Психологи: «Требования Роспотребнадзора — это невыполнимо и глупо с точки зрения детской психологии»

Специалисты рассказали о возвращении детей в школу после затяжного периода дома

Психологи: «Требования Роспотребнадзора — это невыполнимо и глупо с точки зрения детской психологии»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Накануне начала учебного года, после пятимесячного отсутствия детей в школе, психологи видят проблему не столько в самой адаптации детей к ежедневному пребыванию в стенах классов, сколько в неопределенности, которая рождает тревожность и стресс. Если дети будут знать о возможности снова уйти на карантин, их мотивация, способность к обучению снизятся. Специалисты в области детской психологии в беседе с «Реальным временем» размышляли о том, как безболезненно возвращать детей за парты, как проверить знания школьников и будут ли эффективными жесткие ограничения Роспотребнадзора.

Всю жизнь к чему-то адаптируемся

По общему мнению психологов, проблема адаптации всегда возникает, когда что-то меняется: ситуация, социальное пространство, пусть даже на какой-то период. Взрослый человек или ребенок к этому новому привыкают, но потом, когда жизнь возвращается в прежнее русло, им снова нужно время, чтобы перестроиться, сломать уже успевшие сформироваться привычки, режим дня, обязанности, ответственность.

— Мы все прекрасно знаем, как тяжело после отпуска взрослому человеку возвращаться на работу. Не на пустом месте появилась шутка: «Никто так не нуждается в отдыхе, как только что вышедший из отпуска». Это, безусловно, к ребенку тоже относится. Тут, конечно, нужна продуманная система, а вот ее-то как раз и нет. Проблема в том, что ситуация — беспрецедентная, не было раньше такого опыта, — рассуждает в беседе с «Реальным временем» психолог Инна Городецкая.

— Возникает проблема не столько обратной адаптации к школе, сколько проблема изменения режимных моментов, во-первых. А во-вторых, дети достаточно быстро отвыкают от системной деятельности. Будет не очень просто встраивать эту картину обратно после тех условий, в которых они находились всю весну. Не надо забывать, что за период, пока шел этот карантин, изменилась часть отношений между самими детьми и педагогами, — поясняет нашему изданию профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАЕН Илья Слободчиков.

Однако, по мнению Инны Городецкой, необходимость перестраивать себя — это не так плохо:

— Нам всю жизнь к чему-то приходится адаптироваться — это просто надо учитывать. Это как условие задачи: «Дано…» И наша задача — решить это наилучшим образом, наиболее эффективно и комфортно для ребенка. Ситуация неопределенности в этом году по всему миру рождает и тревогу, и стресс, и негатив. На данный момент это — проблема глобальная. Общаюсь, например, с коллегами или просто с друзьями из других городов и стран — все накануне учебного года находятся в этой неопределенности, а это всегда дискомфорт.

В то же время Илья Слободчиков замечает, что после летних каникул детям будет чуть проще возвращаться в школу, чем если бы это им пришлось делать сразу после карантина, «потому что был достаточно большой период летом перед школой, когда ребята успели наобщаться».

Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Средняя школа «провисает»

Много факторов, кроме возрастных, влияет на адаптацию детей, считает Городецкая. И все же она отмечает, что чем младше ребенок, тем больше у него сложностей в плане привыкания к режиму. Однако, по мнению Слободчикова, «умный педагог весь этот процесс может перевести в игровую форму — да, это требует усилий от него самого, но тем не менее сложностей с младшими меньше».

— Для «началки» подобные вещи (карантин), скорее, развлечение: ребятишкам, конечно, дома сидеть не хочется, это очевидно. Но там адаптация чуть легче и проще, — уверен наш собеседник из Москвы.

Дети постарше быстрее подстроятся под новый режим, но на общий процесс у них могут наложиться свои «возрастные бонусы», подчеркивают психологи. Хотя со старшей школой тоже проще: «там у многих детей идет уже самостоятельная мотивация на обучение. Ее не надо поддерживать искусственно, подростки понимают, что им в вуз поступать, — педагог в прямом виде им не всегда требуется», утверждает профессор.

По его мнению, именно ученикам средней школы тяжелее всего дается адаптация, потому что они не приучены самостоятельно получать знания — нет мотивации к обучению.

— Уходя от плотного контроля, взаимодействия, они «провисают» в плане обучения, в плане выполнения всех заданий, — продолжает Слободчиков. — Требовать можно что угодно, но проблема всего этого дистантного обучения вовсе не в соблюдении требований, а в том, что исчезает сама атмосфера взаимодействия. Отсутствует живое общение и возможность непосредственно контактировать с учеником, отсутствует весь необходимый эмоциональный ряд. Я уж не говорю о том, что мы не видим, какой ученик на самом деле в момент обучения. Он может сидеть, одним ухом слушать этот урок, а рядом с ним могут быть разложены телефоны, игрушки и еще бог знает что. Кроме замечательного Татарстана в нашей большой стране много регионов, далеко не везде можно наладить дистант.

Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

«ВПР нужны, чтобы отчитываться»

Скорее всего, учителя сейчас просто в неведении относительно того, что же смогли усвоить дети во время самоизоляции. Ученикам не нужно утруждать себя, и не требуется особой сообразительности, чтобы пользоваться электронными подсказками на дистанционной контрольной или отвечать перед учителем, который находится по ту сторону экрана, если у тебя под рукой учебник. Поэтому всероссийские проверочные работы, которые не успели провести в конце прошлого учебного года, в Минпросвещения РФ решили организовать сразу же, в начале сентября.

— Что касается обучения — да, могут возникнуть определенные трудности, хотя бы потому, что к материалу, который был выведен в дистанционку, придется возвращаться. На педагогов ложится нагрузка, они должны убедиться, что материал действительно пройден. Знаю, как дети сдавали зачеты и контрольные писали, — там много вопросов, — сообщила «Реальному времени» доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии КФУ Галина Александрова.

— Кто как учился на удаленке? Все по-разному. Многие родители отмечают, что успеваемость у ребенка за этот период оказалась намного выше, чем раньше. Мы же понимаем объективно, что это не отражение реальной ситуации. Был и интернет в помощь, родители рассказывают, что дети подключались к общему чату во время урока и дальше ложились спать, — описывает ситуацию Городецкая.

Она полагает, что тесты в самом начале учебного года будут стрессом для детей, но какой-то срез знаний все же надо получить.

— В данном случае многое зависит от эмоциональной и психологической компетенции тех, кто эти тесты будет проводить: от учителей, родителей. Надо подготовить ребенка, найти правильные слова, подбодрить, дать ему право на ошибку. Нужно объяснить, что это все-таки тесты начала года, они не повлияют на итоговый результат, — советует родителям Инна Городецкая.

— ВПР нужны министерству для того, чтобы оно могло отчитываться. На самом деле, вся эта система ВПР — абсолютная глупость, реальных проверок качества знаний она не дает, и педагоги это знают. Это формальность. Контрольные работы, разумеется, нужны — никто не спорит, проверять знания обязательно надо. Только делать это надо разумно, тогда, когда выстраивается система и ребенок к этому готов, и, опять же, не нагнетая тревожности и хаоса вокруг всего этого, — считает Илья Слободчиков.

Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Каждый год отвыкают от школы — и ничего»

И все же психологи считают, что не стоит слишком драматизировать ситуацию. Они не видят большой проблемы для детей в обратной адаптации к школе.

— Дети в большинстве своем — люди достаточно адаптивные, и, может быть, родителям самим не стоит так уж нервничать по этому поводу, тогда и ребенку не будет передаваться эта тревожность. Очень многие подростки, с которыми я разговаривала, соскучились по коллективу, по школе. У них и радостные моменты есть в возобновлении обучения, многие ждут 1 сентября, — говорит Инна Городецкая.

Галина Александрова рассказала, что родители обращались с вопросами как раз во время карантина, когда была дистанционка. Что касается детей, у них, по ее сведениям, «достаточно традиционное восприятие начала учебного года, за исключением первоклашек, конечно».

— Думаю, больше нагнетается эта проблема. Оснований для опасений, мне кажется, быть не может. Адаптируются. Человек — существо организующееся и самоорганизующееся. Не думаю, что этот перерыв так травмировал детей. Детская психика более гибкая, чем у взрослых. Нельзя сказать, что они с этим карантином «упали» в первобытное общество — этого нет. Безусловно, ребенок тянется к общению со сверстниками. Это хорошо. За три месяца каникул дети каждый год отвыкали от школы — и ничего, потом спокойно привыкали. Не такой длинный был карантин, не 5 лет, чтобы можно было сказать: «Столько не учились, а потом пришли», — делает вывод из своих наблюдений доцент КФУ Александрова.

Рассуждая с точки зрения науки и социальной психологии, она пояснила, что по сути своей адаптация к дистанционке хуже, чем возврат к прежней жизни.

— И биологи, и психологи говорят о том, что уход на дистанционное обучение не в связи с карантином, а просто как на некую новую форму обучения имеет больше отрицательных сторон, чем положительных. В общении друг с другом дети социализируются, приобретают определенные навыки жития. Именно в общении с другими людьми мы приобретаем иммунитет. Родители — фанатики чистоты, помещая ребенка под «колпак», изолируя его, наносят ему еще больший вред: дети не контактируют с разного рода микроорганизмами, которые помогли бы им самим вырабатывать иммунитет. Биологи говорят о большой опасности изоляции, которая нарушает иммунитет, — обращает внимание на тонкий аспект собеседница нашего издания.

Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Никакая школа детям не нужна!»

То, как чувствуют себя дети, безусловно, зависит от окружающих взрослых.

— Карантин с высокой вероятностью может повториться, и тогда мы будем иметь вторую фазу всех этих «радостей». У достаточно многих учителей сейчас высокая тревожность по поводу того, что будет дальше, высокая тревожность и у родителей. А дети, особенно младшие, копируют со взрослых все эти эмоциональные вещи, поэтому и у них тоже тревожность высокая, — анализирует Илья Слободчиков.

Галина Александрова тоже считает нежелательным уход на новую дистанционку. Но даже если ее не будет, все равно неразбериха может возникнуть с организационными моментами уже с начала учебного года.

— Возможно, будет совмещение двух форм образования. Слышала, что каждый регион и школа будут решать: какие-то предметы, темы выносить на дистанционку, а что-то оставят для школьного обучения. Мне, как психологу, кажется необходимым установить определенность, четкость с элементами новизны вот этих правил, как для самих учителей и администрации школьной, так и для родителей и учеников. Чтобы не было такого: «Можно так или так» или «А подождите, мы узнаем». Такое положение вещей всегда очень сильно напрягает, и чтобы снизить градус возможного напряжения, надо четко продумать схему и администрации, и учителям, — подчеркивает доцент КФУ.

А родителям она советует спокойно задавать вопросы, «не возмущаться, не устраивать какие-то наезды». Вопросы могут стать своеобразной родительской помощью администрации в этой ситуации. Учителям психолог рекомендует почаще общаться с родителями, выяснять, какие у них вопросы, внимательнее следить за настроением учеников, тем более что сейчас все-таки ввели в образовательное пространство воспитательную функцию.

Основную проблему Илья Слободчиков видит все-таки не в организации учебного процесса, а в устойчивой мотивации к обучению у детей.

— Надо четко понимать, что изначально детям никакая школа не нужна совершенно! Это школе дети нужны, потому что для школы дети — это фактор профессиональной реализации. Детям нужно учиться, но эта история совсем про другое. Чтобы дети учились, им должно быть интересно. Чтобы им было интересно, процесс нужно грамотно и профессионально выстраивать. Наша сегодняшняя школа в большинстве случаев не умеет этого делать, — сетует московский психолог.

Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Школе необходимо мотивировать детей, а теперь к этому еще добавляются требования Роспотребнадзора, сокрушается Слободчиков:

— Все эти чрезмерные требования Роспотребнадзора, что дети должны сидеть только в своем помещении, не общаться и так далее — во-первых, это невыполнимо, во-вторых, глупо с точки зрения детской психологии, какими бы причинами это ни было бы вызвано в конце концов. Сложность заключается в поддержании качества образования. Ведь дети устроены очень просто. Если услышат разговор взрослых дома, что через месяц их снова закроют на карантин, где они будут мыслями? В карантине, а вовсе не в классе — это совершенно очевидно. Поэтому неопределенность, неустойчивость, неравновесность и создадут конечную проблему, вызовут колоссальное количество абсолютно ненужных и неумных ограничений. У нас же, к сожалению, далеко не все педагоги и администраторы умеют думать. Система устроена — «Взяли под козырек и выполняем», — резюмирует профессор психологии.

Екатерина Аблаева
Общество Татарстан

Новости партнеров