«Вы же готовитесь к проверкам Роспотребнадзора, только когда они приходят! Что уж скрывать-то?!»

Почему Роспотребнадзор уверен в снижении административного барьера, а Тимур Нагуманов — нет

«Вы же готовитесь к проверкам Роспотребнадзора, только когда они приходят! Что уж скрывать-то?!»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

В татарстанское отделение Роспотребнадзора не поступало никаких поручений от федеральных служб в отношении проверок товаров и услуг турецкого производства. Ни один турецкий предприниматель также пока не обращался к бизнес-омбудсмену РТ. Об этом «Реальному времени» рассказали глава Роспотребнадзора РТ Марина Патяшина и сам уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов на прошедшей сегодня в автограде встрече «Бизнес и власть. Откровенный разговор».

Из 3000 проверок Роспотребнадзора по РТ — 300 приходится на автоград

В автограде прошла очередная встреча в рамках серии «Бизнес и власть. Откровенный разговор», которую раз за разом в Челнах и Казани проводит бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов. Сегодня с бизнесменами Закамья встречалась в индустриальном парке «Челны» руководитель управления Роспотребнадзора РТ и главный санитарный врач РТ Марина Патяшина.

Перед началом встречи с предпринимателями Патяшина поделилась с журналистами общей картиной. Так, число плановых проверок ведомства в 2015 году — 3 000, если брать только Набережные Челны — «их где-то 300» (то есть 10%). За последние 5 лет, уверяет Патяшина, количество проверок уменьшилось в три раза. По ее мнению, это следствие реформы по снижению административных барьеров для бизнеса, в которой «и Роспотребнадзор — не исключение: он также снижает число проверок и контрольно-надзорных мероприятий». В итоге большая часть объектов, где прошли проверки — 60% — детские образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, промышленные предприятия. На МСБ приходится небольшая доля. Тем более что, по ее словам, «до 2018 года введен мораторий на проверку МСБ, за исключением соцсферы, здравоохранения и образования».

Решения по «турецкому вопросу» чиновники РТ ждут от федеральных властей

Учитывая, что сегодня многих волнуют «русско-турецкий вопрос» и внезапное похолодание отношений между двумя странами, ранее плотно работавшими и по внешней торговле, и по совместным предприятиям (а российско-турецких СП в РТ, кстати сказать, немало), корреспондент «Реального времени» не мог не поинтересоваться мнениями выступающих по данной тематике:

— Вопрос, который многих сейчас волнует: как сегодня обстоят дела с проверками турецких предпринимателей, совместных с турками предприятий, в том числе касательно турецких продуктов в торговой сфере РТ? Будете ли вы их проверять, усиливать проверки или ждать «отмашки» от федеральных органов?

— Пока на сегодня никаких поручений от федеральных служб в отношении турецких товаров и услуг не поступало. Как только поступят поручения, то мы будем работать в соответствии с законодательством, — дала на наш вопрос дипломатичный ответ Марина Патяшина, не решившись комментировать действия федеральных властей.

— Тимур Дмитриевич, может, к вам обращались уже турецкие предприниматели?

— Пока в настоящий момент обращений турецких предпринимателей нет, — с готовностью ответил «Реальному времени» бизнес-омбудсмен, но, в отличие от Патяшиной, решил развернуть ответ подробнее. — На самом деле, могу сказать, что любой предприниматель, действующий на территории РФ, самое главное, должен соблюдать нормативные требования и законодательство. И если даже будут поступать отдельные поручения к различным ведомствам по проведению проверок именно в турецких компаниях, то такие поручения будут исполняться только в рамках действующего законодательства. Потому что национальный признак тут не имеет никакого значения.

Роспотребнадзор уверен в снижении административного барьера, а Тимур Нагуманов — нет

В самом начале встречи Патяшина заявила бизнесменам автограда и Закамья, что будет реагировать на «возникающие перекосы в работе» ее ведомства. Тем не менее отметила с неудовольствием чиновница, что видит (при том, что само ведомство прессинг снижает) «невысокую заинтересованность со стороны предпринимателей по соблюдению санитарного законодательства»: по результатам проверок, 85% предпринимателей нарушают его требования. В довершение всего Патяшина с уверенностью заявила — самим же предпринимателям! — что все они «замечают снижение административного барьера»: в связи с уменьшением количества проверок, в т.ч. плановых в малом и среднем бизнесе. Предприниматели на эту уверенность в том, что они сами думают, ответить с места не решились. Зато на уверенность Патяшиной ответил за предпринимателей сам Тимур Нагуманов, будучи спикером:

— Насчет административного давления — далеко не все предприниматели чувствуют его снижение. Мы понимаем, сокращается число проверок ежегодно. Но иногда в некоторых ведомствах это переходит в качество… Я не скажу, что это касается Роспотребнадзора! — тут же оговорился Нагуманов, не желая обидеть гостью в самом начале встречи. — Но тем не менее количество проверок бизнеса остается большим.

Марина Патяшина: «Местные товары по химсоставу качественнее импортных»

Любопытным на полуторачасовой встрече бизнеса и власти стало обсуждение качества мясных изделий, местных и неместных, главным образом колбас. Что интересно, жалоба поступила от руководителя торговой компании, который эти колбасы вынужден продавать, а затем выслушивать жалобы на качество этой проданной продукции. Равиль Марданов, руководитель компании «Манго», занимающейся торговлей продовольственными товарами, поделился постоянной, по его мнению, покупательской критикой колбас, которые «невозможно есть». Контролирует кто-то их качество вообще, поинтересовался он у Патяшиной. По его словам, хотя бы «минимальный контроль качества» необходим. Патяшина тут же в ответ сослалась на то, что производством колбас занимается преимущественно МСБ, а в этой сфере в силу снижения административного давления — наименьшее количество проверок.

— Раньше, очень давно, все колбасы были изготовлены по ГОСТу, твердому стандарту, не позволявшему делать шаг вправо, шаг влево. Сегодня же есть возможность у производителей изготовлять продукцию по техническим условиям, — ответила она, судя по всему, о временах ГОСТа немного сожалея.

Тем не менее, если верить главе Роспотребнадзора РТ, в ее ведомство жалобы на мясные изделия поступают крайне редко. Случаются, мол, разве что нарушения в этикетках, когда, например, не заявлена на них свинина, хотя в продукте имеется, или же не заявлены на этикетке имеющиеся консерванты. При этом Патяшина, защитив местную продукцию, раскритиковала импортную продукцию, в которую из-за длинного транспортного плеча во время доставки для сохранения сроков годности добавляют различные химические вещества. Каждая десятая проба импортной продукции в 2014 году, по ее словам, была несоответствующей стандартам качества по химическим веществам. У отечественной продукции — 2-3%. У отечественного татарстанского производителя процент нестандартной продукции по химическому составу еще ниже — 1,5%. При этом, впрочем, Патяшина отметила, что имеет в виду лишь нормативный состав, «вкусовые качества» товара отечественного производителя могут страдать…

«Колбасный вопрос»

— Получается, по проведенным проверкам, колбасы у нас нормальные все? — недоверчиво переспросил Патяшину Тимур Нагуманов.

— Ну, по колбасам редко обращаются, буквально единицы! — защищала колбасников Патяшина.

— Просто есть расхожие мнения: в колбасу кладут что угодно, кроме мяса. И качество продукции такое, что есть нельзя. И на встречах мне говорят, «я колбасу не ем, потому что там мяса нет», — признался бизнес-омбудсмен.

— Обращений, действительно, очень мало! — стояла на своем глава Роспотребнадзора, отчасти подтверждая высказанное мнение Нагуманова (ведь раз люди колбасу стараются не есть, понятно, что и обращений по поводу ее качества будет немного!).

— Но ведь при этом и подтвердить, что колбаса вся хорошая, тоже нельзя, — дипломатично пошел на уступки Нагуманов.

— Тоже нельзя, — согласилась Патяшина. — Вы же видите, плановых проверок бизнеса почти нет…

— И это хорошо!

— Хорошо! Поэтому дайте нам факты для внеплановых проверок, если имеет место некачественная продукция. А то вы обвиняете нас, что качество продуктов низкое, вместе с тем проверок МСБ мало… — разгоряченная обвинениями, эмоционально отвечала глава Роспотребнадзора.

Что для НАСА хорошо, то для ресторанов РТ — смерть

Второй и даже главной темой встречи стала критика системы ХАССП, которую бизнесменам внедрять сложно, а чаще всего и невозможно («Реальное время» подробно об этой проблеме писало). Система ХАССП — система, обеспечивающая контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации, используется в основном предприятиями — производителями пищевой продукции. ХАССП впервые была применена в НАСА и ряде военных лабораторий США для создания безопасной пищи для астронавтов. А летом 2013 года в странах Евразийского экономического сообщества был введен техрегламент Таможенного союза, согласно которому внедрение ХАССП стало обязательным и для российских организаций, участвующих в цепи создания пищевой продукции. Выясняется, однако, это отчасти подтвердила и Патяшина, что хорошо для НАСА и крупных производств, то гибельно для малых предприятий.

Первой эту тему подняла представительница нижнекамского ресторана «Арба» — «стоит ли это ПО устанавливать, и какие будут санкции, если ресторан ее не установит». Патяшина сначала заявила, что до декабря данное бизнесу время на установку системы завершается (изначально она должна была быть внедрена до 15 февраля 2015 года, — прим.ред.), но затем призналась:

— Честно вам скажу, систему ХАССП мы контролируем только на крупных предприятиях пищепрома. На предприятиях общепита ХАССП в принципе должна быть, но внедрять ее тяжело…

— Тяжело внедрять, — послышался мрачный голос из зала, принадлежащий Эдуарду Ковалеву, директору ПКФ «Татнэт» (занимается поставками мяса, в т.ч. в образовательные учреждения автограда).

— … Тяжело! — согласилась Патяшина. — Поэтому мы не ставим целью начать контроль с вас по программе ХАССП.

Внезапно оказалось, что сам ресторан «Арба» ни о какой программе ХАССП даже не слышал (это при том, что в декабре истекает срок на ее установку, — прим. ред.), а вышли они на Роспотребнадзор потому, что к ним пришли некие сторонние лица и предложили установить систему за немаленькие деньги, разумеется. Услышав сей факт, глава Роспотребнадзора РТ тут же за него зацепилась, обвинив часть установщиков этой системы чуть ли не в мошенничестве:

— Очень много выходит предпринимателей на рестораны, и всячески стараются в свои сети завлечь! Мы программу ХАССП в ресторанах пока не контролируем — даем вам передых, хотя по закону она должна быть, — заявила она. — При этом даже далеко не все крупные предприятия, которые мы будем контролировать, ее установили — в т.ч. в Челнах.

Ресторанам до момента, когда их начнут штрафовать за отсутствие ХАССП, остался месяц?

Заявление ее вызвало явное недоумение в кругах бизнесменов. Ведь если по закону ХАССП должен быть, то какие могут быть претензии к тем, кто за плату предлагает ее установить? Не говоря уже о том, что при возможности представители проверяющих органов могут предъявить претензии вплоть до закрытия ресторана, в котором ХАССП не установлена («устная лицензия» вида «Нам Патяшина разрешила!» вряд ли тогда поможет). Административная ответственность за невнедрение: 20-30 тыс. рублей для ИП и 100-300 тыс. рублей для юридических лиц. На прямой вопрос, как много времени у ресторанов осталось до дня Икс, Патяшина вновь «перевела стрелки» на множество мошенников на рынке установки ХАССП.

— Недавно вот обнаружилось: от нашего имени выходили на рестораны Казани и говорили, что нужно заключить договор по обучению и разработке ХАССП. Я вас уверяю, что никаких подобных поручений и аффилированных с нами структур нет!

— Все-таки уточнить хотелось бы — когда рестораны начнут проверять на установку этой системы и начнется какая-то ответственность? — не выдержал уже сам Нагуманов.

— Очень тяжело идет процесс установки системы даже на крупных предприятиях. На мелких предприятиях, я бы даже сказала, что это невозможно, — призналась, наконец, Марина Патяшина. — Если ресторан на 100 мест — куда ни шло, а если на 20 мест? Там это невозможно сделать вообще. Поэтому по истечении года (непонятно, какого — 2015 или 2016, — прим.ред.) мы на это внимания обращать пока не будем. Изучите пока вопрос сами. Вы, главное, обучите одного своего специалиста. Но у вас же у половины (предпринимателей, –прим.ред.) даже системы контроля качества нет!

«Вы же все время готовитесь к проверкам, только когда проверка приходит! Что уж скрывать-то?!»

Эдуард Ковалев, получив микрофон, пожаловался Патяшиной на то, что его производство на арендуемой площади в 400 кв. м перестроить для системы ХАССП невозможно. При этом производство ориентированно на поставки в госучреждения всего Закамья, добавил он.

— Все равно вам надо ее делать, — отрезала она.

— То есть вы год на это даете?

— Зачем, у вас год прошел… Но, Боже мой, вас хоть раз проверяли?! Вы же все время готовитесь к проверкам, только когда проверка приходит! Что уж скрывать-то?! Вот у вас хоть раз проверка была, плановая или внеплановая за все время вашего существования, при том, что вы поставляете продукцию на весь Закамский регион? — подозрительно взглянула на неосторожного бизнесмена глава Роспотребнадзора РТ.

— Конечно! Раз в год…

— Нет, не можем мы вас раз в год проверять. Раз в три года проверяем, и охват предприятий пищевой промышленности у нас всего 7% в целом по РТ (что отчасти объясняет уверенность Патяшиной в качестве колбас…, — прим.ред.).

— По-моему, той осенью проверяли, — печально вспоминал Ковалев.

— Той осенью? Наташ, проверяли мы их? — поинтересовалась Патяшина у подчиненной и, получив отрицательный ответ, добавила: — Нет! У вас вообще не было проверки!

«Значит, будет!», — загудел зал. Ковалев, кажется, понял, что с вопросами погорячился. Но Патяшина тут же заявила, что острые вопросы основаниями для проверки не являются.

Как бюрократическая цепочка завязалась в узел в санэпидемстанции автограда — из-за ФАПов

Дмитрий Федоров из компании «Конкорд-Оптика» тоже вызвал бурю эмоций у Марины Патяшиной. Он рассказал о сложности получения лицензий на медицинскую деятельность предпринимателя. Для ее получения необходимо получить сертификат на помещение от Роспотребнадзора. Но чтобы получить его, необходимо экспертное заключение специализированной организации. Бюрократическая цепочка и без того впечатлила бы всякого, но в довершение прочего на одном из пунктов этой цепочки система похоже «застряла».

— У нас в Челнах навязывается получение этого заключения — в санэпидемстанции. Проблема в том, что там остался по этому вопросу всего один сотрудник. И вот летом, когда было лицензирование ФАПов, этот сотрудник был занят. И все частники сидели и ждали. Два месяца не могли открыть салон свой из-за этого, — огорченно заявил Федоров. — Обращались в Елабугу, там нам сказали: «У нас рынок поделен, мы не будем ничего делать!». Говорят, «это сливки, на которых мы зарабатываем». Либо надо увеличить число людей в санэпидемстанции, либо разрешить выдачу частным компаниям, либо Роспотребнадзор пусть разрешит обращаться в Елабугу — где людей меньше, а сотрудников по этой теме больше!

— Мне, если честно, не очень приятно слушать это, потому что регламент четкий, я не могу понять, как можно ждать два месяца?! — спросила опечаленная жалобой Патяшина у Федорова, который, собственно, тоже этого не понимал. — Никакие другие, кроме гослабораторий, не могут проводить экспертизу. Я не могу выдавать заключение за подписью, доверяя лаборатории, которая может быть заинтересована выдать вам положительное заключение. Поэтому документ выдается на основании экспертизы службы, находящейся в системе Роспотребнадзора. Вы обращаетесь с заявлением к нам, срок рассмотрения заявления — один месяц. В рамках заявления мы даем предписания подведомственной нам организации (в случае автограда — санэпидемстанции, — прим. ред.) выйти и провести экспертизу. В течение двух недель они обязаны экспертизу провести — меня не волнует, один человек или 10 человек там работают.

В конце концов Марина Патяшина рекомендовала предпринимателям оставлять заявления на сайте ведомства, где размещена его форма. У Дмитрия Федорова же она поинтересовалась, не решил ли он заплатить за экспертизу (видимо, подозревая коррупционный момент в санэпидемстанции), но, получив отрицательный ответ, попросила копию его заявления для «проведения служебной проверки», так как в ее ведомстве «жесточайшим образом отслеживают срок оказания госуслуг в течение 30 дней».

Сергей Афанасьев, фото автора
Патяшина Марина Александровна

Новости партнеров