Основатель «Золотого колоса» распродает имущество за долги

В отношении сооснователя «Татфондбанка» и экс-депутата Госдумы Рината Губайдуллина ввели процедуру банкротства

Всего три месяца потребовалось структурам «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова, чтобы поставить точку в деле о банкротстве известного татарстанского бизнесмена, основателя разорившейся агроимперии «Золотой колос» Рината Губайдуллина. Суд не впечатлили обещания представителей должника расплатиться с долгами в течение месяца, теперь улаживанием долгов займется финансовый управляющий, назначенный по требованию кредитора. Отметим, что это уже второе резонансное дело о банкротстве физлица в новом году.

Птицефабрика как переходящее знамя

О резонансом иске на банкротство бывшего совладельца «Татфондбанка» и основателя разорившегося агрохолдинга «Золотой колос», экс-депутата Госдумы Рината Губайдуллина «Реальное время» написало еще в октябре прошлого года и оказалось единственным СМИ, освещавшим данную тему. Именно на нем структуры Ивана Егорова решили обкатать механизмы нового закона о банкротстве физлиц. ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс» подал в суд на сооснователя «Золотого колоса» Рината Губайдуллина в первый же день вступления в силу закона о банкротстве физических лиц — 1 октября 2015 года.

Стороны не комментировали конфликт, но в то же время «Реальному времени» удалось выяснить, как появился огромный долг у бывшего депутата. Похоже, в основу разбирательства лег спор 2012 года между семьей Губайдуллина и Сбербанком. Тогда Губайдуллин-старший выступал поручителем по обязательствам СХП «Юбилейное», одной из старейших татарстанских птицефабрик в Габишево. Она и стала впоследствии ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс». Банкиры требовали ареста заложенного имущества и неких ценных бумаг и основных средств. Задолженность по одному из кредитных договоров, по данным Сбербанка, составила 215 млн рублей. Затем птицефабрика «Юбилейная» попала к «Татфондбанку», а затем была переуступлена за долги, видимо, структурам холдинга «Ак Барс».

668 млн долга и три исполнительных производства

Рассмотрение иска о признании банкротом Рината Губайдуллина переносилось дважды. 13 февраля представитель должника просил дать месяц на погашение 215-миллионного долга, однако судья к этому заявлению отнесся скептически.

Представитель должника выбрал довольно своеобразную тактику ведения защиты, на заседание он пришел всего с двумя документами — отзывом на иск и доверенностью, никаких привычных для подобных процессов объемных томов или хотя бы папок с документами.

Заседание началось с сюрприза для ответчика, судья зачитал ответ Службы судебных приставов на запрос, в котором отмечалось, что в отношении Губайдуллина заведено целых три исполнительных производства на общую сумму 668 млн рублей.

— Что еще за два исполнительных производства? — поинтересовался судья, однако представитель ответчика заявил, что не знает о том, что это за производства.

— Почему вы не исполняете требования федерального закона о банкротстве, почему не представили документ, который указал суд? — продолжил спрашивать судья: — В определении суда было указано, что нужно заглянуть в статью 47 закона о банкротстве и представить все предусмотренные данными статьями документы. Какая есть уважительная причина непредставления суду данных документов?

Однако представитель защитника уважительную причину назвать не смог.

Найти 200 млн за месяц

После исследования материалов дела слово было передано истцу, представитель которого потребовал введения процедуры реструктуризации долга.

— Просим ввести в отношении Губайдуллина процедуру реструктуризации долга, включить в реестр требований кредиторов ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс» с требованиями 215 млн рублей и госпошлину в размере 60 тысяч рублей.

Также истец попросил назначить финансового управляющего. В ответном слове представитель ответчика признал долг и попросил дать время, чтобы расплатиться с кредитором.

— Действительно, у должника имеется большая задолженность перед вами, он это признает. Но в данный момент предпринимаются усилия по погашению этой задолженности, в частности, идет реализация имущества должника, уважаемый суд, хочу это усиленно отметить. Сейчас реализуется имущество, которое должно пойти на погашение этой кредиторской задолженности. В целом экономическая ситуация в стране тяжелая, все это быстро не происходит, поэтому полагаю, вводить данную процедуру смысла не имеет. Прошу суд выделить нам хотя бы месяц, чтобы у должника появились средства на погашение данной задолженности.

Однако данные аргументы не вызвали доверия у суда, который поинтересовался, какая часть долга была уплачена с 2013 года.

— Этому кредитору пока не уплачено, но были другие кредиторы, — отметил юрист Губайдуллина.

Истец также с предложением отсрочки не согласился, отметив, что пока нет даже проекта мирового соглашения. Судья ходатайство об отложении процесса на месяц отклонил и перенес заседание на день.

Все ясно, не назван срок

14 января, однако, месячный срок, который ответчик просил накануне, оказался более размытым. Утреннее заседание свелось к одному короткому диалогу между судьей и ответчиком:

— В течении какого срока планируете выплатить долг? — спросил судья.

— Это зависит от того, как мы реализуем имущество, — ответил представитель должника.

— Все ясно, не назван срок. Судом объявляется перерыв.

В 16.00 арбитраж возобновил рассмотрение дела, в связи с тем, что реплик и ходатайств у сторон не осталось, суд сразу же удалился в совещательную комнату. Через 20 минут был объявлен вердикт.

— Признать требования обоснованными и ввести в отношении Рината Губайдуллина процедуру банкротства, реструктуризацию долгов.

Также суд утвердил финансового управляющего и включил в реестр требований кредиторов 215-миллионный долг перед птицеводческой фабрикой. Следующее заседание назначено на апрель. Дальнейшая судьба предпринимателя пока не ясна, однако, по закону, для него должен быть составлен новый график погашения кредитов, в случае, если он с ним не справится — финансовый управляющий сможет приступить к реализации имущества должника.

Напомним, что кроме птицеводческого комплекса «Ак Барс», у Рината Губайдуллина есть ещё кредиторы, в базе данных судебных приставов значится сумма ещё в 451 млн рублей. Кому принадлежит этот долг «Реальному времени» выяснить не удалось, представитель ответчика отказался раскрывать информацию. Также неясным остаётся и вопрос с имуществом Губайдуллина, на заседании 13 января юрист должника, отмечал что для погашения долга в настоящее время ведётся реализация имущества, однако ни размеров активов, ни их ликвидности на данный момент установить не удалось. Представитель истца рассказал, что реестр имущества будет составляться финансовым управляющим.

Иск в первый день вступления в силу закона о бакротстве физлиц

В конце можно напомнить, что закат империи Рината Губайдуллина начался в 2010 году, когда осенью того же года банк «Ак Барс», возглавляемый Робертом Мусиным, потребовал от предприятий группы «Золотой колос» порядка 3,3 млрд рублей долгов. Из них 92 млн рублей должен был выплатить лично бенефициар агрохолдинга Губайдуллин, являвшийся одним из поручителей по кредиту. Тогда Ринат Шайхуллович публично заявил, что инициатором всего этого процесса выступает его бывший партнер и друг Мусин.

Закат империи Губайдуллина начался в 2010 году, когда банк «Ак Барс», возглавляемый Робертом Мусиным, потребовал от группы «Золотой колос» порядка 3,3 млрд рублей долгов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Агрохолдинг тогда был признан банкротом из-за кредиторской задолженности в 15 млрд рублей, а основные активы компании (около 40 предприятий) отошли холдингу «Ак Барс», включая Буинский сахарный завод, Буинский и Бурундуковский элеваторы, земельную корпорацию «Лидер».

Закон о банкротстве ударил и по списку Форбс. Так, согласно федеральной прессе, иски поданы к ряду крупных бизнесменов: основному владельцу одного из старейших российских импортеров алкоголя «Русьимпорт» Александру Мамедову (его банкротства требуют Сбербанк и БТФ); экс-сенатору и бывшему вице-президенту «Лукойла» и отцу певицы Алсу — Ралифу Сафину (их пытаются банкротить банкиры из «Зенита»); банк ВТБ подал иск о банкротстве бывшего «короля Черкизона» Тельмана Исмаилова. Последний, к слову, признан банкротом. Сегодня в полку банкротов-олигархов добавился и татарстанский предприниматель.

Причем, похоже, структуры «Ак Барс» холдинга не намерены на этом останавливаться. Еще 3 ноября татарстанский арбитраж признал банкротом ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Рубин» по иску все того же ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс». Поручителем по долгам елабужского «Рубина» выступал также Ринат Губайдуллин. Правда, в материалах дела можно найти, что еще в ноябре представители компании-банкрота в Кировском суде Казани оспаривали имеющуюся задолженность перед «акбарсовцами» в 361,3 млн рублей. Одним словом, бой продолжается...

Александр Третьяков
Губайдуллин Ринат Шайхуллович

Новости партнеров