Талгат Таджуддин: «Я не говорил о преемнике. Камиль хазрат назначен верховным муфтием. А у меня три должности»
Верховный муфтий, председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин после своего заявления о назначении верховным муфтием Камиля Самигуллина ответил на вопросы корреспондента «Реального времени». Предлагаем вашему вниманию интервью со священнослужителем.
Переезжать, может, и не придется
Верховный муфтий России Талгат Таджуддин прокомментировал специально для «Реального времени» свое предложение о назначении председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина на должность «баш муфтий». Как оказалось, председатель ЦДУМ, говоря о новой должности татарстанского муфтия, вообще не имел в виду, что уйдет в отставку.
Тем временем сам Самигуллин заявил «БИЗНЕС Online», что новое назначение надо обсудить с властями Татарстана. Вот его полная цитата:
Не согласовав с руководством своей республики, со своими мухтасибами, мне трудно что-то ответить. Документально это нигде не подтверждено, Талгат хазрат — очень уважаемый человек, это его предложение, поэтому оно открыто для обсуждения
«Пока что это одностороннее предложение Талгата хазрата, которое нуждается в обсуждении. Я могу сказать, что на сегодняшний день я являюсь муфтием Республики Татарстан. И, не согласовав с руководством своей республики, со своими мухтасибами, мне трудно что-то ответить. Документально это нигде не подтверждено, Талгат хазрат — очень уважаемый человек, это его предложение, поэтому оно открыто для обсуждения. Должен быть какой-то съезд Центрального духовного управления, центр которого находится в Уфе. Если они примут такое решение, это одно, но пока ничего не было».
Но, как выяснило «Реальное время», возможно, председателю ДУМ РТ не придется переезжать в Уфу и прощаться с мухтасибами. Обо всем — в нашем интервью.
У меня три должности
— Муфтий хазрат, вы сегодня заявили, что преемником у вас будет муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
— Я не говорил о преемнике. Камиль хазрат назначен верховным муфтием. Моя должность включает три должности: шейх-уль-ислам, верховный муфтий и председатель ЦДУМ России. Председателем ЦДУМ назначен Мухаммад Таджуддинов, мой сын. Камиль хазрат — верховным муфтием. А кто преемником будет — когда помру, пускай решают.
— То есть за вами остается шейх уль-ислам?
— Да.
— Чем вызвано назначение председателя ДУМ РТ верховным муфтием?
— У нас несколько лет налажено братское сотрудничество между духовными управлениями. Мы вместе создали Булгарскую исламскую академию. Первые студенты уже учатся там. У нас многое согласовано, хорошее сотрудничество.
«У нас несколько лет налажено братское сотрудничество между духовными управлениями. Мы вместе создали Булгарскую исламскую академию. Первые студенты уже учатся там». Фото Михаила Козловского
С органами власти Татарстана у нас тоже хорошее сотрудничество: и с первым президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым, и с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Они полностью поддерживают наше сотрудничество. Рустам Нургалиевич назначен ответственным за политику России в отношении исламского мира. Это стратегический курс «Россия — исламский мир». Если мы не будем едины, о каком сотрудничестве с исламским миром может идти речь?
Сейчас наблюдаются попытки принесения на территорию нашей страны экстремизма и терроризма, когда ИГИЛ [запрещена в РФ — прим. ред.] по всем швам трещит.
«Грамотный, молодой»
— Так почему именно Самигуллин?
— Он грамотный, молодой. Поэтому совершенно естественно его назначение на столь высокий пост. Он будет отвечать за издание фетв, утверждение программ обучения на всех стадиях: в мечетях, медресе, университетах — в Казани, Уфе, Москве. Он будет отвечать и за подготовку программ Булгарской исламской академии. В его ответственности будет и издание литературы, чтобы экстремистские толкования никогда не проникли.
— До этого с Камилем хазратом вели такие разговоры? Или для него ваше заявление было тоже неожиданностью?
— Вели, уже немало.
— А он согласен на ваше предложение?
— Конечно.
— В итоге произойдет ли слияние ЦДУМ России и ДУМ РТ?
— Почему вы считаете, что это плохо?
«Сначала восстановимся, как раньше было. Потом будем говорить о Северном Кавказе. В советское время четыре управления синхронно работали, дележки никакой не было». Фото Максима Платонова
— Муфтий хазрат, я не оцениваю потенциальное слияние. Уточняю: войдет ли татарстанский муфтият в состав ЦДУМ?
— Он всегда был в составе ЦДУМ, пока не стали ваххабиты вмешиваться в наши дела во времена Абдуллы Галиуллина и Гусмана Исхакова. Позже, во времена Ильдуса хазрата [Файзова — прим. ред.] и Камиля хазрата, эти отношения стали самыми тесными. В будущем, несомненно, это слияние должно произойти.
— То есть утверждение верховного муфтия и председателя ЦДУМ произойдет 4 мая 2016 года?
— Да. У нас будет съезд по восстановлению всех мусульман России, как было в советское время.
— То есть в нем примут участие ДУМ РТ, ЦДУМ России и Совет муфтиев России?
— Да, надеюсь, СМР будет. Приглашение им выслали.
— И Северный Кавказ тоже будет представлен?
— Сначала восстановимся, как раньше было. Потом будем говорить о Северном Кавказе. В советское время четыре управления синхронно работали, дележки никакой не было.
— Спасибо большое за ответы!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.