Айрат Хайруллин: «Разгуляй» — это не самый крупный агрохолдинг, который рухнул»

На бугульминское предприятие федерального агрохолдинга претендовал Ильшат Тукаев

Айрат Хайруллин: «Разгуляй» — это не самый крупный агрохолдинг, который рухнул»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В СМИ с интересом продолжают следить за эпопеей, связанной с реструктуризацией одного из крупнейших агрохолдингов России — ПАО «Группа компаний Разгуляй». В ноябре 2015 года было объявлено, что ВЭБ выходит из капитала холдинга, а долговые обязательства берет на себя «Русагро». О том, как в Татарстане до сих пор решают вопросы о реструктуризации бугульминских предприятий, принадлежащих закредитованной компании, и как Минтимер Шаймиев «отвоевал» в свое время «Нурлатсахар», — в материале «Реального времени».

Купи-продай

На сайте агрохолдинга «Разгуляй» появилась информация о продаже непрофильных активов. В частности, речь идет о двух предприятиях, расположенных в Татарстане, а именно: 75% (минус одна акция) доли в уставном капитале ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов №2», принадлежащих ООО «Р-Холдинг» (176 млн рублей), и 75% (минус одна акция) в уставном капитале ЗАО «Бугульминский элеватор», принадлежащих ООО «Р-Холдинг» (150 млн рублей).

Отметим, что, как стало известно «Реальному времени», представители российского агрохолдинга «Разгуляй» пытались найти инвестора на данные активы в Татарстане. Причем в обоих этих предприятиях республики — на блокпакеты. Так, в конце ноября в министерстве земельных и имущественных отношений РТ прошло совещание по поводу агрохолдинга «Разгуляй». Речь шла о продаже 75% акций ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов №2» и ЗАО «Бугульминский элеватор», принадлежащих группе «Разгуляй», в связи с реструктуризацией задолженности. На совещании присутствовали и представители холдинга. Пока о результатах переговоров неизвестно, в министерстве земельных и имущественных отношений РТ «Реальному времени» сообщили, что до завершения сделки информацию предоставить не могут. Но известно, что в том совещании принимал участие представитель ПАО «Татагролизинг». Последнее, как известно, играло не последнюю роль в антикризисном плане по разделу активов «ВАМИН». То есть эту госкомпанию можно рассматривать как одного из возможных приобретателей.

В декабре Марат Ахметов рассказывал, что одним из претендентов на «разгуляевский» Бугульминский комбикормовый завод было предприятие «Репродукт». realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Завысили цены

Добавим, что еще в декабре Марат Ахметов рассказывал «Реальному времени», что одним из претендентов на «разгуляевский» Бугульминский комбикормовый завод (комбинат хлебопродуктов №2, — прим. ред.) было предприятие «Репродукт»: «Но «Разгуляй» попросили слишком дорого, и в итоге они построили свой завод (он был запущен известным предпринимателем Ильшатом Тукаевым в августе 2014 года, его стоимость — 2,2 млрд рублей). По другим инвесторам у нас нет информации. У нас пакет в 25% +1 акция, то есть блокирующий пакет. «Разгуляй» не разворачивается в вопросе инвестиций. Там нет никакой модернизации. Элеватор работает во время заготовительных работ, и товаропроизводители им платят за хранение. Что касается комбикормового завода, то он работает 3 дня в неделю».

Что касается Бугульминского элеватора, то Марат Ахметов знает, что и на него были претенденты: «Покупатели есть, они дорого просят. У меня старая информация, но было время, они 250 млн просили. Элеватор в таком состоянии, что туда еще 250 млн вкладывать надо. Тем более, они продают его вместе с комбикормовым заводом». Теперь мы видим, что «Разгуляй» все-таки скинул цену до 150 млн.

Миргасим Усманов, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия в Азнакаевском муниципальном районе РТ, рассказал «Реальному времени», что на данный момент они используют мощности Бугульминского элеватора для хранения 32 тыс. тонн зерна. «По поводу Бугульминского элеватора слышал, что продают. Но подробностей не знаю», — говорит Усманов.

Попросили на выход

Вообще, история ПАО «Группа компаний «Разгуляй» весьма эпична, как и история его прихода в Татарстан. Тут есть все: грандиозные планы, многомиллиардные кражи, огромные долги и постоянные перестановки в руководящем составе.

В 1999 году «Разгуляй» в рамках реструктуризации выкупил 100% акций АО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов №1», АО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов №2» и ЗАО «Бугульминский элеватор» в Татарстане, после чего четыре года спустя продал блокирующий пакет акций (25%) Татарстану, тем самым добившись возможности работать на территории республики.

Кроме того, несколько лет подряд правительство РТ в рамках программы по приватизации ряда государственных объектов выставляет на торги 25%+1 акция Бугульминского предприятия хлебопродуктов, 25%+1 акция Бугульминского элеватора и 7,69% Елабужского хлебоприемного предприятия. Есть эти акции в прогнозном плане на приватизацию и на 2016 год.

Непроста и история еще одного татарстанского предприятия — ОАО «Нурлатский сахарный завод», который после реструктуризации в 2001 году также оказался под крылом «Разгуляя». Тогда основатель и президент компании Игорь Потапенко заявлял, что в реконструкцию ОАО «Нурлатсахар» будет вложено $1,5 млн. Но уже в 2007 году было объявлено о продаже предприятия. По некоторым данным, решение было инициировано правительством Татарстана во главе с президентом Минтимером Шаймиевым, который остался недоволен результатами работы предприятия. Претензия заключалась в том, что «Разгуляй» не нарастил сырьевую базу для производства. В 2008 году сделка была завершена, и «Нурлатский сахарный завод» вступил в группу компаний Раиса Сулейманова «АгроИнвест».

Из князей в грязь

Основателем агрохолдинга «Разгуляй» является Игорь Потапенко. После 22 лет работы в сфере сельского хозяйства в 2014 году он неожиданно из «сахарного короля» превратился в подсудимого. Ему было предъявлено обвинение в мошенничестве при совершении операций по купле-продаже земли для агрохолдинга. По данным следствия, экс-президент компании в ходе операций похитил с экс-директором холдинга Дмитрием Тюхтенко и финансовым директором Андреем Поляковым 20 млрд рублей. Собственно, с этой командой Потапенко в 2011 году ушел из «Разгуляя», продав свой пакет акций (но при этом оставшись в совете директоров), и основал новый агрохолдинг — ООО «Агроко». Основанием к возбуждению дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») послужило обращение нового руководства «Разгуляя».

На место Потапенко в 2011 году пришел выходец из Татарстана Рустем Миргалимов, управляющий партнер Avangard Asset Management, экс-зампред «АК БАРС» Банка и владелец 29,99% акций компании (тогда Avangard Asset Management выкупила блокпакет акций). Через 8 месяцев правления на его место прочили другие кандидатуры, а Миргалимова называли скорее инвестором, чем управленцем. В итоге с 2012-го по 2015-й компанию возглавляла Елена Лазаренко, а Миргалимов остался в должности председателя совета директоров. Кстати, эти две личности связывает все тот же Avangard Asset Management, куда управленцы пришли в 2007 году.

В сентябре 2015 года многочисленные слухи подтвердились, и генеральным директором «Разгуляя» стал IR-директор «Русагро» Сергей Трибунский. Тогда же было принято решение включить в состав правления, помимо Трибунского, еще трех представителей «Русагро». Через два месяца после изменений в кадровом составе ВЭБ продал холдингу свой пакет акций и вышел из капитала «Разгуляя».

Возможно, активизироваться структурам Рустема Миргалимова по продаже татарстанских активов помогли и последние отставки в ВЭБ. Так, недавно под арест попал и его неформальный покровитель Ильгиз Валитов.

Из рук в руки

В двухтысячных планы «Разгуляя» можно было назвать наполеоновскими: в 2003-м в компании планировали довести объем продаж к 2007 году до $850 млн, а в ближайшем будущем расширить свое присутствие, зайдя еще в три региона. Но после экономического кризиса в 2008 году агрохолдинг оказался в тяжелейшей кризисной яме. 2009 год компания заканчивала с долгом более чем в $1 млрд.

В 2010-м кредитором компании стала правительственная корпорация «Внешэкономбанк», позже, с приходом Миргалимова, сначала 21,4%, а потом и блокпакет (30% акций) «Разгуляя» выкупил инвестфонд Avangard Asset Management, а 20% — основной кредитор ВЭБ. Остальные акции были «раскиданы» между другими кредиторами.

30 ноября 2015 года ВЭБ продал «Русагро» свои 19,97% акций «Разгуляя» и в придачу — кредитные обязательства. Для покупки холдинг взял у ВЭБ кредит на 34 млрд рублей на 13 лет, ВЭБ вышел из капитала «Разгуляя», а заемщиком реструктурируемой компании стало «Русагро». На сайте «Русагро» значится, что в компании совместно с руководством проведут анализ «Разгуляя», на основании которого планируется продумать стратегию реструктуризации кредитного портфеля.

По данным на 30 сентября 2015 года, помимо «Русагро» (19,97%), еще более чем 40% акций владеют следующие компании: Chandlor (7,6%), зарегистрированная на Кипре, а также Atonline (9,9%), Amoril Holding (9,6%), Olfrin Associates (8,2%) и Tapsaw Invest (7,1%), зарегистрированные на Виргинских островах в Великобритании. 13,9% акций находятся в собственности эмитента или аффилированных лиц. Остальные 31% акций на конец ноября находились в свободном обращении на Московской бирже.

«На самом деле на его обломках создали компанию «Разгуляй»

Историю агрохолдинга «Разгуляй» прокомментировал «Реальному времени» депутат Айрат Хайруллин:

— Я хоть и являюсь создателем агрохолдинга «Красный Восток», но оперативной работой не занимаюсь. Мое преимущество в том, что я, как собственник, полностью владею всей информацией, мне готовят справки, и по ним я вижу реальную картину, что происходит, что говорится, могу себя вместить в шкуру сельхозпроизводителей и видеть, что их беспокоит. Но при этом, конечно же, поступали различные предложения.

«Разгуляй» — это не самый крупный агрохолдинг, который рухнул. У нас, например, «ВАМИН», который рухнул, — это был крупнейший в РФ производитель и переработчик молока. Причина первая — это огромная закредитованность, второе — неготовность в этих условиях принять серьезное решение и вытаскивать эти предприятия. Вот на Западе, например, и в Америке прошли этот длинный путь и понимают, что лучше сегодня спасти предприятие, чем потом попытаться создать аналогичное. И в конце концов, нужно понимать, что «Разгуляй» не рухнул. На самом деле на его обломках создали компанию «Разгуляй», которая совсем недавно разделилась на две части: одна вошла в группу собственника Мошковича «Русагро», а другая продолжает работать. Они разделили направления бизнеса. Вообще, сельское хозяйство — это очень капиталоемкая отрасль, и на один рубль денежной выручки здесь денег нужно гораздо больше тратить. Это не просто поставил киоск, купил товар и занимаешься предпринимательством, нет. Если вы, например, хотите построить ферму и производить молоко, нужно быть готовым к тому, что для одного рубля денежной выручки за год надо инвестировать денег в четыре раза больше. То есть для того, чтобы у вас, как у предпринимателя, оборот в год был всего лишь 1 млн рублей, вы должны инвестировать 4 млн. А если вы хотите 10 млн оборота, то должны 40 млн инвестировать. У нас пока сегодня даже такой готовности нет. И я как раз этим и занимаюсь в Госдуме, чтобы создать условия для того, чтобы те люди, которые родились и выросли в деревне, чтобы им создали условия. У нас серьезные программы приняты с этого года по поддержке фермеров, практически в три раза она поддержана грантовой системой.

Мария Горожанинова, Ангелина Панченко, Дина Валиуллина, Арслан Минвалеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров