6 вопросов о монголо-татарском иге
В годовщину начала стояния на Угре разъясняем позицию историков относительно татаро-монгольского владычества на Руси
В этот день, 17 октября 1480 года, началось событие, которое историки окрестили стоянием на Угре. Именно с ним ассоциируется сегодня окончательное освобождение России от монголо-татарского ига. «Реальное время» публикует эксплейнер, ответы на популярные вопросы об ордынском иге. А помогает нам в этом доцент кафедры истории Татарстана Института международных отношений КФУ, кандидат исторических наук Марат Гатин.
- Какова сейчас консенсусная версия историков о монголо-татарском иге? Было ли оно действительно игом?
Среди историков, очевидно, и не может быть только одной трактовки прошедших событий. Историк всегда субъективен. Тем историческая наука и прекрасна, что позволяет взглянуть на прошлое с разных точек зрения. В тех же случаях, когда кто-то и где-то стремится сконструировать единую версию прошедших событий или явлений, речь идет в первую очередь о политике, а не о науке.
Если говорить об иге, нужно напомнить, что этот термин в русских летописях не встречается, а впервые его употребил польский хронист Ян Длугош в конце XV столетия. Конечно, эпоху золотоордынского владычества над русскими землями нельзя назвать периодом расцвета в истории России. Это была власть чужеземцев и иноверцев. Многие моменты прошлого становятся яснее, если их анализировать и сравнивать.
Но хотел бы обратить внимание читателей на то, что:
— местная династия продолжила свое правление;
— проводилась политика веротерпимости, местная религиозная организация не подверглась разгрому, а получила даже льготы;
— были сохранены местные законы;
— автохтонное население не было подвержено насильственным депортациям и продолжило жить на своих землях.
Другими словами, если мы продолжаем называть это время игом, то как назвать ту систему властвования, которая сложилась в Волго-Уралье после середины XVI века? Слава Богу, от такой оценки постепенно начинают отходить. Например, термина «иго» уже нет в историко-культурном стандарте для школьного исторического образования в России. - Как было организовано государство во времена монголо-татарского владычества на Руси, как управлялось?
Говоря кратко, зависимость русских княжеств от Орды проявлялась в политической, экономической и культурной сферах.
В политической сфере — это получение князьями у ханов ярлыков на княжение, то есть ни один князь не мог править без санкции золотоордынского правителя. Кроме того, на Руси появляются наместники хана — баскаки, которые следили за действиями князей. Хан был для русских людей высшей судебной инстанцией. Но во внутренних вопросах своих княжеств Рюриковичи действовали достаточно самостоятельно.
В экономической сфере — это в первую очередь выплата ежегодной дани (продовольствием, деньгами, рабами).
В культурной сфере — это предоставление привилегированного статуса Русской православной церкви, которая получила налоговый иммунитет и за время монголо-татарского владычества стала крупнейшим земельным собственником на Руси. А также влияние золотоордынской татарской культуры на быт, речь, обычаи русских людей. - Есть версия о том, что за времена ига Русь окрепла в хозяйственном отношении и утихомирились междоусобные войны. Можно ли так сказать?
Да, действительно, ханы были заинтересованы в стабильном получении налоговых сборов и, соответственно, им был выгоден мир в русских землях. Как бы там ни было, количество княжеских междоусобиц резко сократилось. Москва, получив ханское покровительство в начале XIV века, стала энергично развиваться, и здесь развернулось активное строительство. Так что при всех минусах ордынского владычества нужно помнить, что Золотая Орда сыграла решающую роль в том, что именно Москве впоследствии удалось собрать Северо-Восточную Русь в единое государство. - Какие можно перечислить основные социокультурные явления, оставшиеся Руси после татаро-монгол?
Эти явления обнаруживают свой след прежде всего в государственном управлении, военном деле, ювелирном искусстве и одежде допетровской Руси. Все это хорошо видно по многочисленным заимствованиям из татарского и других восточных языков той поры в русской речи (казна, деньги, таможня, караул, алмаз, башмак, кафтан и т.д. и т.п.). - Откуда взялось название «татаро-монголы»? Это был один сборный этнос? И были ли среди завоевателей Руси татары в современном понимании этого слова?
Иногда говорят, что термин «татаро-монголы» или «монголо-татары» — искусственный конструкт и появился лишь в XIX веке. Но это не так. Данное понятие реально существовало уже в XIII веке и использовалось в разных частях Евразии, о чем свидетельствуют сами исторические источники: например, китайцы пишут о «мэн-да», а армяне о «мугал-татарах». «Монголо-татары» — это для XIII века скорее не этническая характеристика, а обозначение представителей Монгольской империи, то есть своего рода политоним. Примечательно, что русские летописи сообщают нам о татарах, но не о монголах. Термин «татар» в ту эпоху очевидно играл роль соционима — названия группы золотоордынского общества, связанной прежде всего с военной или чиновничьей службой. Это были люди разного этнического происхождения, но в основном тюрки.
Современные татары, несмотря на всякого рода спекуляции, имеют непосредственное прямое отношение к татарам того времени. Скептикам можно посоветовать, например, почитать такой памятник литературы золотоордынской эпохи, как «Кодекс Куманикус». В нем тюркский язык обозначен как «татарча», и он будет понятен знающему татарский язык человеку. - Почему за время монголо-татарского владычества Русь смогла сохранить православие? И правда ли, что за эти века на Руси строилось больше церквей, чем до того?
Золотая Орда была крупнейшим государством Европы XIII–XV вв. Это государство, в котором жили мусульмане, христиане и язычники. Насильственное насаждение какой-либо веры среди своих подданных никогда не стояло в политических задачах у золотоордынских ханов. Это и понятно: такая политика вызвала бы сопротивление. Для золотоордынского государства была характерна религиозная терпимость, что, кстати, удивляло чужеземцев. Для ханов важна была в первую очередь политическая лояльность ордынской власти.
Как уже отмечалось ранее, Русская православная церковь имела особый привилегированный статус. Говоря о церковном строительстве в период золотоордынского владычества над Русью, хочу отметить, что памятников этого времени сохранилось немало.
Кристина Иванова, репродукции: wikipedia.org
ОбществоИстория Татарстан
комментарии
А митрополиты Московские и всея Руси уже были давным давно.
Есть возможность подискутировать.
Но "татары" всегда с славян Владимира, Москвы, Твери и др. "рус", "урус".
"Первое известное упоминание слова «Россия» кириллицей — надпись на последней странице Лествицы Иоанна Синайского, переписанной митрополитом Киприаном: «В лето 6895 [1387], априлиа 24, съвръшишяся сия книгы в Студийской обители Киприаном смереннымъ митрополитом Кыевскымъ и всея Росия» (РГБ. Ф. 173/1. № 152. Л. 279 об.)
Первое письменное упоминание термина «Росия» (греч. Ρωσία) датировано серединой X века. Он встречается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» и «Об управлении империей» как греческое название Руси[26]. В кириллической записи слово «Росия» (Рѡсїѧ) было впервые употреблено 24 апреля 1387 года[27] в Константинополе в титуле митрополита Киприана, собственноручно подписавшегося как «митрополит Кыевскый и всея Росия». В XV—XVI веках эллинизированное название «Росия» закрепилось за той частью русских земель, которая была объединена в единое государство под началом Московского княжества. Официальный статус царства государство приобрело после процедуры коронации: венчания Ивана IV на царство в 1547 году, после чего государство стало называться Российским царством[28]".
Население Руси в эпоху Золотой Орды выросло в 6 раз, это разве не расцвет?! В 12 веке было 1 миллион русских, в 16 веке стало 6-8 миллионов русских. Это не расцвет? А что тогда расцвет?
Это правда.
Москва была самым преданным союзником Сарая - всегда выступала на стороне Великих ханов-чингизидов.
Когда предатели-сепаратисты расчленили Золотую Орду на мелкие "ханства", Москва выступала за восстановление территориального единства под руководством Великого хана.
Во время стояние на Угре Великим ханом был Крымский хан.
На Москву шел хан-сепаратист.
Москва выступила против сепаратиста-хана.
Великий Крымский хан направил Москве на помощь свои войска.
Но Москва справилась самостоятельно.
Но не предала Великого хана, Крымского хана - исправно платила налоги.
Сепаратистам Москва налоги не платила.
Но когда Крымский хан сдал Крымское ханство Турции, стал вассалом турецкого султана и тем самым предал заветы Великого Монгола Чингизхана, Москва взяло на себя роль восстановителя территориальной целостности Золотой Орды и подавление сепаратистов-предателей.
И сделала это в середине 16 века с помощью ханов-чингизидов, не предавших заветы Великого Монгола Чингизхана.
Территориальная целостность Золотой Орды было восстановлена.
А потом частично и Монгольской империи.
Москва законная наследница Монгольской империи и Золотой Орды.
Тем и интересен.
Можно подискутировать.
"Конечно, эпоху золотоордынского владычества над русскими землями нельзя назвать периодом расцвета в истории России. Это была власть чужеземцев и иноверцев".
Но эти "чужеземцы и иноверцы" (пришлые монгольские и тюркские племена из далеких Забайкальских степей, язычники и тенгрианца) быстро породнились с русскими через меж-этнические связи.
Ханы Монгольской империи и Золотой Орды брали в жены русских княгинь.
А русские князья брали в жены сестер и дочерей ханов-чингизидов.
Например, Ярославский князь Федор взял в жены дочь Сарайского хана-чингизида, язычницу (в крещении Анна), которая родила двух русских, Ярославских чудотворцев - Давида и Константина.
В приданое Сарайский хан+сингизид за дочь дал Ярославскому хану более 30 городов - в том числе Казань и Булгар.
Формально нынешняя Ярославская область может претендовать на присоединение к ней, включение в её состав всего Поволжья на совершенно законных основаниях.
Впрочем это было сделано гораздо раньше - ещё в 13 веке.
Казань, Булгар и ещё более 30 городов, как приданое Сарайский ханше-чингизидки, ставшей Ярославской княжной, платили дань, налоги Ярославлю.
В Казани на Арском кладбище стоит памятник тем событиям - церков Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина.
Кстати, Давид был одним из первых иудейких царей, а Константин был первым христианским царем.
На фресках всемирного достояния ЮНЕСКО, в Свияжском Успенском соборе есть изображение мужа и сыновей дочери Сарайского хана -Федора, Давида и Константина, как напоминание кому Сарайский хан дал в качестве приданого Казань, Булгар и ещё 30 городов.
Вот такая Любовь бывает между русским и монголкой-чингизидкой.
Кстати, среди русских очень много чингизидов.
Настоящих.
"Татарами" русские летописи называли все монгольские и тюркские племена оккупировавшие в составе войск Великого Монгола Чингизхана Восточную Европу, в том числе и Поволжье.
В русских летописях того времени нет слова "хан" - есть слово "царь".
Ну и что?
Мало ли как одни народы называли другие народы.
Ни одно племя пришельцев в Поволжье в 13 веке из далеких Забайкальских степей не называло само себя "татарами".
Да это и понятно, ещё в 1202 году монгол Чингизхан вырезал племя "татар" за подлое убийство ими его отца.
В силу ряда исторических насилий имя убийц отца Чингизхана ныне носят поволжские тюрки - казанские татары.
И никто им этого не запрещает.
Каждый народ вправе выбрать себе любое самоназвание, этноним.
Но историю принятия самоназвания, этнонима должен знать каждый культурный и образованный человек.
Например, какова роль в этом международных марксистов-террористов Ленина и Троцкого.
Но потом русские поумнели.
И стали наследниками Чингизхана
Об этом пишет автор ответов этой статьи.
Если народ решил выбрать в качестве самоназвание, этнонима слово "татары", то имеет на это право.
И записываться надо татарами.
Но историю этнонима надо знать.
А кто считает себя булгаром - имеет полное право писаться булгаром.
И честные учебники истории тоже н когда не будут написаны.
История это не наука, а субъективное мироощущение.
Исторические факты - да, существуют.
А вот их интерпретация уже ближе к политике и экономике.
Ханы-сепаратисты тут же начали воевать между собой, создавая карликовые "ханства", которые беспрерывно воевали между собой.
И только Москва осталась верна заветам Великого Монгола Чингизхана
Источник "
Промосковский примитивизм и не более. Распад Золотой Орды - естественный процесс разложения средневековья и возникновения Нового Времени. Московия - ошибка хана Золотой Орды Узбека, позволившего Ивану Калите собирать совокупную дань (федеральный налог) со славянских княжеств, заложив тем самым центр воровства и коррупции.
Колониальная политика московского империализма, использующая русских как главное пушечное мясо и постоянно растлевая их великодержавным щовинизмом.
Но было много и хорошего.
Филофей писал о "Российском государстве третьем Риме".
1517 - 95 тезисов Лютера,
1532 - начало реформации в Англии, ...- Западная Европа входит в эпоху Нового Времени. Золотой Орды давным - давно нет. Началось системное отставание от Западной Европы.
В Евразии, застрявшей в позднем средневековье вплоть до сегодняшнего дня, идёт рост московского империализма со всеми скрепными прелестями.
Домашнее задание: является ли татаро-монгольское иго причиной отставания Евразии от Западной Европы?
Монгольская империя и Золотая орда это в основном кочевое население, скотоводы и воины, которым наука и технологии нужны были лишь для изготовления оружия.
Но Москва не бросила своих братьев-кочевников и уже 500 лет они вместе "догоняют" горожан западно-европейцев.
Попробуйте привести факты и аргументы в доказательство своего субъективного оценочного высказывания.
А хамство свидетельствует лишь о низком уровне развития интеллекта
Для оправдания последствий московского империализма и рождены сказки об ужасах татаро-монгольского ига. Всё это очевидно, кто критически пролистает любой российский или советский учебник истории.
Рукописи не горят...
Мелкий провокатор.
Или Вы настолько необразованы, что мечтаете стать западно-европейцем?
Наверное, нет необходимости здесь в комментарии.
Вам будет полегче.
Преданья старины глубокой.
В Москве сосредоточено порядка 80% российских капиталов. Оттуда надзирают за всем и рассылают приказы, назначают наместников, душат всякое реальное самоуправление. Московский империализм ещё всё жив, хотя, кажется, перешёл в терминальную стадию.
А в Англии?
А в Китае?
Напомните, пожалуйста, уважаемый.
А то Вы прямо словами из пропагандистских текстов марксистов Ленина и Троцкого "шпарите".
Где нет вертикали, четкое разграничение властей, реальная многопартийность, сменяемость власти,...
Вы шутите?
"Реальная многопартийность"??????
Две партии, за которыми стоят миллиардеры, которые и являются реальными руководителями этих партий?
Сменяемость власти??????
Вы действительно верите, что реальная власть в США принадлежит президенту????????
Вы шутите?
В США действительно есть много хорошего.
И жизненный уровень народа высок.
Но то, о чем Вы написали вызывает смех.
А потом страх.
Фанатики всегда страшны.
Какого бы цвета они не были.
Красные, коричневые или разноцветные.
И дискуссия в комментариях тоже получилась интересной.
За это отдельное спасибо уважаемому РВ и заинтересованным читателям.
Получил интеллектуальное наслаждение от эксплейнера и дискуссии.
Освежил и пополнил свои знания об Истории.
Правит китайский редактор.
А я просмотрел.
Извините.
Кроме "чистокровных татар" в мире больше нет "чистокровных" - ни монгол, ни китайцев, ни русских, ни евреев и др.
В этом Вы правы.
Только "чистокровные татары".
Это и есть национализм, нацизм в чистом виде.
Не позорьте, господин "чистокровный", настоящих татар.
Русских националистов не больше, чем других националистов.