«Славянский Стоунхендж» под Казанью?

Многие слышали о Стоунхендже и египетских пирамидах, о связи древних сооружений со звездным небом. Но мало кто из татарстанцев знает, что нечто подобное есть и у нас под боком, в родной республике. По крайней мере, так уверяет татарстанский ученый, кандидат исторических наук Александр Овчинников. Колумнист «Реального времени» в очередной статье для нашего издания рассказывает об остатках древней обсерватории и языческого капища возрастом полторы тысячи лет всего в нескольких десятках километров от Казани, рядом с селом Кирби Лаишевского района. Археологи называют это место «Кирбинским городищем», его относят к именьковской культуре (IV—VII вв. н. э.).

Как-то так получилось, но мы привыкли считать, что самое интересное, загадочное или, как сейчас модно говорить, мистическое, находится где угодно, только не рядом с нами. Например, с детства мы, затаив дыхание, читали о Стоунхендже и египетских пирамидах, живо интересовались гипотезами о связи каменных блоков и огромных сооружений со звездным небом. Так, согласно исследованиям, Стоунхендж (III тысячелетие до н. э.) использовался для наблюдений за cолнцем и луной. Человек, стоящий в центре святилища, мог видеть важнейшие астрономические события: дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий и другие.

Расположение крупнейших египетских пирамид, согласно распространенной точке зрения, отражает расположение звезд в созвездии Ориона. Относительно недавно в России, вернее в российском общественном сознании, «появился» Аркаим — поселение эпохи бронзы II тысячелетия до н. э. в Челябинской области, явно построенное с учетом реалий тогдашнего небосвода и объявленное чуть ли не «началом начал» отечественной цивилизации (по крайней мере, в Казани на мультимедийной выставке «Россия — моя история» именно с Аркаима начинается путь посетителей по лабиринту российской истории). Исследователи этого памятника считают, что Аркаим был древней обсерваторией, позволявшей одновременно наблюдать за ходом солнечного и лунного календарей (в настоящее время активно развивается такое перспективное научное направление, как археоастрономия).

Вместе с тем мало кто знает, что в нескольких десятках километров от Казани, рядом с селом Кирби Лаишевского района, возможно, также находятся остатки древней обсерватории и языческого капища, функционировавшие полторы тысячи лет назад. На языке археологов — это так называемое «Кирбинское городище», относящееся к известной именьковской культуре (IV—VII вв. н. э.), оставленной в основном праславянским населением.

Мне уже приходилось писать на страницах «Реального времени», что носители этой культуры еще до волжских булгар заселили значительные пространства Среднего Поволжья. Пределы современного Лаишевского района были северной границей их расселения, а самой северной точкой по течению реки Меши было как раз Кирбинское городище. Южнее его, по правому берегу Меши, рядом с селом Дятлово, можно встретить остатки могильника по обряду кремации (будучи праславянами, «именьковцы» в большинстве случаев не хоронили покойников по привычному для нас обряду трупоположения, а сжигали их). Еще южнее находится величественное Ташкирменское городище и ряд других именьковских памятников.

Кирбинское городище напоминает срезанный конус, возвышающийся над заливным лугом берега реки Меши. С его территории открывается захватывающий вид не только на землю, но и на небо, а ночью, при условии малой облачности, чувствуешь себя будто в планетарии (местные жители до сих пор, образно говоря, ощущают «энергетику» этого места и устраивают там свадьбы и Сабантуи).

Площадка городища невелика и потому жить в нем было явно затруднительно. Эти факты и привели исследователя памятника ижевского археолога Т.И. Останину к мысли о культовом назначении объекта. Таисия Ивановна изучала городище в 1987 г. (открыто оно было в 1983 г. другим удмуртским археологом В.А. Семеновым). Проведенные работы позволили ей установить, что в западной части городища располагалось праславянское языческое капище диаметром примерно 15 м. На уровне глины (по-археологически, «на материке») были обнаружены остатки толстого столба, который, видимо, выполнял функции главного идола. Вокруг него обнаружились столбы поменьше (другие идолы?), а также прокалы от очагов. Последние, скорее всего, представляли собой остатки жертвенных костров (кстати, в современном православии сохранились пережитки молений деревянным идолам и возжиганий перед ними священных костров — речь идет о зажигании свечей перед деревянными иконами). На капище, в отличие от остальной площадки городища, почти нет находок, что, видимо, свидетельствует о запрете посещения святилища в непраздничные дни.

Т.И. Останина считает, что поверхность памятника могла быть своеобразным «хронометром» для определения фаз движения луны и солнца. Проконсультировавшись с профессиональными астрономами, исследовательница пришла к выводу, что центром этой системы был самый большой столб (идол?). Видимо, там же находился и жрец. Столбы (идолы?) поменьше маркировали точки юга, восхода Высокой и Низкой Луны, восходов солнца 22 июня, 1 сентября, 8—9 октября, заходов Низкой Луны и солнца 6—8 июня (расчеты были осуществлены астрономами для широты Кирбинского городища). Большинство из этих точек связано с отправлением известных славянских календарных земледельческих праздников.

4 июня у славян праздновался Ярилин день, и, видимо, с этим праздником связан столб (идол?), отмечавший заход солнца 6—8 июня (разница в несколько дней, скорее всего, связана с полуторатысячелетним возрастом самого городища). Этот праздник считался одним из важнейших в славянском язычестве. Лето вступало в свои права, и утром этого дня нужно было обязательно умыться росой (на заливных лугах вокруг Кирбинского городища поутру ее предостаточно), затем проходили посвящения юношей в воины, устраивался пир, а ближе к вечеру жрецы рассказывали истории о богах и славных предках. В этот день впервые выгонялся на пастбища скот (опять вспомним о заливных лугах и располагавшихся недалеко именьковских поселениях).

22 июня, в день летнего солнцестояния, когда солнце находится на небе максимально высоко и тень (символ сил зла) минимальна, праздновался Иван Купала. Согласно данным славянской этнографии, атрибутом этого праздника было разбивание глиняных сосудов, обломки которых в большом количестве зафиксированы на Кирбинском городище за пределами капища. Также Иван Купала не обходился без разведения священных костров, остатками которых могли быть, как указывалось выше, прокалы от кострищ Кирбинского городища.

1 сентября у славян считалось началом нового года. К этому времени завершались основные полевые работы и начинались обряды-праздники в честь богини жатвы Мары (в это время ее восхваляли, но если следовавшая потом зима была суровой, то могли и прогнать, отсюда и знаменитая Масленица с сжиганием ее чучела). Мара могла отождествляться с зарей, что вполне укладывается в концепцию Кирбинского городища как древней обсерватории-святилища.

Другие столбы (идолы?) и очаги (священные костры?) в привязке к «главному» столбу (идолу?), видимо, обозначали астрономические явления, связанные с культом предков, но сведения об этих языческих представлениях до нас, к сожалению, не дошли.

Кирбинское святилище относится к числу праславянских городищ-святилищ. На нем было проблематично прятаться от врагов, и охранные функции для столь важного сакрального центра, скорее всего, выполняло открытое мною (неизвестное ранее науке) и расположенное недалеко именьковское Травкинское городище (по названию соседней деревни Травкино).

Астрономические знания именьковцев были для своего времени достаточно развиты, и Кирбинское святилище не является случайным феноменом. На их археологических памятниках находят много украшений в виде солярных (солнечных) символов, возможно, также выполнявших функции и примитивных календарей. Как говорилось выше, недалеко от Кирбей, в районе современной деревни Дятлово (бывшее Рождествено) располагался именьковский могильник с остатками кремаций. Изучая его материалы и материалы других могильников, я заметил, что расположение в погребениях сосудов с жертвенной пищей напоминает видимое невооруженным взглядом расположение самых ярких звезд в созвездии Плеяды (одна линия из нескольких сосудов, а напротив нее — сосуд поменьше). Славяне эту группу звезд называли Велесожары, что отсылает к известному славянскому богу скота и смерти Велесу (в православном пантеоне он слился с образом Святого Власия), а также к культу огня («жар»). Именно в район Велесожар направлялись вместе с дымом после кремации души умерших, и там пировали со своими ранее умершими родственниками. Здесь можно вспомнить и более древние праиндоевропейские параллели, например, древнегреческий миф о Елисейских полях, где пасутся, наподобие животных в поле, души умерших людей.

Недалеко от Кирбинского городища, в том же Лаишевском районе Татарстана, находится село Русское Никольское, где каждый год проходит русский фольклорный праздник Каравон. Площадки праславянских археологических памятников вполне могли бы вписаться в программу праздника, что способствовало бы их популяризации и включению в современную культуру и массовое сознание. Кроме того, необходимо принять серьезные меры по защите расположенных рядом с Казанью именьковских памятников. Красивые природные места и близость города способствуют массовому строительству коттеджей и зон отдыха прямо на объектах археологии, что может привести (и уже приводит) к их разрушению и потере для последующих поколений.

Александр Овчинников, кандидат исторических наук
ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 52

комментарии

  • Анонимно 17 авг
    Именьковцы - не славяне.
    М вообще, как пишет известный русско-советский историк М.Н. Покровский (зам председателя АН СССР) в своей «Русской истории с древнейших времен» (1910 г.), на всей территории СССР никогда не было славян. Они появились только в 8 веке и только на западе современной Украины. Все русские это - ослявянившиеся финугры и тюрки, и на 90 %. В основном обрусевшая чудь. То же самое писал и Даль.
    Сколько можно людям морочить голову писав об этих мифических славянах? Причем в самой России? В котором никогда никакуих славян не было.
    А славянами называли не этническую общность, а рабов Рима. Слово славе во всех европейских языках означает раба.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Пральна!

    Карпаты родина славян. Это пишет вся мировая наука.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Генинг Халиков много писали это тюрки, язык культура тюркская.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Совершенно верно - Алтай родина тюрков.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Среднее Поволжье родина финов. Вторыми пришли тюрки и иранцы, затем угры и славяне.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Именьковцев "пришли" вторыми - после финно-угоры.
    Последние тоже откуда-то пришли.
    Пока современная наука сходится во мнении, что все пришли из Африки.
    Похоже все туда обратно и уйдем.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    А разве Овчинников не писал доносы на разных ученых из КХТИ и Академии Наук??
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Это на него писали доносы.
    За то, что не принадлежал ни к одной из политических около научных группировок.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Овчинников ангажирован около научными кругами,мифотворцами из Москвы
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Мифы и легенды есть у каждого народа.
    Начиная с древнегреческого и древнееврейского.
    А вот доносы на Овчинникова, в том числе и публичные, через СМИ писали местные политики-"историки".
    И только за то, что он научными методами доказывает, что именьковцы по материальной культуре принадлежат к праславянам.
    И существенно "затруднили" молодому учёному жизнь.
    Обычная "научная" зависть и ревность?
    Или просто злобность и ненависть?
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Овчинников не археолог и не специалист по материальной культуре. Какими же научными методами он что-то доказывает про именьковцев??? Не пишите бред
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Овчинников биограф А. П. Смирнова, он не археолог.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    А какими пришли в Поволжье древние болгары? Которые говорили на тюркском, но не были тюрками.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Не впадайте в манию величия.
    Научные методы могут использовать все люди, а не только учёные.
    Овчинников историк и археолог.
    Почему Вы ему отказываете в познании?
    Вы жрец?
    Какого культа?

    Ответить
    Анонимно 19 авг
    Именьковцы - славяне. Это показывают все археологические данные. Материальная культура славянская, погребальный обряд славянский.
    Тюрки в то время проживали на Алтае и на плато Ордос.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Не верите так нагло и бездарно.
    Да ещё от лица "всех европейских языков".
    Выучить хотя бы один европейский язык.
    Например, можно начать с русского.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    М.Н.Покровский был ярким представителем марксизма - писал публичные доносы на своих оппонентов.
    Потом его ученики-марксисты написали доносы и на него.
    К науке марксистские построения советского академика не имеют никакого отношения.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Теперь мы узнали, что Овчинников тоже писал доносы........
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Опять клевещете?
    Это Ваши методы "доказательства"?
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    00.18, вы псевдоисторик? На уровне генетических исследований доказано, что нет в русских ни финно-угорской, ни тюркской крови. А именьковская культура самая, что ни на есть славянская культура.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Не ври!
    Именно на генетическом уровне доказано, что так называемые "русские" - это на самом деле обрусевшие финугры и тюрки.
    На сей счет в Живом журнале была статья о пластах формирования русского народа. Три пласта формирования русского народа вроде называлась, приблизительно так.
    Там есть такие пласты (по генгофондам): финугры (север, лесная часть), тюрки-татары (юг), балты (Прибалтика,- Смоленская, Псковская ... области).
    Гаплогруппы на 100 % совпадают.
    Нет ничего общего с чехами, словаками и прочими.
    Ответить
  • Анонимно 17 авг
    Интересно.
    И факты.
    И гипотезы.

    Но отнесение учёными именьковмкой культуры к славянской (праславянской) вызывает бурю протестов политиков и политиканов (пара-ученых, лже-ученые).

    Хотя учёный араб, секретарь Багдадского посольства Ибн-Фадланв 922 году прямо называет булгарина (тюрка) Алмуша "царем сакалибов", царем славян.
    В 922 году добровольно приняли ислам на Средней Волге тюрки и славяне.
    Таким образом, в следующем году праздник 1100-летия добровольного принятия ислама относится не только к современным казанским "татарам", но и современным "русским".
    Их потомки вместе и добровольно приняли ислам в 922 году.


    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Сакалиба -- светловолосые,не славяне. Мишары и удмурты много светловолосые,а они татары и финоугры.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Одно другому не мешает.
    Не старайтесь быть умнее ученого араба, секретаря Багдадского посольства.

    Ибн-Фадлан мог отличить тюрка от славянина.

    Свои высказывания старайтесь подкрепить фактами, аргументами и логикой.
    В противном случае Вы можете говорить что угодно.
    Но это н какого отношения к реальности не будет иметь.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Вы не можете быть умнее ученого араба, секретаря Багдадского посольства.

    Арабы отличали славян от сакалиба.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    арабы отличали не только славян и сакалиба,они отличали славян и русов как разные народы
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Совершенно верно.
    Поэтому секретарь не ошибался, когда констатировал факт - хан-тюрок был царем сакалибов-славян.

    Просто этот научный факт почему-то очень не нравится некоторым политикам и около научным деятелям.

    Славяне вместе с тюрками и финно-угорами добровольно приняли ислам на Средней Волге в 922 году.
    Именьковцев являются предками современных казанских "татар" и современных "русских".

    Почему этот научный факт так некоторых раздражает и возмущает.

    Сейчас на Овчинникова накинутся различные лже-политики и лже-ученые
    Ответить
    Анонимно 20 авг
    МАТВЕЙ МЕХОВСКИЙ
    ТРАКТАТ О ДВУХ САРМАТИЯХ
    DE DUABUS SARMATIIS

    Глава третья. О татарах козанских и татарах ногайских.
    Третья орда — козанских татар — названа так по замку Козан, стоящему над рекой Волгой у границ Московии, где они живут.
    Они произошли от главной татарской орды, а именно от чагадайских или заволжских татар, как и все другие татары.
    Ответить
    Анонимно 25 авг
    Трактат опубликован в 1517 году. " Дикость татар Матвей объяснял астрологически через влияние Сатурна в созвездии Водолея" (из Википедии). - Наверное, это очень "достоверный" документ.
    Ответить
  • Анонимно 17 авг
    Язык именьковцев никому не известен, поэтому называть их праславянским населением ненаучно.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    В 4 в. Ср.Поволжье заселили гунны,а это народ-солянка,как советские и российские.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Сарматы тоже народ-солянка, это могут быть сарматы.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Это могут быть даже инопланетяне?
    А почему бы и нет?
    Нужны, факты, аргументы и логика?
    И отсутствие политики и особенно политиканства.
    Если мы хотим оставаться на позиции науки.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Кроме языка есть ещё и культура.
    А культура праславянская.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Культура именьковцев не славянская, а перешедшая от финов-именьковцев к славянам, так как именьковцев вытеснили булгары на запад. А это две большие разницы!
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Материальная культура именьковцев, обнаруженная археологами и изученая историками, свидетельствует о том, что эти племена можно отнести к праславянам.

    Именно эти славянские племена и приняли добровольно ислам на Средней Волге в 922 году
    О чем и написано в книге ученого араба Ибн-Фадлана.

    Почему некоторым политикам так не нравится научный вывод о добровольном принятии ислама славянами в 922 году?
    Наряду с тюрками и финно-угорами.

    Странно это.
    Но у политиков другие цели нежели у Науки, которая стремится к истине, пытается объективно описать действительность.

    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Археологи Генинг и Халиков писали что именьковская культура тюркская.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    А Маркс, Ленин, Троцкий и Сталин писали, что марксизм-ленинизм высшее достижение науки.
    Ну и что?
    Пусть учёные археологи и историки приведут факты, аргументы и свои интерпретации.
    Владея логикой каждый человек може сделать выводы.
    В том числе и об уровне квалификации учёных, живущих за счёт бюджета, на деньги налогоплательщиков.

    Ответить
    Анонимно 17 авг
    причем тут Маркс и Ленин? Владимир Федорович Генинг и Альфред Хасанович Халиков авторитетные УЧЕНЫЕ
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    И авторитетные учёные могут ошибаться.
    Или нет?
    Другие ещё более авторитетные учёные, например, Седов и многие другие, утверждали, что именьковцев это праславяне.

    Сколько теорий было "отринуто" временем даже в естественных науках - например, теория флогистона.

    В "противоестественных" науках все ещё более зыбко.
    Надо оперировать фактами.
    А археологические факты свидетельствуют, что именьковцев принадлежали к праславянской материальной культуре.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Мы больше не дадим вам переписывать историю финов. Уже многое у нас украли. Не было никаких праславян в Поволжье до 13-16 веков. Именьковцы самые настоящие фины, прадеды и прабабушки удмуртов, коми и марийцев.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Не надо отвечать от имени финов.
    Тем более не будучи фином.
    Что за мания величия отвечать от имени целых народов?
    Прямо как Ленин, Троцкий или Сталин.
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Днк именьковцев N
    Как у финов
    Ответить
  • Анонимно 17 авг
    Вы уж определитесь, откуда славяне пошли: с Карпат или с Поволжья? Разница 3000 км. и тысяча лет. Сторонники именьковцев-славян это классические " Россия родина слонов". Если славяне зародились в 3 веке на Карпатах, как они же могли стать именьковцами в Поволжье и Прикамье? А все ради того, чтобы пяткой в грудь: мы первые на этой земле. Она наша! Да не ваша, успокойтесь... Без вас тут полно народу проживали...
    Ответить
  • Анонимно 18 авг
    Есть такое направление в науке. И методика атрибутирования археологической культуры у них проверенная. В Египте как-то открыли гробницу фараона и пригласили консилиум. Пока зарубежные светила спорили, какой век и какая династия, из гробницы вышел советский археолог и, потирая руки, сообщил - Тутанхамон 25/12. Как, откуда!? Сам, гнида, сознался. Я думаю, коллеги имеют полное право потребовать у Овчинникова оригинал расписки от местных древнеславян, на основании которой он их классифицировал.
    Ответить
  • Анонимно 18 авг
    В комментариях, как всегда, срач.
    Ответить
    Анонимно 18 авг
    Хорошо только там, где Вас нет.
    Ответить
    Анонимно 18 авг
    Некоторые шутят как умеют, но есть и по делу комментарии.
    Ответить
  • Анонимно 19 авг
    именьковцы не были славянами
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Сакалибы - это саки, кыпчаки, тюрки. На границе лесной и степной зон в 4-8 вв. жили финно-угры и тюрки. Никаких "славян" или "праславян" там и в помине тогда не было. Славяне двигались с запада на восток, а не наоборот.
    Умерших сжигали многие народы, и огонь почитали - тоже.
    Нечего сюда за уши "славян" или "праславян" притягивать.
    А вот русифицированные тюрки и финно-угры гораздо позднее, действительно, стали многими из нынешних "славян" и "русских".
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Опять хотят культурные памятники других народов приписать "славянам" или хотя бы неким "праславянам". Это - как с "Укокской принцессой" с Алтая, то же самое. Для этого всячески поддерживают МИФ о том, что древние тьюрки были, якобы, монголоидами. Но древние тюрки были европеоидами и с большим процентом светло- и рыже-волосости и светлых глаз. А монголоидные гены попали к ЧАСТИ из них только из-за тесных контактов с монгольскими и ханьскими племенами на крайнем востоке ареала расселения и кочевий в Великой Степи.
    Кстати, гаплогруппа R1a - никакая не "славянская", тут Клёсов ошибся. Насчёт R1b он правильно понял, что это - тюркская гаплогруппа.
    Но не сообразил, что ОБЕ они произошли от R1, а та, в свою очередь, от R.
    R1а - кыпчакская, а R1b - огузская, вот и всё. Две ветви одного корня.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Выходит все же, что славяне первичны на этой территории?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров