Александр Сидякин: «Если будет политическое решение по президентству в Татарстане, то внести поправку в закон не сложно»

Для сохранения наименования должности необходимо внести лишь одну поправку в федеральный закон

Александр Сидякин: «Если будет политическое решение по президентству в Татарстане, то внести поправку в закон не сложно»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

После слов Владимира Путина о возможности сохранения наименования должности «президент» для руководителя республики, Татарстан фактически получил политическое одобрение на это. Депутат Госдумы от РТ Александр Сидякин рассказал «Реальному времени» о законодательных инициативах, которые необходимы для сохранения должности, однако отмечает, что времени осталось совсем немного. Дело за малым — отмашкой из Кремля.

«Вы сами там решайте»

По мнению Александра Сидякина, депутата Государственной думы РФ от Татарстана, у республики после большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина неожиданно появился шанс на ее сохранение. Напомним, Владимир Путин 17 декабря отметил, что решать вопрос наименования первого лица региона — это дело самой республики.

— У нас ведь как говорят: хоть горшком назови, лишь бы в печку не ставили. Это дело самого Татарстана. Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа. Но даже если Чечня сказала: «У нас в стране должен быть один президент!» Это был выбор чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно? — отметил Путин.

Как рассказал «Реальному времени» Александр Сидякин, сейчас необходимо обсуждение этого вопроса на законодательном уровне: «Я эту инициативу одобряю. Мое личное отношение к ней позитивное. Пока никакого законопроекта нет, естественно, этот процесс нужно обсуждать».

«Темп иностранных инвестиций в Татарстан свидетельствует о том, что лучше сохранить статус-кво»

Александр Сидякин отмечает, что для сохранения наименования должности требуется законодательная инициатива, которая при наличии политической воли имеет все шансы на успех.

— В целом, речь должна идти об изменениях в закон «Об общих принципах законодательной и исполнительной власти субъекта федерации». Там просто вносится поправка о том, что если субъектом заключен договор о распределении полномочий (а такой договор есть только у одного субъекта — у нас), то в этом случае наименование должностного лица определяется договором. Если будет политическое решение, то внести такую поправку не сложно.

По словам депутата, этот вопрос будет обсуждаться и ставиться, причем в довольно близкой перспективе.

— Мы обсудим, детально проработаем этот вопрос. Как только он будет детально проработан, сразу его внесем. По технике — он не сложный. Нужно небольшое, но время. С 1 января 2016 года нам нужно либо «переименоваться», либо оставить должность, времени осталось немного.

Что касается непосредственно темы сохранения наименования должности главы республики, Сидякин выступил за сохранение «президента».

— Я считаю, что сложившиеся вокруг нас обстоятельства говорят о том, что наименование должности должно быть сохранено. Слово «президент» переводится и на татарский, и на русский одинаково, так сказал Минтимер Шарипович. Устоями нашего общества эти правила продиктованы, и действительно руководитель давно так называется. Кроме того, есть вопрос участия в международной повестке: там тоже наименование этой должности имеет значение. Для наших ведущих партнеров (тот же Азербайджан, Казахстан), это очень позитивно воспринимается. Темп иностранных инвестиций в Татарстан свидетельствует о том, что лучше сохранить статус-кво, — отметил Сидякин.

«Эта тема должна выясниться между нашими федеральными и республиканскими властями»

Как сообщало «Реальное время», в конце октября депутаты Госдумы от РТ не планировали вносить подобные законопроекты до политического решения вопроса.

— Эта тема должна выясниться между нашими федеральными и республиканскими властями. Никаких юридических нарушений сейчас нет. Тут обе стороны должны сесть и проговорить, какова политическая воля нашей республики и какова федеральная, — рассказал тогда депутат Госдумы РФ от РТ Ильдар Гильмутдинов.



Ильдар Гильмутдинов: "Никаких юридических нарушений сейчас нет. Тут обе стороны должны сесть и проговорить, какова политическая воля нашей республики и какова федеральная". Фото gossov.tatarstan.ru

По мнению депутата, наименование президента логично было бы сохранить до истечения срока действия договора о разграничении полномочий, то есть до лета 2017 года. «Тогда мы бы решили, как этот договор будем продлевать, сохраняем ли институт президентства в РТ. Тогда этот спор был бы в более правовом поле. Сегодня он на политическом поле», — признает он.

Напомним, отказ от наименования главы регионов словом «президент» началось с 2010 года, по инициативе главы Чечни Рамзана Кадырова. Федеральный центр инициативу поддержал и обязал до 2015 года сменить наименования всех президентов национальных республик, где они были на тот момент. Однако Татарстану удалось добиться преференций: президент России Владимир Путин внес в закон изменения, дав Татарстану отсрочку до конца 2015 года. Это мотивировалось тем, что у республики есть договор о разграничении полномочий с федеральным центром. Эксперты полагали, что такое исключение было сделано перед выборами главы Татарстана, которые прошли в этом году. Тем не менее, татарстанские депутаты не раз высказывали уверенность, что это удастся сохранять и дальше: после того как народ переизберет «президента», отказаться от этого наименования будет сложнее.

Александр Третьяков

Новости партнеров