Марат Башаров: «Выбирает Всевышний. А Всевышний в данном случае — это наш режиссер...»
В театре имени Камала прошла пресс-конференция, посвященная мусульманскому спектаклю, которая больше походила на кружок недовольных артистов
Сегодня в театре имени Камала состоится спектакль «Мавлид ан-Наби: Разговор с душой», главную роль в котором играет Марат Башаров, а роль Ангела исполняет известный своими тренингами исламский богослов Шамиль Аляутдинов. Корреспондент «Реального времени» побывала на пресс-конференции и лично наблюдала за тем, как Марат Башаров мастерски «отшивал» журналистов, а российский певец и участник «Голоса» Шарип Умханов, которого посадили с краю, не понимал, что он тут делает.
«А я здесь каким боком?»
В центре внимания, естественно, был Марат Башаров, исполняющий в постановке главную роль. По бокам от него сидели Ангел и Демон — Шамиль Аляутдинов и Ренат Абянов, среди других лиц были режиссер Ильдар Карим, первый заместитель председателя духовного управления мусульман РТ Рустам Батров и российский певец Шарип Умханов. Последний, сразу же после того как его представили журналистам, надменно заметил: «А я здесь каким боком? Непонятно».
Эта его фраза задала тон всей конференции. Марату Башарову было явно не очень хорошо (да и выглядел он неважно — видимо, нездоровилось), и почти на все вопросы он отвечал односложно и немного грубо. Шамиль Аляутдинов, который больше известен своими платными мусульманскими тренингами «Триллионер слушает» и проповедями, напротив, был очень разговорчив.
Модератором конференции выступил редактор казанской «Собаки» Радиф Кашапов. Пока он задавал вопросы спикерам, Марат Башаров игрался диктофонами перед собой или просто отстраненно смотрел в одну точку. На определенном моменте ведущий «Битвы экстрасенсов» отвлекся от этой самой точки и поинтересовался у модератора, почему все-таки вопросы задает он, а не журналисты? Ему пояснили, что у нас «так положено», а свои вопросы журналисты зададут позже.
Бескорыстный Шамиль Аляутдинов
Шамиль Аляутдинов, который известен в России как организатор тренинга «Триллионер слушает», рассказал, что в формате светского мероприятия, через спектакль, его авторы пытаются донести аудитории общечеловеческие, нравственные принципы.
— Дай бог, чтобы таких мероприятий было больше. Чтобы такой голос слышался ярче и четче, потому что Ислам был всегда за прогрессивный подход, в том числе за то, чтобы доносить свои ценности до абсолютно разных национальностей и культур.
Совершенно не хвастаясь, он заметил, что за свой счет покупал билеты на спектакль тем, кто не мог сам себе этого позволить. В целом все ответы Аляутдинова были похожи на проповеди, которыми он занимается уже 18 лет.
Интересно, что в спектакле Аляутдинов, который через мусульманские заповеди учит зарабатывать триллионы, сыграет Ангела. Роль Демона же досталась соавтору сценария имаму Ренату Абянову. В беседе с корреспондентом «Реального времени» Ренат относительно нового для него опыта пошутил: «Главное — выйти из роли».
— Поняли не все, потому что, во-первых, есть религиозный сан, во-вторых, все-таки роль не положительная. Я не актер, но хотел постараться показать всю яркость зла и его пагубность. Поэтому я просил Всевышнего, чтобы он дал мне сил и энергии, чтобы я мог это донести до людей. Я очень переживаю о проблемах татар, которые, к моему большому сожалению, утрачивают свое национальное, этническое самосознание, теряют духовность, ассимилируются. Эти проблемы вытекают из одной: у нас духовность перестала быть той основой, на которой мы базируемся, — рассказал Ренат Абянов.
«Добрый» Башаров
Естественно, от исполнителя главной роли в мусульманском спектакле, посвященном празднованию дня рождения пророка Мухаммеда, ждали возвышенных фраз. Поэтому ему и задавали вопросы типа «Одухотворила ли вас эта роль?», «Как она вас изменила?». Но не тут-то было. «Меня эта роль не изменила», — просто заметил Башаров. А на вопрос относительно того, почему его затянула эта роль, столичный актер вообще ответил одним словом: «Деньги».
Иногда Башаров все-таки развернуто отвечал на поставленные вопросы. Одним из таких стал вопрос «Реального времени» относительно того, почему, на его взгляд, именно ему предложили главную роль.
— Выбирает Всевышний. А Всевышний в данном случае — это наш режиссер, — пошутил актер.
Оказалось, Башаров ждал, когда ему дадут слово, чтобы рассказать о том, что на премьеру Crocus City Hall пришли его хорошие друзья — актерская семья Стриженовых. Их спрашивали, мусульмане ли они, и почему, исповедуя православие, они пришли на мусульманский спектакль.
— Я был счастлив, что не только семья Стриженовых, но и множество других людей разных конфессий посетили премьеру. Мы делаем это для разных конфессий — пусть приходят и смотрят, потому что Бог един, грехи у нас похожи, давайте будем просто видеть, откроем глаза друг для друга, — неожиданно высказался Башаров.
Другой журналист на свою голову решил задать вопрос о том, как столичный актер в ходе подготовки к спектаклю помогал непрофессиональным артистам, и выполнял ли Башаров в какой-то мере функцию режиссера. У корреспондента и респондента сложился весьма забавный диалог.
Журналистка: Расскажите, как это было?
Башаров: Репетировали.
Журналистка: Это понятно, что репетировали. Я имею в виду, обращались ли к вам за помощью, как это было? Все-таки не совсем типичный спектакль.
Башаров: Никто ко мне не обращался за помощью.
Марат Башаров: «Такая роль впервые в моей жизни — я бы сказал, что это подарок судьбы. Кроме того, будучи мусульманином, я получил возможность показать людям — всем, многоверцам, единоверцам, — что такое ты есть на земле, показать, что ты имеешь и что теряешь, как можно общаться с людьми»
Зато неожиданно в конце, видимо, решив реабилитироваться за немного грубые ответы, Марат Башаров произнес очень трогательную речь, которую так ждали сидящие в этом зале журналисты.
— Такая роль впервые в моей жизни — я бы сказал, что это подарок судьбы. Кроме того, будучи мусульманином, я получил возможность показать людям — всем, многоверцам, единоверцам, — что такое ты есть на земле, показать, что ты имеешь и что теряешь, как можно общаться с людьми. Что вообще такое вера? Знаете, я только сейчас понял. Название спектакля — «Разговор с душой». После спектакля мне было так благостно, я почувствовал, что когда играл эту роль в Москве, рядом была моя мама, которая ушла три года назад. В этот вечер на этой сцене она была со мной. Действительно, разговор с душой. С ее душой я разговаривал. Я знаю, почему мне было так хорошо: потому что после этого разговора ей там, наверху, было очень хорошо.
Закончив пресс-конференцию, Марат Башаров молниеносно скрылся в недрах Камаловского театра — видимо, готовиться к предстоящему спектаклю и улучшать свое самочувствие.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.