Антон Силуанов посоветовал Татарстану готовить «стресс-сценарий»
Прогноз дня: глава минфина России в Казани не исключил, что цены на нефть в 2016 году могут опуститься ниже $30 за баррель
Министр финансов РФ Антон Силуанов признал, что прогнозные показатели цен на нефть в $50 за баррель, по которым сверстан бюджет России, в том числе и Татарстана, слишком оптимистичны и в реальности цены на нефть могут быть и ниже $30 за баррель. Для республики, почти половина доходов которой — налоги нефтяников, это может быть сильным ударом, считает он, и предложил готовить запасной сценарий развития экономики. Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем, что руководство Татарстана предупредило, что в этом случае придет просить помощи у федерального правительства. Правительство не отказывается: регионам пообещали компенсацию роста экспортных пошли на нефть и затрат на создание индустриальных зон.
«Майские указы» превыше всего
Итоговая коллегия минфина Татарстана с традиционным приездом на нее федерального министра Антона Силуанова плавно перетекла в обсуждение стратегий развития регионов на ближайший год. Каждый докладчик в своей речи отмечал, что кризис 2014-го и 2015 года — это еще «цветочки», а «ягодки» будут как раз в следующем году. Тем не менее, президент Татарстана Рустам Минниханов, как и положено главе республики, начал заседание с позитива. Он доложил, что за год со всей территории республики будет мобилизовано порядка 700 млрд рублей, из них 450 млрд — налоговые и неналоговые доходы и 245 млрд, то есть 54% — доля федерального бюджета. Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Татарстан ожидается в объеме 205 млрд рублей, в бюджет республики — 167, в местные бюджеты — 38 млрд рублей.
«В конце года немного поправили индекс промышленного производства, в конце года вышли на 100,1%, а было 99 с чем-то. К декабрю, может, выйдем на 100,2%. Это тоже позитивный фактор в этой ситуации в экономике, падение автомобильного производства… ну надо сказать, что нефтяная отрасль работает стабильно. Автомобильная отрасль тоже начинает оживать», — говорит Минниханов. Несмотря на тревожность по поводу цен на нефть, он пообещал выполнять все социальные обязательства республики и «майские указы» Путина: в 2015 году на выплату зарплат бюджетникам будет направлено порядка 90 млрд рублей собственных доходов республики.
Обеспокоено руководство республики и ситуацией по переплате по налогу на прибыль: она выросла и на 1 декабря составляет свыше 8 млрд рублей. И, конечно, остается открытым вопрос, за счет чего покрывать убытки бюджета от повышения экспортных пошлин на нефть. «Мы тоже понимаем положение федерального бюджета и что возможности межбюджетных трансфертов ограничены. Эти моменты являются достаточно проблемными, тем не менее, мы думаем, что мобилизуем все ресурсы, по мере возможности обратимся к вам, вы нас никогда не бросали в тяжелые минуты, найдем решение, чтобы все социальные проекты по республике Татарстан были исполнены», — обратился Минниханов к Силуанову.
Татарстанские компании уходят в минус, но не банкротятся
В целом, пока итоги года выглядят не так уж и плохо. Налоговые доходы по сравнению с 2014-м растут на 9%, то есть на 36 млрд рублей, в том числе в консолидированный бюджет Татарстана поступит на 4,5 млрд рублей больше. При этом, по данным руководителя Управления федеральной налоговой службы РФ по РТ Марата Сафиуллина, более половины доходов идет от нефтедобывающей отрасли. Сумма убытка татарстанских предприятий на 1 декабря составила 85 млрд рублей и за третий квартал по сравнению со вторым возросла в 2,4 раза.
Часто это связано с модернизацией производства, поясняет Сафиуллин, но есть и компании, чьи убытки связаны со снижением покупательской способности. «Несмотря на убытки, республике удается сдерживать рост числа банкротств, с начала года прибавилось только 5 организаций», — заявил он.
Сборы по НДС возрастут на 5% и превысят 44 млрд рублей, а вот темпы роста поступлений по НДФЛ снижаются за счет замедления роста фонда оплаты труда: всего будет собрано 57,7 млрд рублей. «По сравнению с 2014 годом поступления по налогу возрастут на 2,6 млрд рублей или на 4,5 процента. Необходимо отметить, что это самый низкий темп роста поступления налога за последние 5 лет», — констатировал министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.
В целом по итогам года ведомство планирует снизить налоговую задолженность на 4% или на 600 млн рублей.
Поступление налога на прибыль ожидается в сумме 70,8 млрд рублей. При этом, как доложил Гайзатуллин, по крупнейшим налогоплательщикам увеличение налога к уровню прошлого года составит 9,6 млрд рублей. Вместе с тем, по отдельным крупным организациям ожидается снижение уплаты налога на прибыль на общую сумму 3,5 млрд рублей.
Ожидаемые поступления налога на имущество организаций в бюджет Республики Татарстан за год составят 20,6 млрд рублей, земельного налога — 7,3 млрд рублей, с ростом к 2014 году на 6 процентов. Отдельно министр остановился на росте недоимки по платежам в местные бюджеты. «По данным финансовых органов, за 11 месяцев объем недоимки увеличился на 113,5 млн рублей или на 17%. Рост недоимки допущен в 30 регионах на общую сумму 155 млн рублей», — сказал он. Что касается федеральных поступлений, то в 2015 году они ожидаются в сумме 33,7 млрд рублей.
Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2015 году составят 252 млрд рублей, бюджета республики — 212, местных бюджетов — 77 млрд рублей. Госдолг, по предварительной оценке, составит 91,3 млрд рублей со снижением по сравнению с началом года на 1,9 млрд рублей: «В течение 2015 года своевременно списана с государственного долга гарантия по обязательствам компании «СИНЕК Кэпитал». Завершается работа по переоформлению гарантий по обязательствам «КАМАЗа». Это позволит «КАМАЗу» сэкономить в среднем порядка 100 млн рублей ежегодно», напомнил Гайзатуллин.
Он подытожил, что исполнить бюджет в 2016-м будет непросто: он имеет дефицит 5,8 млрд рублей, кроме того необходимо вернуть в федеральный бюджет часть бюджетного кредита в объеме 2,2 млрд рублей. При этом, документ еще не учитывает потери бюджета от повышения пошлин на нефть: только по налогу на прибыль они могут составить более 4 млрд рублей. «Также хочу обратить ваше внимание, уважаемый Антон Германович, на проблеме оспаривания налогоплательщиками кадастровой стоимости объектов недвижимости», — обратился он к своему федеральному коллеге.
Следующим предложением Гайзатуллина по сокращению расходов стало установление прямой зависимости между недоимкой по транспортному налогу и выделением средств на ремонт дорог из муниципального дорожного фонда. «Собираемость транспортного налога на 1 декабря составила 90%, недоимка — 336,4 млн рублей. Эта проблема существует практически во всех регионах, в связи с этим главам администраций районов и городов необходимо максимально ее решить до конца текущего года», — говорит министр.
Нефть может опуститься ниже $30 за баррель
«У нас большой резерв у муниципалитетов по налогу на землю, нужно как-то систематизировать работу. Они недооценивают эту работу, понимания нет. Проще показать меньше доходов, получить трансфер — и на этом все», — признал Минниханов по итогам выступлений. Он предложил разработать систему индикаторов и поощрять те район, которые больше платят.
Но Силуанова интересовали более глобальные вопросы. Он напомнил про цены на нефть и прямую зависимость доходов бюджета от них. « Если цена будет и дальше снижаться, у вас прорабатывался стресс-сценарий, если цена будет 40 и ниже?», — спросил он. Кажется, такой вопрос стал для регионального министра неожиданным и вопрос «что делать?» он хотел бы переадресовать самому Силуанову. «Нашими резервами считаем недоимку муниципалитетов, есть первоочередные расходы, а есть те, которые можно отложить. Но так как высокий уровень закредитованности, при резком снижении нам придется обратиться и к вам, Антон Германович», — ответил он.
«Мы обратимся всегда, — с улыбкой подтвердил Минниханов. — Но сценарные условия сделаны по разным вещам. Я как председатель совета директоров «Татнефти» говорю, что мы отрабатываем выплаты индивидуально с каждым предприятием. С компанией «Татнефть» отработали стрессовую ситуацию, конечно, придется серьезно резать инвестпрограммы. Так как являемся акционерами, можем просить наших нефтяников. У нас есть прогнозные цифры, меньше которых они платить не могут».
«Каждый год говорим о том, что следующий год будет непростым. Задач будет еще больше: нам придется работать в таких агрессивных условиях. Это ничего, это нормально. Лучше закаляемся, уже больше требуется профессиональных качеств, самообразования. Именно в таких условиях и проявляется настоящий характер финансиста», — подбодрил коллег Силуанов.
Однако, факт остается фактом: бюджет на 2016 год, сверстанный из расчета цены на нефть в $50 за баррель, находится на подписи президента, а цены уже опустились ниже $40. «Надо сейчас подготовить запасные варианты действий. Что будет, если цены и дальше продолжат падать? Мы видим, что сейчас в мире перепроизводство нефти, нет выработанной политики среди стран ОПЕК, каждый работает сам на себя, отвоевывает рынки сбыта нефти. И это приводит к демпингу и дальнейшему снижению цен на нефть», — констатировал глава минфина.
По его словам, за год МВФ 4 раза пересмотрел макроэкономический прогноз в сторону снижения темпов роста мировой экономики, а это значит, что потребление нефтепродуктов тоже снизится, при том, что уже сейчас в мире их запас достаточно большой. Кроме того, Силуанов напомнил, что в следующем году на рынок выйдет освободившийся из-под санкций Иран с объемом производства 1-1,5 млн баррелей в сутки. «Все говорит о том, что низкие цены на нефть будут доминировать. Может это будет и $30 за баррель, может меньше. Потому что если бы год назад нам сказали, что будет меньше 40, все бы просто посмеялись», — заключил Силуанов.
Что взамен нефтяных доходов?
Но закончить речь он решил позитивом, сообщив, что правительство готовит ответные меры, связанные, в первую очередь, со стимулированием экономического роста. «Будем уделять точечное внимание отраслям, которые попали в сложные ситуации: и машиностроение, и строительство. Нужно сохранять стимулы по ключевым отраслям, которые приносят нам рост, и увеличить администрирование доходов», — сказал министр, добавив, что не исчерпала ресурсов по налогообложению такая отрасль, как вино-водочная продукция.
Кроме того, он объявил, что в следующем году заработают так называемые гринфилды и специнвестконтракты. «Мы давно говорили о том, чтобы вернуть инвестиционные льготы: все затраты предприятия на создание новых производств вычитались из налоговых отчислений в федеральный бюджет. Вот такой инструмент заработает, надо пользоваться», — призвал он. Помимо этого регионам будет компенсироваться часть расходов на создание инфраструктурных и индустриальных парков. А для компенсации убытков от возросших пошлин на нефтяном рыке правительство выделило 4 млрд рублей. «Что-то из этого ресурса придет и в бюджет республики», — сказал Силуанов.
Однако, очевидно, что компенсация будет весьма условная, ведь для реального покрытия убытков только Татарстану нужна сумма, выделенная на всю Россию. И последнее — правительство увеличило с 3 до 5 лет срок рефинансирования по бюджетным кредитам для регионов. «Потому рефинансирование кредитов, ваши 2,2 миллиарда, мы будем с коллегами отрабатывать по новым срокам», — пообещал министр.
Руководство республики, очевидно, осталось благодарным: Силуанова даже наградили республиканским орденом «Дуслык». «Дуслык — означает дружба!», — подчеркнул Минниханов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.