«В резервации» на дачном участке: как дорога в СНТ «Щербаковка» оказалась вне закона

Старый съезд закрыл «Волго-Вятскуправтодор», а временный зимний вот-вот превратится в болото

«В резервации» на дачном участке: как дорога в СНТ «Щербаковка» оказалась вне закона
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Как стало известно «Реальному времени», больше 100 садоводов и жильцов СНТ «Щербаковка» близ Дербышек вот-вот окажутся отрезанными от своего дачного товарищества. Дорогу, которой они пользовались не один десяток лет, еще полгода назад закрыл «Волго-Вятскуправтодор» во время капремонта федеральной трассы М-7 «Волга», признав ее незаконной. А временный зимний путь, который люди сами проложили к своим участкам, грозит в ближайшие дни превратиться в болото. Вода в этих местах стоит до середины-конца июня: это заливные луга, прилегающие к Казанке, которая огибает СНТ с трех сторон. К обитателям товарищества, включая пенсионеров и детей, многие из которых еще до пандемии перебрались сюда на постоянное жительство, уже несколько месяцев не может проехать ни скорая помощь, ни пожарные. Температурящих больных приходится выводить навстречу медикам на трассу М-7. Теперь же они и вовсе окажутся отрезанными от мира. В ответ на жалобы жителям СНТ предложили два варианта решения проблемы. Однако, как выяснилось, они существуют только на карте. Товарищество включили в план помощи садоводам, обещая построить новую дорогу. Но сроки этой стройки не определены.

«Представляете, какие там деньги зарыты?!»

Садовое товарищество «Щербаковка» близ Дербышек с трех сторон огибает река Казанка. Рай да и только. Председатель СНТ Наталья Бемшлаг рассказывает, что изначально оно относилось к заводу КОМЗ: в свое время здесь выделили участки обычным работягам. Сейчас этими землями пользуются в основном их дети и внуки.

«Не скажу, что все-все занимаются садоводством. Строят хорошие дома, как-то окультуривают свои участки и радуются жизни», — говорит она. Известно, что горожане, устав от шумного и пыльного города, стремятся по возможности выбраться за его пределы, где можно дышать полной грудью и в тишине любоваться красотами природы. СНТ «Щербаковка» с его близостью к городу и одновременно уникальным расположением подходило для этого, можно сказать, идеально. Кто-то обосновался здесь на постоянной основе еще лет 15—12 назад. В последние год-два, в том числе из-за пандемии, число членов СНТ только умножилось. Здесь живут и пожилые люди со своими семьями, и молодежь — 25 домов, в каждом по 3-4 человек, не считая летнего наплыва родных. Как минимум человек 100.

Председатель СНТ Наталья Бемшлаг рассказывает, что изначально оно относилось к заводу КОМЗ: в свое время здесь выделили участки обычным работягам realnoevremya.ru/Максим Платонов

С учетом близости Казанки, вокруг садового товарищества — сплошь заливные луга. По-видимому, по этой причине члены СНТ некогда проложили подъездной путь к своим участкам по самому высокому месту: по дамбе. Все эти годы они ухаживали за дорогой. Общими усилиями обеспечили ей жесткое покрытие из щебня и асфальтной крошки. «Люди вкладывали свои кровные в дорогу в течение 20 лет. Представляете, какие там деньги зарыты?!», — замечает председатель СНТ. Но в один прекрасный момент съезд перекрыли.

Некогда члены СНТ проложили подъездной путь к своим участкам по самому высокому месту: по дамбе realnoevremya.ru/Максим Платонов

Дорога вот-вот «утонет» в болоте

В прошлом году ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» развернул на трассе М-7, вблизи которой находится СНТ «Щербаковка», ремонтные работы. Садоводы рассказывают, что они длились долго: все лето и осень. В конце концов полгода назад дорожники закрыли съезд к товариществу, установив на обочине отбойники. Так дорога, которой люди пользовались без малого два десятилетия, оказалась под запретом. И его никак не обойдешь. Ограждения установлены на обочине трассы на значительном отрезке: от АЗС до Голубого озера.

«Нам еще повезло, что это случилось накануне зимы, — отмечает председатель СНТ. Обитатели Щербаковки вспоминают, что когда осенью им перекрыли привычный съезд на трассу, они добирались в свой дачный рай по полям: «Машины почти от и до покрывались грязью — натуральное авторалли». Потом, возвращаясь из города, стали оставлять автомобили у АЗС на другой стороне дороги. Когда собирались обратно в город, доходили до М-7, перелезали отбойники и бегом через дорогу к своим «железным коням». «Это же какой риск! По федеральной автодороге на огромной скорости проносятся КАМАЗы», — с ужасом вспоминают они.

Когда собирались обратно в город, доходили до М-7, перелезали отбойники и бегом через дорогу к своим «железным коням» realnoevremya.ru/Максим Платонов

Вот и Наталья Громкова, отнюдь не двадцатилетняя девушка, сама мужественно преодолевала ограждения. Более того: они таким макаром и детей друг другу передавали. Одним словом, пережили кошмарные дни, добираясь так утром и вечером на работу-с работы и доставляя детей в детсады и школы и обратно. А потом садоводы чуть левее, с другой стороны от АЗС, проложили дорогу-времянку. Самостоятельно выровняли крутой обрыв с трассы: нужно же как-то добираться до СНТ.

Однако они утверждают, что зимнику осталось срока «максимум неделя». Потом дорога просто перестанет существовать: «утонет» в болоте. Вода в этом месте стоит с начала весны и до середины-конца июня. В зависимости от того, насколько начало лета будет богато на дожди.

Эта дорога скоро просто перестанет существовать: «утонет» в болоте realnoevremya.ru/Максим Платонов

Незаконны 1,3 тысячи съездов

Справедливости ради отметим: у дорожников были основания для того, чтобы наложить запрет на проторенную дачниками дорогу. Съезд с трассы М-7 к садовому товариществу «Щербаковка», которым все эти годы пользовались его обитатели, по сути, незаконный. История этого вопроса уходит в смутные 90-е годы. Председатель садового товарищества Наталья Бемшлаг рассказывает: было решение исполкома Высокогорского района 1998 года о том, чтобы выделить автоподъезд к СНТ «Щербаковка». Эти обстоятельства подтверждают и в районной прокуратуре. «Выделить-то выделили, но на кадастровый учет эту дорогу никто не поставил. По-видимому, в те времена это было не настолько актуально. Дали земельные участки, люди начали ими пользоваться, и слава богу, — говорит она. — Доподлинно даже неизвестно, где именно дорога предполагалась. Тех, кто занимался этим вопросом, уже нет в живых».

Как рассказывало «Реальное время», в такой же ситуации, что и СНТ «Щербаковка», в сентябре прошлого года оказалось находящееся неподалеку садовое общество «Кактус-4». Тот же капремонт федеральной трассы М-7 «Волга» отсек более 500 его участков от единственного удобного выезда. Построенная самими садоводами и за их собственные средства дорога была объявлена незаконной и перекрыта бетонными блоками.

В результате на территорию товарищества не могли проехать ни грузовые автомобили, ни мусоровозы, ни скорая помощь, ни пожарные. Их заезд также не был официально узаконен, хотя и был обозначен на существующих картах. Главный инженер ФКУ «Волго-Вятскуправавтодор» Валерий Тимашов тогда заявлял, что на федеральной дороге 432 официальных съезда-заезда, тогда как нелигитимных 1,3 тысячи.

Члены СНТ «Кактус-4» тогда направили обращение с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию практически во все имеющие к данному вопросу отношение инстанции, а также на имя президента Татарстана Рустама Минниханова. Дачники из товарищества, которое, к слову, было образовано еще в 1979 году (то есть до того, как была построена сама трасса М-7 «Волга») заявляли о том, что готовы бороться за свои права всеми «доступными средствами и способами». Они не исключали даже перекрытия федеральной трассы.

С весенней распутицей этот участок и вовсе превратится в болото, поглотив и грунтовую «времянку» без твердого покрытия realnoevremya.ru/Максим Платонов

На местности таких дорог не существует

По словам Натальи Бемшлаг, дачники «Кактуса-4» в конце концов получили другую дорогу. Такой же вариант решения проблемы еще в ходе ремонта трассы М-7 был предложен и СНТ «Щербаковка». И все было бы прекрасно, если бы не одно «но». В качестве запасного варианта ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», который при этом руководствовался картой, назвал им путь, который ведет от улицы Меховщиков (809-й километр). «Такая дорога на бумаге действительно обозначена, только непонятно, куда она ведет: то ли в СНТ «Бодрость», что по соседству, то ли к нам», — комментирует председатель садового товарищества.

Бемшлаг рассказала, что их СНТ пригласило ответственных лиц из Высокогорского исполкома, Волго-Вятское дорожного управления, представителей прокуратуры и ГИБДД. «Мы вместе проехали по указанному маршруту и упомянутую дорогу не нашли. На местности ее не существует», — констатирует она. Тогда районная прокуратура, а вслед за ней и республиканская, предложили иной маршрут: по их мнению, жители «Щербаковки» могут добираться к своему СНТ через ИЖЛ.

Что такое загадочное ИЖЛ, нам пояснила Наталья Бемшлаг. По ее словам, недалеко от устроенной им дороги-«времянки» предполагается жилой поселок «Дачное», но пока он состоит из единственного дома. На данный момент в заснеженном поле будущую дорогу не угадать. Когда снег растает, ситуация, уверяет женщина, не изменится. «Пишут какой-то бред!», — в сердцах говорит председатель СНТ.

Зиму щербаковцы пережили более-менее, а вот как будут встречать весну, неизвестно. В том месте, где садоводы экстренно соорудили съезд, возможен только зимний тракт (он, кстати, тоже вне закона). С весенней распутицей этот участок и вовсе превратится в болото, поглотив и грунтовую «времянку» без твердого покрытия. Садоводы утверждают, что зимник, который вот-вот растает под весенним ярким солнышком, единственный путь, по которому пока что можно выбраться из СНТ. Дорога жизни: иначе и не скажешь.

В товариществе нам пояснили, что уже готовятся засыпать ямы на временной дороге realnoevremya.ru/Максим Платонов

«Надо видеть, какая картина открывается на этой местности, когда поднимаются грунтовые воды: возвышается узкая полоска нашей старой дороги, а вокруг сплошная вода. Не проехать даже на автомобиле с высокой посадкой», — говорят жильцы СНТ. Вдоль леса, где проходит зимник, тоже болотистые места. Вдоль этой дороги корреспондентам «Реального времени», наведавшимся на днях в СНТ «Щербаковка», то и дело встречались кучи со строительным мусором, по большей части состоящие из битого кирпича. В товариществе нам пояснили, что готовятся засыпать ямы.

«Нам предстоит оказаться в резервации»

Как известно, садоводы начинают выезжать на свои участки в апреле: высаживают рассаду в теплицах. Но в этом году дачный сезон для членов этого конкретного СНТ может оказаться основательно подпорчен. Пока по утрам подмораживало, автомобили щербаковцев еще как-то выползали на трассу. Но как только растает снег, в их СНТ будет вообще невозможно попасть. Оставаться в садовом товариществе тоже опасно: придется сидеть взаперти. А как быть с продуктами? Местные жители называют вещи своими именами: «Нам предстоит оказаться в резервации». К тому же не у всех есть квартиры. Кто-то, чтобы вложиться в дачное житье-бытье, продал свою городскую недвижимость. Как минимум четыре семьи с детьми прописаны именно в СНТ.

«Народ нужен тогда, когда требуются его голоса на выборах. А как отголосовались, плевать на нас хотели», — с горечью говорит Азат Гатин realnoevremya.ru/Максим Платонов

Азат Гатин живет в СНТ «Щербаковка» уже лет 15. Он — один из местных старожилов, некогда даже председательствовал в товариществе. «Народ нужен тогда, когда требуются его голоса на выборах. А как отголосовались, плевать на нас хотели, — с горечью говорит он. — Если бы в нашем садовом товариществе жил кто-то из высоких чиновников, и дорога бы появилась. Но мы же мелочь, кому мы нужны?».

Вот и Александр Григорьевич Давыдов, инвалид второй группы, постоянно обитает тут уже больше 12 лет, с момента выхода на пенсию. Супруга, которой заслуженный отдых был положен чуть позже, какое-то время еще ездила на работу. Дед Саша — уроженец Дербышек. Раньше работал в ГИПО, потом купил тут участок и построил домик. «Вон из трубы идет дымок. Топлю его зимой круглые сутки, — неспешно говорит он. — Летом сижу на речке с удочкой». Судя по его словам, такое житье ему по душе. Точнее, таковым оно было до недавнего времени.

У Алеси Акбаевой с мужем двое детей. Как добираться на работу, в садик и школу? Пока это самая больная для них проблема (на фото) realnoevremya.ru/Максим Платонов

Семья Табардановых тоже из числа щербаковских садоводов первой волны. Родители Елены получили здесь участок, как только образовалось товарищество. Потом заядлыми дачниками стали их дети. «И вот столкнулись с такой ужасной ситуацией», — сетует она. «Сытый голодного не разумеет», — вторит ей молодая мама Алеся Акбаева. У них с мужем двое детей. Как добираться на работу, в садик и школу? Пока это самая больная для них проблема. Женщина утром пешком выходит на трассу, чтобы сесть на проезжающий автобус маршрута №40. «Умоляем водителя остановиться. Делают это далеко не все. Разве что притормаживают возле заправки, видя детей», — рассказывает о ежедневных злоключениях Алеся. По возвращении из города с трассы снова домой на своих двоих.

Второй год в СНТ «Щербаковка» живет и другая молодая семья с двумя детьми: старшей девочке пять лет, младшей три. Их мама Гульнара Ситдикова тоже очень беспокоится о том, как будет возить малышек в сад: «Проехать невозможно!». У соседей вообще грудничок трех месяцев от роду, которого каждый месяц необходимо возить на обследование. «Не знаем что делать! Пребываем в шоке», — признается бабушка младенца. Наталья Громкова в СНТ «Щербаковка» второй год, а ее муж, инвалид второй группы и ветеран военных действий, прожил там 5 лет. Возможно, здравствовал бы до сих пор, но когда с ним случилась беда, медики приехали поздно: его не удалось спасти. Как скорой добраться до садового товарищества, к которому нет дороги?

«А если в СНТ, не дай бог, случится пожар? Половина жилищ здесь деревянные. «Боюсь: дом пока не застрахован», — признается молодая мама Алеся Акбаева realnoevremya.ru/Максим Платонов

Супруга Александра Григорьевича рассказывает, что у него не так давно случился инсульт. Но медики даже не хотели ехать в СНТ: пришлось уговаривать. Женщина ходила встречать машину скорой помощи на трассу М-7. И это далеко не единственный случай, когда карета скорой помощи не рискнула сунуться на «партизанскую тропу». Как-то больного с температурой 38 вели к трассе М-7, перелезали с ним через отбойники. Прошлой осенью прописанный здесь мужчина заболел коронавирусом, так скорая подбирала его на трассе. «Полное бездействие. Нам никто не может или не хочет помочь», — констатируют местные жители. «А если в СНТ не дай бог случится пожар? Половина жилищ здесь деревянные. «Боюсь: дом пока не застрахован», — признается молодая мама Алеся Акбаева.

Дачники и жители СНТ утверждают, что у них нет ни выбора, ни выхода. «Если бы была хоть какая-то другая дорога, мы бы не поднимали сыр-бор, в течение следующих 20 лет точно также молча сами строили и эту дорогу», — говорит Наталья Бемшлаг. «Был бы иной вариант, мы бы потерпели и неудобства, и дополнительные затраты. Но альтернативы нет и никто не хочет этого понимать», — говорит и Елена Табарданова.

«Если бы была хоть какая-то альтернативная дорога, мы бы не поднимали сыр-бор, в течение следующих 20 лет точно также молча сами строили и эту дорогу», — говорит Наталья Бемшлаг realnoevremya.ru/Максим Платонов

Выгодно ли экономически вкладываться в болото?

По словам председателя СНТ, в местном исполкоме заверяют, что внесли «Щербаковку» в план помощи садоводам. Обещают обустроить для товарищества новую дорогу и покрыть ее щебенкой. «Как это будет выглядеть, ответить не могу, так как не видела ни проекта, ни сметы», — признается Наталья. К тому же зачастую на практике, когда дело доходит до воплощения проекта, советуют набраться терпения: то финансирование еще не открыли, то еще что, а жить нужно уже сейчас.

Впрочем, садоводы и так недоумевают: в месте предполагаемой дороги точно также всегда стоит вода. По этой причине они сомневаются в целесообразности этого проекта. К примеру, Наталья Громкова убеждена, что «чисто экономически» было выгоднее привести к норме съезд на старом месте, чем строить новую дорогу и укреплять ее. Говоря прямо, «вкладываться в болото». По крайней мере, полагает она, это вышло бы гораздо дешевле для государства. Строить новую все-равно что выбросить деньги на ветер: дорога на болоте будет неизбежно проседать.

«Дорога-то уже есть. Надо только документально оформить этот съезд-выезд и полосу чуть-чуть расширить», — напоминает Громкова. Тем более что, как говорят дачники, их дорога была почти что в нормальном состоянии: «ровненькая, без ям».

Наталья Громкова убеждена, что «чисто экономически» было выгоднее расширить и привести к норме съезд на старом месте, чем строить новую дорогу и укреплять ее realnoevremya.ru/Максим Платонов

В «Волго-Вятскуправтодоре» упирают на то, что съезд к СНТ «Щербаковка» с трассы М-7 расположен слишком близко к аналогичному, ведущему в Кульсеитово (по правилам между между заездами и выездами на федеральную трассу расстояние должно быть не менее чем 5 км. В исключительных случаях — 3 км). «Выходит, если населенные пункты будут через километр друг от друга, людям что вообще нельзя будет из них выезжать?», — вопрошают жители.

Председатель товарищества признает, что они уже почти что смирились с потерей своей дороги, в которую вкладывались все эти годы. «Пусть у нас будет законная, отвечающая всем ГОСТам и СНИПам. Но должны же предусмотреть какой-то временный вариант?, — задается резонным вопросом она. — Почему не хотят пойти нам навстречу и хотя бы временно, до строительства основной дороги, которой озаботился исполком, не открыть нам старый съезд?».

К тому же сроки этой стройки не оговорены. Написали, что дорога будет строиться в 2021 году. Но, как правило, бюджетные средства выделяются только в конце года, рассуждают садоводы. В декабре дорогу строить никто не будет, в январе — марте — тоже. «Мы и вторую весну будем встречать непонятно как?», — опасаются они.

«Выходит, если населенные пункты будут через километр друг от друга, людям что вообще нельзя будет из них выезжать?», — вопрошают жильцы realnoevremya.ru/Максим Платонов

Приходят одни отписки

Куда только за это время не обращались члены СНТ «Щербаковка». Даже в антимонопольную службу: там сообщили, что этот вопрос вне ее компетенции. В курсе сложившейся ситуации и два республиканских министерства (транспорта и сельского хозяйства), прокуратура республики и Высокогорского района и, конечно же, местный исполком. Нельзя сказать, чтобы на эти обращения не было ни ответа, ни привета. Как раз ответы приходят исправно.

В частности, прокуратура Татарстана 22 декабря прошлого года направила обращение председателя СНТ «Щербаковка» «в соответствии с инструкцией» прокурору Высокогорского района, предписав организовать проверку. В том числе при необходимости для соблюдения безопасности дорожного движения привлечь сотрудников ГИБДД и «установить доступность иных подъездных путей на территорию садового товарищества». Однако в СНТ утверждают, что эти ЦУ начальника отдела №5 управления по надзору за исполнением федерального законодательства Владимира Циома были исполнены сугубо формально.

С прошлого октября по сегодняшней день СНТ ведет переписку с различными организациями realnoevremya.ru/Максим Платонов

Писали они и начальнику ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдару Мингазову: пока никакой реакции. Самым эффективным на этом фоне выглядит Минсельхозпрод РТ. В ответ на обращение жителей СНТ «Щербаковка» ведомство сообщило, что на основании заявок органов местного самоуправления подготовило и направило в подведомственный республиканскому Минтрансу ГКУ «Главтатдортранс» перечень СНТ для проведения ремонта подъездных дорог в 2021 году. Товарищество «Щербаковка» — в их числе. Для последнего предусматривается повести другую дорогу. Однако окончательное решение по этом вопросу неизвестно, как и предполагаемые сроки. В Министерстве сельского хозяйства указывают, что главным распорядителем средств на ремонт подъездных дорог до границ садоводческих и огороднических товариществ определен именно Минтранс.

С прошлого октября по сегодняшней день СНТ ведет переписку с различными организациями. «Мы пишем, нам приходят отписки. Выходит, учитывают ГОСТы и СНИПы, наши же права не учитывает никто», — сетует Наталья Бемшлаг.

«Реальное время» также направило официальные запросы в ФКУ «Волго-Вятскуправавтодор», Министерство транспорта РТ, ГКУ «Главтатдортранс» и исполком Высокогорского района с просьбой прокомментировать ситуацию. Ответы в редакцию пока не поступили. Наталья рассказывает, что подписана на аккаунт президента Минниханова в «Инстаграм»: «Мы дважды отправляли ему письма. Пока Рустам Нургалиевич не ответил».

1/50
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Любовь Шебалова, фото: Максим Платонов
ОбществоИнфраструктура Татарстан Министерство сельского хозяйства и продовольствия ТатарстанаМинистерство транспорта и дорожного хозяйства ТатарстанаГлавтатдортрансМинниханов Рустам НургалиевичВолго-ВятскуправавтодорМингазов Илдар Галяутдинович

Новости партнеров