Турагентства: «Сидим на пороховой бочке и не знаем, что будет»

Турагентства: «Сидим на пороховой бочке и не знаем, что будет»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Альтернативу турам в Египет и Турцию найти трудно, но без работы туристические компании не останутся. Несмотря на кризис в отрасли, им надо правильно реагировать на ситуацию и искать новые направления бизнеса: активнее продвигать внутренний туризм, предлагать новые варианты отдыха и быть готовыми к банкротствам крупных федеральных туроператоров. А начаться этот процесс может ближе к лету. О кризисе на рынке и прогнозах на будущий туристический сезон рассуждали участники бизнес-бранча, организованного интернет-газетой «Реальное время».

Участниками очень продолжительный и оживленной дискуссии стали представители компаний, специализирующихся как на международном, так и на внутреннем туризме, в том числе оказывающие услуги по образованию за рубежом и даже занимающиеся организацией яхт-мероприятий. Среди них — ООО «Спутник-Транс-Сервис-Казань», Sten Travel, Skyland Travel, «Глобал Вояж», Itec, Туристско-информационный центр Казани.

Отток на всех направлениях

Практически все участники бизнес-бранча говорили о наметившемся оттоке туристов.

Особенно это затронуло компании, ориентированные на выездной туризм или прием иностранных гостей в Татарстане.

«Самое большое влияние на спад в нашей отрасли оказал курс евро, — уверен директор Sten Travel Леонид Пресс. — При этом зарплата у людей не выросла».

Согласен с ним и директор по продажам «Салават City Сenter» Рустем Тарзиманов: «Экономическая ситуация в стране сложная. У людей просто недостаточно средств для отдыха. Так что они просто будут меньше ездить».

Одним из участников бранча стал директор AVT Travel Азамат Сабиров Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Меньше стали не только ездить отдыхать за границу, но и получать образование за рубежом. «Наши услуги продаются в валюте. Поэтому рост цен стал очень ощутимым. Можно сказать, что «отпал» средний класс, — констатирует директор Itec Ильдус Галимов. — Туры и обучение за границей сейчас могут себе позволить те, кто зарабатывает в валюте и не зависит от ее курса».

В нынешних экономических условиях многие туристы предпочитают уходить в индивидуальное плавание, бронируя билеты и отели и выстраивая маршрут путешествия самостоятельно, или просто остаются дома. Глобальное повышение стоимости туров практически не затронуло вип-туристов, которые как покупали, так и продолжают покупать туры. Лечебный туризм в западные здравницы, к примеру, те же Карловы Вары, не испытывает оттока. Но на долю вип-клиентов приходится всего 5-10% от общего туристического потока. А как привлечь клиентов среднего класса?

Леонид Пресс (слева) и Рустем Тарзиманов единодушны: самое большое влияние на спад в отрасли оказал курс евро Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Замена есть — замены нет?

Могут ли туроператоры найти замену популярным и недорогим Турции и Египту? Мнения участников бизнес-бранча разделились.

Так, директор по развитию компании «Мистраль» Александр Голубев уверен, что будущим летом ничего страшного не произойдет и турецкое и египетское направления будут успешно замещены на греческо-болгарское. Но это при условии, что ситуация останется такой же как сейчас и не произойдет еще каких-то ЧП.

С ним не согласен Леонид Пресс: «В Турцию ежедневно летало по несколько самолетов. Заместить такой поток невозможно».

Рустем Тарзиманов не видит замены Египту: «Все остальные предложения обойдутся туристу дороже в несколько раз. А ведь многие люди и поездку в Египет с трудом могли себе позволить».

Тем не менее многие компании озаботились переориентацией туристов на новые направления. Компания «Глобал Вояж», к примеру, задумалась о турах в Грузию и Армению и страны Азии.

Начальник отдела туризма Skyland Travel Галина Рылова считает, что будущее туристической отрасли — за индивидуальным сервисом, когда туристу уделяется максимум внимания. Выход из кризиса компания видит в предложении клиенту альтернативы по более выгодной цене. Она отметила, что сейчас соседи Египта — Иордания и Израиль — разрабатывают меры для стимулирования притока туристов, и этим надо пользоваться. Надо учитывать также, что стоимость туров в Грецию по раннему бронированию более привлекательна.

Грустной шуткой «надеюсь, что Европу для поездок не закроют» Галина Рылова выразила опасения всех участников туристического бизнеса.

В непростых условиях ведения бизнеса и снижения покупательского спроса некоторые татарстанские туроператоры обратили взгляды на Китай в ожидании тамошних туристов. Тем более скоро должен открыться прямой рейс, связывающий Татарстан и Китай. Кто-то занялся необычными направлениями активного туризма, вроде охоты и рыбалки. Руководитель департамента «Поволжье» компании «Курорт инфо» Евгений Терентьев, к примеру, продвигает санаторно-курортный отдых и лечение в Поволжье.

Выход из кризиса Галина Рылова видит в предложении клиенту альтернативы по более выгодной цене Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Но важно не только количество туристов, посетивших город, но и то, сколько средств они готовы потратить. «Надо считать не людей, а деньги, — уверен Леонид Пресс. — А если турист приехал, лапшу «Доширак» покушал, нам от того денег нет».

Евгений Терентьев продвигает санаторно-курортный отдых и лечение в Поволжье Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Банкротства будут

Следующий туристический сезон будет для участников рынка тяжелым. При этом не исключены банкротства крупных федеральных компаний. «В июне можно ждать банкротства крупных федеральных компаний, которые весь свой оборот формировали на Турции», — прогнозирует Леонид Пресс. — Причем они будут уходить с деньгами клиентов».

Евгений Терентьев ожидает проблем у турагентств и туроператоров, предлагающих туры на курорты Краснодарского края. Цены в крымских и сочинских здравницах выросли на 25-30%, туроператоры будут закупать номера, но будет ли на них спрос по таким ценам, и смогут ли их продать?

Если подводить итоги, настоящее и будущее туристической отрасли России можно выразить в словах одного из участников бизнес-бранча: ««Мы сидим на пороховой бочке и не знаем, что будет завтра». Но завтра все может измениться.

Полную расшифровку беседы читайте в ближайшее время на портале «Реальное время». Видеосюжеты с бранча можно посмотреть здесь

Евгения Газизова, фото Романа Хасаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров