Автовакханалия на Чистопольской: как казанцы превратили тротуар в парковку

Почему в городе дефицит парковочных мест — виноват не только возросший уровень автомобилизации, но и особый порядок

Автовакханалия на Чистопольской: как казанцы превратили тротуар в парковку
Фото: Максим Платонов

Вдоль крупных магистралей Казани все сложнее припарковаться — мест катастрофически не хватает. Аналогичные ситуации можно наблюдать на оживленных перекрестках на улице Чистопольской (практически в новом центре города). У местного медицинского центра даже вынуждены были установить плакат: «Просьба не занимать парковочные места с 7.30 до 20.00 для возможности подъезда и парковки служб скорой медицинской помощи». Но просьба тщетна: пациенты и посетители соседних магазинов и сотрудники ближайших офисов паркуются на любом клочке пространства — лишь бы автомобиль уместился. «Реальное время» — о причинах, по которым невозможно поставить машину в таких местах. О порядке, при котором в столице Татарстана на платных парковках будут находиться автохамы со снятыми номерами, и когда не будет хватать бесплатных парковочных мест ни в одном месте.

«Как можно натыкать на пятачке столько контор и не обеспечить парковкой?!»

— Я выбираю платную клинику, потому что хочу комфорта, — взорвался казанец Евгений Грофенин, когда корреспондент «Реального времени» поинтересовался, не стыдно ли парковаться на тротуаре перед входом в клинику «Здоровье семьи» на улице Чистопольской. — У меня время дорого стоит, но я готов платить, чтобы его зря не тратить! Я записываюсь заранее, приезжаю и 20 минут катаюсь по ямам и буеракам, чтобы припарковаться, разве это нормально? В итоге места нет, назначенное время проходит, куда деваться? Я оставил место пешеходам, схожу к врачу и машину переставлю.

— Мы живем недалеко — на улице Короленко, — смущенно поделился нарушитель правил парковки Рустем (фамилию мужчина назвать постеснялся).

— Могли бы пешком, конечно, прийти. Но ребенок маленький, время весеннее, не хочется тащиться с коляской по лужам и остаткам снега. Приехали, а встать негде. Жена с сыном пошли на прием, а я тут дежурю и машину переставлю, как только место на парковке освободится.

— Я сюда к врачам хожу несколько лет, — рассказала Альбина Загидуллина, которой повезло втиснуть свой «Хенде» на внезапно освободившееся парковочное место. — Заехала по пути, потом поеду по рабочим делам. Уже пожалела, что поехала на своей машине: пока искала место, «убила» в яме порог. Эта поездка дорого мне обойдется. Как можно натыкать на таком пятачке столько контор, торговый центр, клинику — и не обеспечить парковкой?! Впрочем в Казани везде так.

А спросить не с кого

— Нам посетители не жалуются на отсутствие парковки, видно, привыкли, — заметила старшая медсестра клиники. — Я здесь уже несколько лет работаю, и с парковкой всегда было сложно.

Действительно, на отрезке Чистопольской расположены, кроме медцентра, стоматологическая поликлиника, трехэтажный гипермаркет электроники, четырехэтажный торгово-офисный центр (с баней и «Пятерочкой» в придачу), несколько кафе, цветочный павильон. А парковкой пользуются как посетители всех этих заведений, так и жильцы домов №15 и №19. Имеют право — часть парковочных мест расположена на придомовой территории.

В свете того, что «законная» парковка давно не вмещает автомобили всех, на нее претендующих, машины ставят и на газоны, и на тротуары. Поскольку в торговый центр и гипермаркет регулярно заезжают грузовики, не рассчитанные на такую нагрузку, проезд и тротуары давно разрушены. От них остались в основном бордюры, которые могут легко изуродовать автомобиль. Что касается газонов, нарисованных на карте Казани в этом квартальчике, то найти их способны разве что муниципальные служащие, которые выписывают автомобилистам протоколы за парковку на газонах.

Благоустройством прилегающей территории никто не занимается, поскольку она муниципальная (на публичной кадастровой карте в строке «Форма собственности» стоит прочерк), а стало быть ничья. Участки размежеваны так, что все проезды и тротуары относятся в основном к некоммерческим объектам, а к жилым домам (только у кафе «Султан» отведено место для парковки — отсыпан гравий на газоне). Поэтому коммерсантов, которые, собственно, и используют эту территорию по своей выгоде, невозможно обязать восстановить дорожное покрытие и парковку перед домом. В лучшем случае есть шансы когда-нибудь в неблизком будущем привести здесь все в порядок на деньги налогоплательщиков. Но при такой жесткой эксплуатации деньги улетят в трубу и проезды быстро вновь разобьют.

Тут только самокатов не хватало

За клиникой «Здоровье семьи» на улице Чистопольской числится лоскуток земли площадью 180 кв. м и кадастровой стоимостью 1,42 млн рублей — «под пристрой к жилому дому «для расширения лечебно-диагностического центра». Парковочные места, которые клиника просит не занимать, расположены за его пределами.

— Когда в прошлом году нашу парковку для инвалидных и детских колясок захватили коммерсанты, пришлось принимать решительные меры, — сообщила корреспонденту «Реального времени» директор казанского ООО «Здоровье семьи 1+» Татьяна Шилыковская. — Компания, которая предоставляет напрокат электросамокаты, в один прекрасный день привезла и выгрузила их на нашей парковке. Я тогда ночью звонила руководству этой фирмы, заставила их немедленно все вывезти. И боюсь, что скоро снова кто-нибудь будет на эту парковку покушаться, — место-то видное и удобное, и как раз начинается сезон.

Что же касается проблем с парковкой пациентов, Шилыковская заверила, что им припарковаться где-нибудь удается, а «заставить жильцов дома освободить там места мы не вправе».

Исключение, которое стало правилом

Парковки — больная тема для многих учреждений Казани. Вопрос, почему в столице Татарстана даже при новом строительстве забывают предусмотреть достаточно парковочных мест перед «коммерческими» первыми этажами жилых зданий, риторический. Потому что плоскостная парковка перед зданием — это потерянные застройщиком коммерческие площади, упущенная выгода, как поясняют специалисты.

Несколько лет назад Казань захватила волна публичных слушаний по вопросам разрешения на отклонение от градостроительных регламентов, и она не схлынула до сих пор. Застройщики, у которых аппетиты оказались выше возможностей земельного участка, обращаются в исполком за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в том числе на отклонение (в меньшую сторону) от необходимого количества парковочных мест — в виде исключения, например в связи со сложной конфигурацией земельного участка. Недостающие парковочные места, как пишут в таких случаях в документах, будут компенсированы — по соседству же есть парковки и на них есть свободные машиноместа.

Исполком проводит общественные обсуждения, о которых жители соседних домов зачастую даже не догадываются — никто же специально не заглядывает на сайт исполкома проверить, не задумал ли застройщик по соседству сократить парковку. И через энное время жильцы домов по соседству и предприниматели, которые озаботились устройством парковки, начинают задыхаться от незваных гостей.

Как пояснил «Реальному времени» источник в Казгорисполкоме, просто так никому сократить количество парковочных мест не разрешают, застройщик либо обязуется обеспечить их на другом своем участке (если поблизости такой имеется), либо предоставляет гарантийное письмо от собственника соседнего участка — о том, что там есть места и их соседу предоставят. Но после ввода объекта в эксплуатацию каким-то волшебным образом потом ни на этом участке, ни на соседних свободных мест днем с огнем бывает не сыскать.

Например, 15 марта 2021 года прошли общественные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства для земельного участка по ул. Академика Губкина. На них от жителей города не поступило ни одного замечания — не было несогласных. Потому что в слушаниях приняли участие ноль человек, это записано в протоколе. В результате ООО «Комосстрой Казань. Специализированный застройщик» скоро получит разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ЖК «Комос на Губкина» в части увеличения плотности жилищного фонда до 20,85 тыс. кв. м/га.

В последних документах исполкома, связанных с разрешениями застройщикам на отклонение от разрешенных параметров, ничего не говорится о парковочных местах. Но с ростом плотности застройки они точно окажутся в дефиците, ведь первые этажи жилых комплексов предназначены под коммерческие объекты — банки, магазины, аптеки и прочее.

«Возводятся жилые комплексы без дорог и парковок»

«Реальное время» обратилось в пресс-службу исполкома Казани с запросом о том, как много согласований и разрешений на строительство было выдано в 2020—2021 гг. с формулировкой, предполагающей парковку на чужой парковке при нехватке парковочных мест по нормативу. Мы также попросили пояснить, с чем связана практика подобных согласований при явной нехватке парковочных мест, и уточнить — были ли случаи, когда застройщикам в разрешении отказывали и обязывали их уменьшить площадь застройки с тем, чтобы была обустроена полноценная парковка. По получении ответ исполкома будет опубликован.

— Такая практика ненормальна, и вообще ненормально, когда количество парковочных мест не соответствует назначению объекта, — считает председатель ТРО «Всероссийское общество автомобилистов» Юрий Кулагин. — А ведь обратите внимание, это сейчас наблюдается повсеместно! На окраинах Казани возводятся жилые комплексы без дорог, без парковок, так что невозможно ни въехать, ни выехать. А про центр и старые кварталы я вообще молчу — как можно размещать объекты в плотной застройке без необходимой инфраструктуры?

— СНиПы, ГОСТы и другие нормативы принимаются на федеральном уровне и должны исполняться, — убежден юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. — Если практикуется такое систематическое отклонение от норм по инициативе муниципальных властей, это повод задуматься уже для прокуратуры.

К тому же, рассуждает юрист, тот, кто дает гарантийное письмо соседу для предоставления в исполком и обещает предоставить ему места на своей парковке, должен не ограничиваться этим, а каким-то образом передать эти места, закрепить этот факт документально. А поскольку этого не делается, то все гарантии могут прекратить действие после получения согласия исполкома на отклонение от предельно допустимых параметров.

По мнению Копвиллема, вряд ли соответствуют нормам закона и документы, которые предоставляют в обоснование сокращения парковочных мест застройщики:

— Земельный участок застройщик по завершении строительства должен передавать собственникам дома, то есть тем людям, которые приобрели в доме квартиры. Они покупают не только квадратные метры в здании, но и пропорциональную этой площади часть земельного участка. И их права нарушаются, если часть этой территории без их ведома и согласия отдается под парковку собственникам другого участка. А я сомневаюсь, что в таких случаях у каждого собственника дома берут согласие.

1/15
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Инна Серова, фото: Максим Платонов, видео: Камиль Исмаилов
ОбществоИнфраструктураВластьБизнесМедицинаНедвижимость Татарстан Исполнительный комитет города КазаниГород КазаньЗдоровье семьиФедерация автовладельцев России Представительство в Республике ТатарстанКулагин Юрий Валентинович
комментарии 37

комментарии

  • Анонимно 13 апр
    Штрафовать нужно. Автомобилист, как собственник имущество, несёт бремя содержания своего имущества. То, что поблизости отсутствует парковочные места или стоянки, не отменяет факта несения ответственности. К тому же, само слово поблизости является субъективным. Для один это, за ближайшим домом, для других это может быть допустимо в нескольких кварталах. Так же нужно понимать, что потребность в автомобиле можно снижать путём установления зон с запретом на стоянку и выделением в органах ГИБДД специальных служб под это. Вот вам и наполнение бюджета на эгоизме населения.
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    Извините, а зачем "снижать потребность в автомобиле"?
    Объясните, пожалуйста.

    Есть мнение, что надо снижать Вашу потребность в унитазе.
    Слишком от Вас много отходов, которые загрязняют окружающую среду.
    Не говоря о том, что налогоплательщиками приходится платить огромные деньги за Вашу непомерную потребность в унитазе - тратиться на постройку домов, их отделку, изготовление Вашего унитаза, подведение к Вашему унитазу канализации и воды, постройку огромных очистных сооружений, которые очищают продукты Вашей жизнедеятельности химическими реактивами и т.д. и т.п.

    Определенно - наступило время резко сократить Вашу потребность в унитазе.
    Сколько можно терпеть это безобразие?!
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    Создатели "обаятельного" мошенника Остапа Бендера Ильф и Петров ещё в середине 1930-х годов после поездки в США описали практически идеальную организацию жизни автомобилистов в своём популярном произведении "Одноэтажная Америка".
    Всё очень просто - широкие прямые улицы и дороги, много заправок и магазинов около них, на каждом участке гаражи или парковочные места.
    Всё остальное частности.
    Имея такую инфраструктуру автомобилисты комфортно перемещаются по всей стране.

    Вспомним "коттедж" поселки Казани и её пригородов - узкие кривые улочки, участки застроены огромными доминами, места для парковки семейных 2-3 автомобилей нет, редкие огромные торговые центры без соответствующих парковок.
    А земли у россиян по боле будет, чем у американцев.
    Зачем экономим?
    Кому-то лишняя "копеечка" в прибыль?
    А остальным неудобства при передвижении по городу и пригородам?
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    у него машины нет, вот он и бесится
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    Согласен, похоже на зависть.
    Злобную.
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    завидуй молча, лузер безмашинный
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    По стилю письма больше похоже на лузершу.
    Ответить
    Анонимно 14 апр
    В Америке авто - средство передвижения, а в РФ - независимо от стоимости - гадюшник на колесиках, из которого человекоподобные совки любят плевать в таких же как они пацаков. Не жёлтые штаны, конечно, но все же льстит их пацакскому самолюбию. Маленькая компенсация от чатлан, которые их время от времени бьют по ночам, в ицык сажают и заставляют приседать и цак носить.
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Надо делать ,парковочные карманы От проезжей части до тротуара, с сохранением древесных насаждений. Пример г.Туапсе ,тоже мест небыло всё таки Курортный город, Пересмотр каждого участка городского ландшафта, даст городу тысячи парковочных мест
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    Хорошее предложение.
    Клочок земли с чахлой травкой только приносит вред окружающей среде в городе (пыль, грязь, вредные микроаргонизмы включая вирус "короны" и т.д.).
    А парковочное место значительно облегчит жизнь автомобилистов, которых в городе большинство.
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Ты больной?
    Ответить
    Анонимно 23 апр
    В течении одного лета всё равно перестанет хватать, да даже если вообще всю зелень и тротуары уберут под парковки, то всё равно не будет хватать места. Чего бороться с последствиями, не работая с причиной?
    Наоборот, нужно куда больше зелёных зон. Парковки, возможно, подземными сделать или что-то в этом роде.
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Автомобилисты тоже люди.
    Но за людей считают почему-то только пешеходов.
    Давно известно, как "помирить" немногочисленных пешеходов и многочисленных автомобилистов.
    Но похоже на автомобилистов смотрят только лишь как на источник дохода.
    Это неправильно.
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    Это правда - автомобилистов в Казани на порядок (в 10, а может и в 20) раз больше, чем пешеходов.
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    Товарищ, у вас с арифметикой плохо, каждый автомобилист -пешеход. Или вы без машины метра не ступаете?Мировой тренд:поддержка пешеходов, велосипедистов и сокращение автомобилей. Для некоторых одаренных автовладельцев пройти 50 метров-страшная мука, а не двигательная активность. Вообще, налоги с автовладельцев больше надо брать, все газоны измесили.
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Сделать действительно рабочее приложение, чтобы по фотографиям нарушений штрафовали автохамов. По тротуару невозможно пройти, гоняют, сигналят, а в ответ на претензии хамят.
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    По тротуарам ездить нельзя.
    И хамить нельзя.
    Вредно для здоровья.
    Надо сделать автомобилистам, которых большинство в городе, комфортные условия для передвижения.
    Как это сделали для немногочисленных пешеходов.
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Можно ссылку на источник из которого ты взял количеству автомобилистов и пешеходов в городе?
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    А в Питере почемуто нет проблем
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    там чуть что - расчленяют. нет человека - и проблем нет )))
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Почему шлагбаумы во дворах Уютный дом установил?
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    РВ, а почему нет фото внутри двора? где фото самовольных шлагбаумов? там по вечерам вообще дичь творится...Сколько жалобы не пишем, везде отписки, все законно
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Живу в Кировском районе, с парковкой проблем нет, в этом же районе по магазинам и мед. центрам хожу. В центр города даже не суюсь.
    Ответить
    Анонимно 13 апр
    Повезло Вам.
    Во всех остальных районах, даже на окраинах огромные проблемы с парковкой.
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    Когда ГИБДД обратит внимание на парковку и езду по тротуарам на ул. Ершова (у БСМП №2 и "Бахетле ") и на ул. Вишневского у домов 10-14 и на противоположной стороне ? Пешеходный переход над тоннелем на ул. Вишневского вообще превратился в разворотную площадку.
    Ответить
  • Анонимно 13 апр
    очень правильная статья ,считаю ,что архитекторов которые дают разрешение на строительство домов , должны предусматривать дороги и парковки ,потому ,что например ,построили ЖК около Фермы-2 Там куча 25 этажек ,а дорога на 2 полосы и дома около дороги ,т.е. никак не расширить. И как интересно люди будут выезжать и заезжать домой ? или около мамадышского тракта , много новых ЖК - и каждое утро пробка : утром на выезд ,вечером на заезд и это ещё не все дома введены в эксплуатацию.И дорогу тоже невозможно расширить .Неужели нельзя предусмотреть возможность расширения дороги до 5-6 полос , при необходимости ,а нужно строить всё влотную на 2 полосы создавая людям проблемы? На мой взгляд надо привлекать к ответственности за такие решения.
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Проектировщики, застройщики, мэрия, такое ощущение, что все это вредители, только и думающие как бы сделать жизнь человека хуже и неудобней и комментарии водителей, которые тут отписывают с такой агрессией и ненавистью ко всем окружающим в принципе понятно становится откуда такой бардак на дорогах, явно псих. экспертиза не дорабатывает.
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    С экспертизой и проф. пригодностью всё у них нормально, но противостоять местым чинушам они не могут т. к. зачастую являются их ставленниками. Чтобы жтого не было необходимо упразднить все региональные органы исполнительной власти и передать всё в столицу, там пока ещё норматмвы соблюдаются.
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    Ты скади это тем кто в комментариях к другой статье призывает активнее щастраивать Казань
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    В каждом жилом комплексе надо строить не только подвальный паркинг , но и отдельное многоэтажное строение для автомобилей!!! Я вижу только в этом решение проблем!!!
    Кармашки вдоль дорог это поможет, но не надолго. А зеленые зоны надо беречь! А то дышать нечем будет!!!
    Многоэтажный паркинг!!!
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    посмотрите новый комплекс Савин Хаус. прихватили общую дорогу к своему дому, так и все новые разрешения выдают новые дома есть, а новых парковок рядом с домом нет.
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    Тут много странных людей собралось - такие автомобилистоненавистники с гипертрофированным чувством юмора. Ну, давайте, загнобим автовладельцев! Их же всего 455 тысяч в городе с населением 1,26 млн человек. То есть каждый третий. А если считать по семьям - каждая вторая семья. Машина для многих - это работа, доставка детей в садик или школу, или в спортивную секцию. У нас общественный транспорт много куда не ходит. И стоит теперь так, что семье с двумя детьми дешевле машину содержать. А куда ходит - перестает ходить к восьми вечера. А утром, например, в бассейн к шести тоже не доехать - нет еще машин на линии. А ничего, пущай кому надо пешком ходят. Встали часа в три и пошли к Дворцу водных видов спорта, куда общественный транспорт в принципе не доезжает. А можно пойти еще дальше. Давайте будем в магазины доставлять продукты на велосипедах. А что - закинул пару тонн продуктов в корзиночку и крути педали. Давайте дойдем до абсурда и перегрыземся все между собой. А застройщики с исполкомом натыкают еще больше человейников без парковок и скверов (и без детсадов со школами), и будет нам в каменных джунглях пешеходно-велосипедное счастье.
    Ответить
    Анонимно 23 апр
    Прям-таки каждая вторая семья с машиной, ага.
    Ответить
  • Анонимно 14 апр
    школы и детсады парковок не должно быть ближе 50 метров, по факту в ворота все готовы влезть. в акбуре паркинг уже давно на территории детского спорткомплекса, беспредел
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    Это уже местный менталит сказывается
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    Штрафовать надо этих козлов.
    Ответить
  • Анонимно 25 апр
    Машин полно это выгодно властям это как супермаркет пополнение бюджета со всех направлений . а вот ставили бы на учет машины у которых есть места для парковок . то машин в разы было бы меньше
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров