«Майские указы»: Татарстан в лидерах по исполнению поручений Путина, но какой ценой

Сегодня в кабмине Татарстана во главе с врио президента РТ Рустамом Миннихановым состоится совещание по реализации указов президента России от 7 мая 2012 года. Комплекс масштабных экономических мер, известных как «майские указы» Владимира Путина, реализуется в регионах уже третий год под самым пристальным контролем со стороны Кремля. Обозреватель интернет-газеты «Реальное время» Альберт Бикбов констатирует четкое выполнение на сегодняшний день Татарстаном основных ключевых показателей указов, но с тревогой отмечает, что в условиях наступления экономического спада необходимы корректировки сроков. А отмашки со стороны Кремля на это пока нет.

За три года на 81,5%

Знаменитые 11 «майских указов» Путина появились в мае 2012 года, сразу после его вступления в должность президента. Поручения касаются реализации экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования госуправления, развития вооруженных сил.

Среди целевых показателей, которые необходимо достичь к 2018 г: рост реальной зарплаты в 1,5 раза, обеспечение доступным жильем 60% семей, создание 25 млн «высокопроизводительных» рабочих мест, рост в 1,5 раза производительности труда, переоснащение армии на 70%. К 2015 г. — увеличить объем инвестиций не менее чем на 25% ВВП. К 2018 году — довести зарплаты медиков до 200% от средней по региону. К 2016 году — обеспечить на 100% потребность в местах в садиках для детей от 3 до 7 лет.

Всего в указах содержится 218 поручений правительству.

Прошло 3 года. В начале мая премьер Дмитрий Медведев отчитался о выполнении «майских указов» президента Путина. Правительству удалось исполнить 137 из 168 поручений (81,5%), которые надлежало выполнить к настоящему времени. Сроки оставшегося 81 поручения наступают по одним к 2016 году, по другим — к 2018-му, по третьим — к 2020-му.

Но стоит заметить, что «майские указы» были приняты в условиях одной экономической обстановки, а сейчас мы находимся в реальности экономического кризиса, и выполнение указов заметно осложнилось по вполне объективным причинам.

Президент России Владимир Путин допустил корректировку «майских указов»: «Что касается указов, то мы не можем делать вид, что ничего не происходит. Мы прекрасно понимаем, что сейчас есть определенные проблемы, определенные сложности. Это требует определенных корректировок».

Несмотря на то, что пока четких разрешенных корректировок по «майским указам» правительство России еще не обнародовало, уже очевидно, что сроки их выполнения будут сдвинуты.

Привычное лидерство Татарстана

С самого начала Владимир Путин неоднократно заявлял, что за неисполнение «майских указов» грозит «публичная политическая персональная ответственность», а администрация президента проводит постоянный мониторинг выполнения указов главами регионов. Татарстан, как всегда, среди «отличников». На сегодняшний день республика — один из лидеров в выполнении указов президента России. По совокупным показателям коэффициента выполнения указов мы твердо находимся в первой десятке.

Зарплата

Самый важный и контролируемый элемент указов. Задача повышения зарплат учителям и врачам до уровня среднего оклада по Татарстану выполнена. Сейчас педагоги в Татарстане получают около 28 тысяч рублей, медики — около 37 тысяч. Это соответствует среднему уровню зарплат по республике.

Показатель

Средняя заработная плата, руб.

Отношение к средней заработной плате по Республике Татарстан, %

Уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

24 769,70

91

Уровень средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

22 663,70

83,3

Уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

27 789,00

102,1

Уровень средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

39 611,00

145,6

Уровень средней заработной платы научных сотрудников* в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

29 460,10

108,3

Уровень средней заработной платы врачей* и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

35 512,20

130,5

Уровень средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

22 078,10

81,1

Уровень средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

14 751,80

54,2

Уровень средней заработной платы социальных работников* в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

18 220,40

67

Уровень средней заработной платы работников учреждений культуры в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2015 года

18 791,70

69,1

Но впереди еще одно тяжелое испытание: к 2018 году того же уровня должна достичь зарплата работников культуры и преподавателей колледжей, а у врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников — превысить среднюю по региону вдвое, то есть составить 54,4 тыс. рублей (в сегодняшних ценах).

Кроме того, реализация «майских указов» предусматривает индексацию зарплат бюджетникам Татарстана еще на 5% в октябре 2015 года и на столько же стипендию студентам в сентябре.

Образование

В следующем году практически во всех регионах страны дети в возрасте от трех до семи лет должны быть обеспечены местами в дошкольных учреждениях. В Татарстане за пять лет построили 118 детских садов. В 2015 году планируется создать еще 11 905 мест. Для этого построят 73 детских сада, реконструируют под детсады 16 зданий и создадут дополнительные группы в 38 существующих садиках. Так что поставленная задача будет выполнена.

Доступное жилье

Татарстан занимает первое место в ПФО по вводу жилья. По социальной ипотеке в новые квартиры переехали более 60 574 семей, по программе обеспечения жильем молодых семей — 7 261, по программе улучшения жилищных условий молодых специалистов, проживающих в сельской местности, — 7 212. А еще более 5 000 участников Великой Отечественной войны, более тысячи детей-сирот, многодетные семьи, молодые учителя, жильцы ветхих домов получили новые квартиры. По программе строительства арендного жилья возведена 461 квартира.


Социальная сфера

Здесь вообще значительный прогресс — в Татарстане учреждения социальной сферы не только не сокращают, а наоборот.

С 2012 года отремонтировано 698 фельдшерско-акушерских пунктов, построено 143 новых. В этом году планируется построить еще 60 ФАПов, две врачебные амбулатории и отремонтировать 231 фельдшерско-акушерский пункт. Также в Татарстане идет беспрецедентная программа по строительству сельских клубов — с 2012 года построено 139. В этом году сдадут еще 42 объекта.

Модернизация производств и трудоустройство

В «майских указах» Владимир Путин ставил задачу по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. И здесь Татарстан среди лидеров. В республике по итогам 2014 года число высокопроизводительных рабочих мест увеличилось на 11% по сравнению с 2013 годом и составило 543,8 тыс.

Экономика

Важный пункт «майских указов» — увеличение объема инвестиций до не менее 25% ВВП к 2015 году и до 27% — к 2018 году. По итогам 2014 года в Татарстане отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП — 33,27%.

Данный показатель является целевым индикатором Программы социально-экономического развития Татарстана на 2011-2015 годы. Его значение в соответствии с данной программой к 2016 году должно составить 40%.

Тяжелое бремя

Проблема в том, что формально это не законы, а указы, поэтому на них Бюджетный кодекс не распространяется. При этом при их разработке и реализации был нарушен баланс между центром и регионами, и в результате примерно 70% расходов пришлось покрывать регионам, и только 30% были обеспечены из федерального бюджета. Пока губернаторы делали все, чтобы удачно отчитаться о выполнении указов, в стране началась сначала стагнация, а затем и полноценный экономический кризис.

Таким образом, «майские указы» президента оказались де-факто нефинансируемыми мандатами. Простой пример: в 2013 году в Татарстане на связанное с ними повышение расходов потребовалось дополнительно 16,2 млрд рублей. А федеральный минфин из них компенсировал лишь 3,7 млрд. Разницу республиканскому бюджету пришлось закрывать самостоятельно. В 2014 году — такая же картина.

Необходимость реализации «майских указов» превратила бюджеты регионов в «собесы». По словам министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина, в расходах бюджета ускоренными темпами растет доля первоочередных и социально значимых расходов — с 69% в 2014 году до 80% в 2016-м. Из бюджета стала вымываться инвестиционная составляющая, без которой нет развития. Сам же бюджет начал превращаться в «огромную зарплатную ведомость». Реализация же майских указов в свете тяжелой экономической ситуации становится крайне напряженной.

Напомним, что 25 июня документ о внесении изменений в закон о бюджете 2015 был внесен в татарстанский парламент. Проект закона на 2015 год прогнозирует объем доходов в сумме почти 172,8 млрд рублей, а общий объем расходов — 190,5 млрд рублей, что больше установленных в законе значений на 23,56 и 35,75 млрд рублей соответственно. В итоге дефицит бюджета увеличивается с с 5,5 до 17,6 млрд рублей. Покрывать который придется льготными федеральными кредитами на 3 года. Если дадут.

Фото: Роман Хасаев, sntat.ru, gazeta.ru,kazanfirst.ru, riarealty.ru, gossov.tatarstan.ru

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров