м закуплено 134 машины для медучреждений республики. Для ускорения процедур Минздрав внедряет электронные медкарты пациентов. Ответом на вызовы времени также становится телемедицина, когда прием у нужного специалиста может пройти дистанционно с помощью мобильного приложения.

Церковь — на продажу

Именно такое объявление появилось на днях. Правда, быстро исчезло, но незамеченным не осталось. Лот — здание Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной в середине XIX века. Цена, которую хотелось бы получить продавцу, — 90 млн рублей.

Справедливости ради стоит отметить, что объект исторического наследия по прямому назначению не используется уже давно. С 2011 года в сооружении располагается банк, а сам объект считается «помещением свободного назначения». При этом, как отмечают наши коллеги из программы «7 дней», «культурной ценности оно не утратило».

«Градозащитники и представители старообрядческой общины опасаются, что здание ждет судьба других, уже оборудованных под бизнес, памятников архитектуры. За примерами далеко ходить не надо: буквально в двух метрах еще одна бывшая Никольская церковь давно превратилась в пространство для пиццерии и шашлычной. Бумажные стаканы на пороге и фастфуд на древних захоронениях», — подчеркивает ведущий программы Тимур Бикмурзин.

Что делать, если юридическое право на собственность вступает в противоречие с моральным? Таким вопросом задаются наши коллеги. «Не должны в здании культурного назначения, в этих стенах намоленных быть питейные заведения, происходить какие-то вещи, которые нарушают нормы морали. Мы переживаем, что мало таких собственников, которые понимают суть этих вещей, не понимают, какое здание в их собственности», — вторит им Наталья Топал, возглавляющая ТРО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры».

Является ли таким человеком нынешний собственник, сумеет ли ответственно подойти к доставшейся ему в руки ценности собственник будущий, неизвестно. «Больше всего интересует вопрос, чтобы этому зданию не был нанесен ущерб, здесь нельзя делать ремонт, здесь надо делать реставрацию», — подчеркивает Наталья Топал.

То, что есть право частной собственности, никто не отрицает. Но есть еще и тот факт, что здание — объект культурного наследия, о чем есть запись в едином Госреестре. А это означает, что вместе с объектом собственности приобретается и охранное обязательство. И любой ремонт, перестройка и перепланировка обязательно должны быть согласованы в управлении. Чем закончится эта история, пока неясно. Но надежды на то, что Спасо-Преображенскую церковь не постигнет судьба Никольской или бывшей заводской церкви фабрики Вараскина, что на ул. Спартаковской, где до недавнего времени работала питейная и продолжает действовать ресторан, все-таки еще остаются.

Агломерация — значит объединить усилия

Резонансным получился диалог руководителя Счетной палаты России Алексея Кудрина и президента Татарстана Рустама Минниханова на недавней сессии правительства республики «Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций Республики Татарстан».

Изначально речь и шла именно о Татарстане и стратегии социально-экономического развития республики на период до 2030 года, где выделяются три агломерации: Казанская, Камская и Альметьевская. Речь идет не о том, чтобы, например, в Казань влились Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Атнинский районы, а о том, что эти территории с центром в Казани объединяли усилия в своем общем экономическом развитии. Создание и поддержание в порядке общей дорожной инфраструктуры, общей системы производственных, транспортных, культурных и множества других связей. Всего того, что будет служить общему развитию и процветанию. С Альметьевской агломерацией с центром в Альметьевске и Камской с центром в Набережных Челнах та же картина.

Однако разговор вышел за пределы Татарстана и от частного к общему развернулся в вопрос формирования подобной же структуры на федеральном уровне. «Нам нужно создать несколько крутых агломераций: Екатеринбург, Поволжье, Краснодар, Ростов, Новосибирск, Томск — другие не просматриваются — центры мирового масштаба», — поделился мыслями Кудрин. И отметил, что Татарстан с его сильной экономикой и опережающим видением дальнейшего развития он видит центром Поволжской агломерации.

Как напоминают наши коллеги из программы «7 дней», идея эта не нова. В 2017 году на данную же тему высказывался Владимир Жириновский. В 2020-м он снова возвращался к теме. О том же говорил и экс-министр строительства Татарстана, а сегодня — российский вице-премьер Марат Хуснуллин.

Мнения общественности по данному вопросу разделились. Одни уверены, что укрупнение размоет национальную самобытность регионов, да и статус самих территорий серьезно пошатнется. Пока их не способен переубедить даже тот аргумент, что речи о территориальном объединении даже и не идет. Вопрос в объединении экономических усилий. Никто не говорит о перетоке бюджетов: речь о том, чтобы совместно создавать то, на что у каждого по отдельности не хватает ни сил, ни ресурсов. Рустам Минниханов силу такого предложения оценил сразу, и, по его словам, республика за агломерации, но без затрагивания территориальных вопросов.

Подробнее об этих и других событиях минувшей недели, привлекших внимание наших коллег, можно узнать в свежем выпуске программы «7 дней», который выйдет в эфир на ТНВ 31 января ровно в 13.00, или на сайте телеканала.

Арсений Фавстрицкий

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Общество Татарстан Телерадиокомпания НОВЫЙ ВЕК

Новости партнеров