«Запас прочности советского наследия исчерпан»: Казань объявила о приближении коммунального армагеддона

Износ коммунальных сетей столицы Татарстана составляет 70—90%. Стоимость вложений оценивается почти в миллиард долларов

«Запас прочности советского наследия исчерпан»: Казань объявила о приближении коммунального армагеддона
Фото: Дмитрий Резнов

Сети водоснабжения Казани, проложенные в 50—70-х годах прошлого века, не справляются с нагрузкой из-за ветхости. С начала 2021 года только на сетях бытовой канализации произошло 55 провалов, на сетях водопровода — более 900 аварий, ежедневно в аварийную службу «Водоканала» поступает около 100 заявок. Мэр Ильсур Метшин считает, что без федерального центра проблему не решить, но тот выделяет средства только городам с населением до 500 тыс. человек. Градоначальник призвал всеми возможными путями пролоббировать финансирование, пригрозив тем, что в противном случае столица Татарстана не выполнит планов по вводу нового жилья. Кроме того, городские власти пообещали ускорить ликвидацию всех незаконно расположенных на муниципальной земле гаражей, автохлама и торговых объектов. Подробности — в материале «Реального времени».

900 аварий и 55 провалов

Директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров рассказал, что предприятие обслуживает более 3 тыс. км сетей, из них 70% — ветхие и аварийные, срок эксплуатации которых истек более 10 лет назад. Протяженность таких сетей составляет 1,7 тыс. км, ежегодно эта цифра увеличивается на 2-3%.

— Эти сети были проложены в 50—70-х годах прошлого века. За последние 10 лет выявлены и приняты на наш баланс более 1,3 км бесхозных сетей с износом более 90%. И все это нужно перекладывать. Капитальный ремонт сетей, построенных еще в советское время, комплексно не проводился, потому что, когда подошел к концу срок эксплуатации, перед городом стояли другие задачи: шла программа расселения ветхого жилья, строились целые микрорайоны, к которым тянулись сети водопровода и канализации. Тогда было построено 2 млн кв. м жилья с нуля, вырос целый микрорайон Азино, массово застроился Ново-Савиновский район. Далее началась другая программа — строительство социального жилья, огромное количество объектов подключались к сетям бесплатно. Сейчас запас прочности советского наследия исчерпан. Пройдена точка невозврата, — заявил Егоров.

С 2010 года в сетях водоснабжения Казани по причине износа произошло более 14 тыс. аварий. Магистральные сети проходят под дорожным полотном, пешеходными и зелеными зонами, в ремонт которых вложено много сил и средств. Поэтому аварийные ситуации возникают на недавно построенных или обновленных объектах. За последние 5 лет зафиксировано 600 таких случаев. Егоров привел примеры последних случаев прорывов коллекторов, из-за чего образовались провалы на проезжей части пересечений улиц Волгоградской и Короленко, Амирхана и Чистопольской. В эту субботу на последнем участке один за другим образовалось еще два провала, а с начала года — 19.

Егоров привел примеры последних случаев прорывов коллекторов, из-за чего образовались провалы на проезжей части

В центре города на проезжей части улицы Марджани произошла просадка канализационной трубы. На ликвидацию этих аварий направляются средства, предусмотренные на плановый ремонт, что приводит к ухудшению состояния сетей. Осложняет ситуацию глубина залегания труб, достигающая 8 метров, грунтовые воды и свежие коммуникации, а также их нахождение в «теле» дорог или тротуаров.

Новые технологии позволяют переключать абонентов на временные схемы, так что большинство жителей не замечают возникших неудобств. Сейчас аварийные работы ведутся в ночное время без отключения от подачи воды, но требуют сложных технологических решений и больших затрат. В нынешнем году только на сетях бытовой канализации произошло 55 провалов, на сетях водопровода — более 900 аварий. «Причина всех аварий одна — ветхость», — заявил Егоров. Ежедневно в аварийную службу «Водоканала» поступает около 100 заявок.

Для ремонта сетей необходимо 65 млрд рублей, из них только на сети — 40 млрд рублей.

— Мы заявились на все существующие на сегодняшний день программы на капитальный ремонт и реконструкцию сетей. Но они направлены на поддержку городов с населением до 500 тыс. человек, — обратил внимание Егоров.

Метшин призвал через президента Татарстана добиться увеличения тарифа на подключение к сетям «Водоканала» по всей стране

«Казань осталась с этой проблемой один на один»

Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что это проблема не только Казани, а всех городов с любым количеством жителей. Но федеральный центр пошел навстречу только небольшим городам, которые могут войти в целевую программу капремонта сетей.

— Миллионные города, каковой является Казань, остались с этой проблемой один на один. При этом мы не можем развивать город, строить новые сети. Это кровеносные сосуды города, состояние которых на сегодняшний день вызывает большую тревогу. Количество аварий — 14 тыс. прорывов — говорит само за себя... В 2014 году было принято решение о снижение стоимости квадратного метра жилья. Казалось бы, правильное решение, на сегодняшний день квадратный метр перевалил за 100 тыс. рублей, а стоимость подключения к сетям — 500 рублей. На квадратный метр — полпроцента. А недополучили из-за этого решения 12 млрд рублей.

Метшин призвал через президента Татарстана добиться увеличения тарифа на подключение к сетям «Водоканала» по всей стране. Без этого не решить поставленную задачу по вводу нового жилья. Градоначальник сравнил ее с ситуацией, когда на первоклассника пытаются натянуть ботинки, которые он носил в 5-летнем возрасте.

— Мы строим социальную инфраструктуру, все это связано с выполнением национальных проектов. Но по воздуху или в виде дождя вода не придет. Плюс, есть еще вопросы канализования. Все, казалось бы, хорошо внешне, достигаем успеха по многим вопросам — и по программе «Наш двор», и почти 85% дорожно-уличной сети привели к нормативному состоянию, а внутри города — труха. И это тысячи километров. Еще в 2014 году было 2660 км сетей, сегодня — 3 тыс. За 5 лет приросли на 335 км — это как от Казани до Самары. И это не труба сечением 10 мм, это огромные водоводы, огромное хозяйство прибавилось, — заявил Метшин.

«Водоканал» за счет собственных средств и кредитов профинансировал строительство КНС «Заречная» стоимостью 7,7 млрд рублей. Фото: Ринат Назметдинов

Мэр сказал, что город пытается находить решение. «Водоканал» за счет собственных средств и кредитов профинансировал строительство КНС «Заречная» стоимостью 7,7 млрд рублей. Это позволило не останавливать строительство в Заречье. Но без помощи федерального центра проблему с износом сетей не решить. Поэтому мэр призвал через новый депутатский корпус, Министерство строительства РФ, которое возглавляет выходец из Татарстана Ирек Файзуллин, и прочие институты пролоббировать выделение средств Казани.

Крестовый поход на гаражи и автохлам

С момента реализации программы «Наш двор» городские власти поставили перед главами районов задачу провести ревизию всех незаконно размещенных в них объектах — гаражей, бесхозных ржавых машин, сараев и торговых павильонов. Главы районов отчитались, что работа по установлению хозяев этого имущества и сносу бесхозных объектов началась в 2019 году. В этом году мэрия выделила средства на проведение этих работ, и они активизировались. Часть собственников утилизируют или демонтируют свое имущество самостоятельно. На высвобождаемой территории появляются детские площадки или парковки.

Параллельно с этим ликвидируются незаконные объекты торговли, расположенные на муниципальной земле, в том числе и на придомовых территориях. Руководитель комитета потребительского рынка Руслан Фазылзянов отметил, что благодаря принятым Казгордумой нормам теперь срок, за который владельцы самостоятельно установленных торговых точек должны их демонтировать, сократился с 30 до 12 дней. Всего в городе с 2016 года ликвидировано 2,1 тыс. ларьков и павильонов, из них только в этом году — 329, 108 разобранных конструкций отвезено на базу хранения. После чего они по решению суда признаются бесхозными и будут утилизированы.

— В этом году срок признания таких объектов бесхозяйными также оптимизирован и уменьшился с трех месяцев до одного. Это позволило нам ускорить работу по ликвидации демонтированных торговых павильонов. Эти работы начаты с 2018 года. И по состоянию на сегодняшний день 651 объект признан бесхозяйным, 510 объектов уже утилизировано, планируется к утилизации еще 141 объект. Кроме того, благодаря внесенным изменениям в порядок демонтажа в конце 2020 года мы наделены полномочиями по демонтажу автолавок и автофургонов, с которых ведется незаконная торговля. За этот период демонтирована 91 автолавка, — отчитался Фазылзянов.

Руслан Фазылзянов отметил, что срок, за который владельцы самостоятельно установленных торговых точек должны их демонтировать, сократился с 30 до 12 дней

В этом году городские власти пошли еще дальше и стали изымать во время рейдов объекты сезонной торговли. Таким образом, предприниматели лишились четырех торговых точек и более 2 тонн овощей и фруктов. По словам главы комитета, «пилот» показал свою эффективность и будет применяться в дальнейшем.

Метшин отметил, что снос таких торговых объектов — это поддержка тех предпринимателей, которые работают в рамках законодательства. А по поводу дальнейшей очистки территорий от автохлама и бесхозных построек пообещал дополнительное финансирование на их ликвидацию. «Рассадник антисанитарии мы ликвидируем. В нашу бытность это должно быть завершено», — заявил он.

Мэр призвал не только составить график «очистки», но и найти площадку на окраине города, куда свозился бы весь бесхозный хлам. И если в течение трех месяцев у него не найдутся хозяева — он будет утилизирован.

Элеонора Рылова, фото kzn.ru
ОбществоВластьИнфраструктура Татарстан
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 18 окт
    вообще непонятно зачем на вознесенский тракт полезли, это дорога для агломерации, а казанцам - убитые коммуникации. каждую неделю вода ржавая идет из под крана начиная с лета. да и канализация тоже течет в будущие скверы и парки на казанке.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    все, поздно. уже полезли
    Ответить
    Анонимно 19 окт
    достаточно подтянуть инфраструктуру и будет нормально, в первую очередь - все что связано с водой
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    все alga в канализацию.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    как вы в точку
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    За всю Россию говорить не буду, а вот Казань и её будущее и будущее моих детей и внуков, меня, коренного жителя города очень волнует. Мы стоим на краю экологической катастрофы и наконец то, власти признали проблему. Это говорит о серьёзности ситуации. Можно конечно попенять, где вы были раньше? Когда застраивали всё новые и новые территории. Всем и всё понятно. Как нам выходить из сложившейся ситуации? Здравый смысл подсказывает, что первым делом надо уменьшить нагрузку на существующие сети т.е. прекратить строительство объектов в центральной части города, где сети находятся в аварийном состоянии. Президенту РТ, депутатам Всех уровней, правительству РТ определить проблему аварийного состояния систем ЖКХ, как приоритетную на 2022 год, и принимать решения. Депутатам в ГД России в независимости от партийной принадлежности, пролоббировать распространение программы модернизации сетей на города миллионники. Пора оправдывать доверие народа.
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Если вы знаете износ коммуникаций, может научиться планировать бюджет города ? По-этапно решать проблемы, а то затянут до критического уровня, а потом караул, спасайтесь сами. Все таки 10 лет в управлении городом, пора бы научиться ставить задачи и решать их. Это вам не снег на лету ловить, здесь ловкость не поможет, нужны мозги.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    к предыдущим годам и руководителям претензий нет?
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Так это старый как мир принцип; довести до ручки ситуацию, поставить перед фактом и получить авральное финансирование и быстро освоить его, не взирая на утечки денег во все карманы!
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    надо вспомнить фон и свей как прикрылись на фоне кризиса, а был ли кризис, ведь пришли новые игроки на чужие останки и как итог имеем то что имеем, неуправляем процесс самоуничтожения
    Ответить
    Анонимно 19 окт
    В тарифе уже заложена реконструкция водопровода и канализации, только по карманам рассовали, а теперь с кислой миной требуют повысить тариф. А где инвестиционная составляющая тарифа исчезла?
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Все как всегда. Нефыть законщилась, пора самооблагаться на трубы. То-то я смотрю паркоматов на Чистопольской навтыкали едва не во дворах.
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    надо думать,вечно на советском наследии жить не реально веками
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Это фиаско. Причем на ценах никау не отражается
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Так самортизировали уже все коммуникации!!! Где деньги, Зин?! Куда дели? Почему не меняли старье на новые трубы?
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Сейчас увеличат тариф на присоединение, а бизнесмены нам его в цены засунут.
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Расширение города в сельские территории создает неразрешимые инфраструктурные проблемы.
    Нужна стратегия градостроительного развития Казани, исключающая расширение города
    Ответить
    Анонимно 19 окт
    Да с чего это неразрешимые - вполне себе разрешимые. Просто ресурсов на это надо больше, было бы здорово, если федералы будут оставлять Казани больше заработанных ею же денег.
    Ответить
  • Анонимно 19 окт
    Пусть население Казани скинется и ремонтирует эти сети.
    В Казани зарплаты в 1,5 выше чем в других городах Татарстана, в 2-3 раза выше, чем в деревнях.
    Почему за счет наших налогов должны ремонтировать эти сети. Казань и так хорошо живет, там уж не осталось ни одного квадратного метра неблагоустроенной территории. А у нас в райцентрах многие улицы даже не асфальтированы. А в асфальтах - сплошные ямы.
    Ответить
  • Анонимно 19 окт
    Надеюсь, что все-таки разрулят сложившуюся ситуацию. Без помощи Татарстана или даже РФ тут не обойтись.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Да в последнее время кругом порывы!!
    Ответить
  • Анонимно 26 окт
    Есть ВАЖНЕЙШИЙ вопрос!!! Кому принадлежат эти водоканалы, электрические сети, газ? Являются ли они муниципальной собственностью? Если эти предприятия ЧАСТНЫЕ, выкуплены , имеют своих владельцев, то на каком законном основании их ремонтировать за бюджетные деньги? Частник сам должен откладывать деньги на будущую реконструкцию, а не набивать только свои карманы, пока он хозяин. У нас электросети и теплосети перешли в частные руки. Денег на ремонт нет. Хозяева всё по карманам попрятали. Нет возможности заменить высоковольтные кабели. Везде ставят муфты. Но промышленные муфты стоят денег. Так они приспособились делать муфты из пластиковых труб. Примитивно и дёшево. Когда-то этому придёт конец... Свечки и керосиновые лампы заготавливайте. А те, кто по богаче покупайте свои мини электростанции на дизтопливе. За что боролись??? Хотели как лучше, а получили как всегда...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров