Скупых переработчиков молока запишут в «картель покупателей»
ФАС уменьшит регулирование деятельности 144 татарстанских предприятий
Скандальный 4-й антимонопольный пакет, вступающий в силу с 5 января, облегчит жизнь крупным татарстанским промышленникам и позволит фермерам бороться за увеличение закупочных цен на молоко. Такой вывод можно сделать из выступления главы татарстанского УФАС Александра Груничева на брифинге. На какие основные направления окажут влияние поправки в антимонопольное законодательство — в материале «Реального времени».
«Татнефть», КАМАЗ и «Татспиртпром» освободят от гнета согласования
Управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану снизит свою деятельность в сфере финансового контроля после вступления в силу 4-го антимонопольного пакета. Напомним, эти поправки к антимонопольному законодательству президент России Владимир Путин подписал 6 октября, они вступают в силу 5 января. Предполагается, что нововведения сократят административное вмешательство в хозяйственную деятельность участников рынка, а также снизят административную нагрузку на бизнес.
Наиболее значимым изменением станет отмена реестра организаций, которые занимают 35% рынка в своей области. «У нас есть реестр и организации, входящие в него, обязаны согласовывать сделки с УФАС, а с 5 января этот реестр упраздняется», — рассказал Груничев. В реестре 144 компании из Татарстана, такие как ОАО «Холод», ОАО «Татспиртпром», ЗАО «Татплодовощпром», ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Татнефть», ПАО «Нижнекамскнефтехим»», ЗАО «Зеленодольский хлебокомбинат», ЗАО «Челны-Хлеб», ПАО «КАМАЗ», ОАО «Международный аэропорт «Казань», ОАО «СК «Татфлот», ОАО «Казанское ПАТП №1», ОАО «ХК «Татнефтепродукт», ООО «УК «Уютный дом» и другие.
«Сейчас для совершения сделок они должны в соответствии с законом подать ходатайство в наши органы, и мы либо одобряем, либо нет. Соответственно, с 5 января для них эта обязанность упразднена», — поясняет Груничев. Однако обязанность утверждать в УФАС некоторые сделки все-же останется. Например, в рамках статьи об экономконцентрации, если сумма сделки превышает 15 млрд рублей, то нужно будет заверять ее в антимонопольных органах, даже если предприятие входит в указанный реестр.
Обычные монополии приравняют к естественным
Зато появляются дополнительные функции у правительства РФ устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, перечню информации, позволяющей обеспечивать возможность сопоставления участниками условий рынка, порядку раскрытия информации, существенным условиям договоров на покупку товаров и порядок определения потребителя, подлежащего обязательному обслуживанию.
Такое правило вводится, если ФАС признает организацию, занимающую монопольное положение на рынке с долей более 70%, злоупотребившей этим положением. «Сейчас же, если эта доля у предприятия будет более 70% и на них будут поступать жалобы, что не могут приобрести товар у этой организации, то, скорее всего, будут задействованы нормы закона», — поясняет Груничев. Таким образом, монополии не смогут диктовать свои условия товарооборота в отрасли и завышать цены. Правила дискриминационного доступа к услугам финансовых организаций будут утверждаться ФАС совместно с ЦБ РФ. Однако на вопрос, какие компании могут попасть под действие этой нормы, глава УФАС не ответил, поскольку этот вопрос ведомство еще не проработало. В целом у ведомства есть ряд вопросов по правоприменению 4-го пакета, которые они намерены ставить перед федералами, сообщил Груничев.
Пока же правило недискриминационного доступа (ПНД) действует для субъектов естественных монополий. Оно регулирует перечень товаров, которые монополия реализовывает, и цены на них, порядок определения потребителей, и др. Однако с 5 января похожие условия распространятся на всех нарушителей закона о конкуренции. По сообщению портала pravo.ru, ФАС планирует утвердить или дополнить ПНД в области авиации, электроэнергетики, портов и почты, железнодорожного транспорта. Но бизнес уже выступил против новшеств: так, РСПП и «Деловая Россия» в качестве компромиссного варианта предложили вводить регулирование временно, например, на шесть месяцев, или лишь для российских рынков.
Следующее новшество — введение понятия «картель покупателей». Картелем (а соответственно, и нарушением антимонопольного законодательства) признается соглашение о ценообразовании между компаниями-конкурентами. «Молокоперерабатывающие заводы вынуждают производителей молока занижать закупочные цены, теперь это может быть отнесено к понятию «картель покупателей», — привел пример спикер. Напомним, что о проблемах завышенных или неравных закупочных цен на молоко татарстанские фермеры заявляли неоднократно. Особенно часто звучат обвинения в адрес крупнейшего молокообрабатывающего производства Татарстана (управляет активами обанкротившегося «Вамина») УК «Просто молоко». «Конечно, для республики, которая 60 миллиардов вложила в молочное животноводство, с учетом инвестиционных затрат, закупочная цена должна быть не ниже 23 рублей, а сегодня без НДС — 19,70 рублей», — заявлял министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов на встрече с предпринимателями в конце октября.
Предупрежден — значит вооружен
Кроме того, как сообщил Груничев, статью антимонопольного закона о недобросовестной конкуренции выделят в отдельную главу. Там подробнее раскроют понятия, связанные с недобросовестной конкуренцией: дискредитация конкурента, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, незаконное использование чужих товарных знаков и пр.
4-й антимонопольный пакет предполагает введение нормы, по которой компании — конкуренты, намеренные заключить соглашение о совместной деятельности (если суммарная стоимость их активов — 7 млрд и не превышает размеров, установленных законом для заключения соглашения), предоставляют ходатайство о заключении соглашения в антимонопольный орган, которое тот обязан в обязательном порядке рассмотреть и дать ответ, согласовывает ли он совместную работу конкурентов в таком виде. Эту норму можно считать «подстраховкой» для бизнеса, с помощью которой компании смогут избежать вынесения предупреждения, а также сообщить УФАС, как они намерены обеспечить конкуренцию при заключении соглашения. Процедура должна позволить антимонопольному органу учитывать мнение хозсубъекта при согласовании сделки (действия) и выдаче ему предписания.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.